Премьер-министр Молдовы Павел Филип и президент Украины Петр Порошенко открыли в понедельник совместный молдавско-украинский пункт пропуска «Кучурганы-Первомайск». Это первый совместный КПП на приднестровском сегменте госграницы, а до конца года Кишинев и Киев планирую ввести такой же режим пропуска еще на 12 КПП. Тирасполь и Москва расценивают эти намерения как «новый виток экономической блокады», тогда как Украина и Молдова уверяют, что введение совместного контроля облегчит жизнь и компаний, и жителей Приднестровья.
Свободная Европа: Прежде всего: чего хочет добиться Республика Молдова с помощью введения совместного контроля на границе с Украиной?
Георге Бэлан: Когда мы говорим о восстановлении контроля на центральном участке границы и, в частности, об официальном открытии совместного КПП «Кучурганы- Первомайск», то это совершенно естественно и нормально. Мы не пытаемся чего-то этим добиться. Мы, как и любое государство, желаем восстановить контроль на всем пограничном пространстве страны, и это нормально, это общепринято в международном плане, и все государства осуществляют это право, не преследуя при этом каких-то особых целей.
Участок госграницы, который не контролировался молдавскими властями, представлял и представляет риск для суверенитета Украины
Так что мы стали свидетелями возвращения в нормальное русло, постепенного восстановления контроля на участке границы, который долгое время находился вне контроля.
Свободная Европа: И как скоро этот контроль может быть восстановлен на всей границе?
Георге Бэлан: Думаю, в этом направлении следует предпринять необходимые действия. С молдавской стороны существует в этом плане полная открытость. Правда, есть и некоторые задержки, возможно, административные – или связанные с нормами закона о процедурах, которые надлежит осуществить между двумя государствами для восстановления контроля на всех 13-ти межгосударственных и международных пропускных пунктах, установленных на центральном участке границы с Украиной.
Свободная Европа: Более чем ясно, что без четкой позиции Украины это событие вряд ли бы произошло. В чем – интерес Украины? Чем объясняется пересмотр ее позиций?
Георге Бэлан: На данный момент мы в хороших, дружественных отношениях с соседней Украиной, которая, со своей стороны, осознала угрозы, связанные и с ее безопасностью, и с торговлей, и с контрабандой. Соответственно, данный центральный участок госграницы, который не контролировался молдавскими властями, представлял и представляет определенный риск для суверенитета Украины.
С учетом этого Киев совместно с Кишиневом начал предпринимать действия по восстановлению совместного контроля на общей границе.
В результате введения совместного контроля и население, и экономические агенты получат ряд преимуществ и выгод. Сокращается дорога, сокращаются расходы
Потому что только общими усилиями можно бороться с теми негативными явлениями, которые происходят в неконтролируемых зонах. В этом контексте все действия, которые предпринимаются сегодня в связи с открытием совместного контрольного пункта в Кучурганах, направлены именно на упрощение таможенных процедур, освоение европейского опыта совместного контроля, который приводит к сокращению периода нахождения на контрольно-пропускных постах и, в конечном счете, оборачивается заметными выгодами для хозяйствующих субъектов. Предприниматели только выиграют в результате введения совместного контроля, не говоря уже о том, что принятые меры постепенно приведут к искоренению всех тех негативных явлений, о которых я говорил ранее.
Свободная Европа: С другой стороны, Тирасполь ссылается на тройной таможенный контроль, который, с его точки зрения, обернется потерями или дополнительными расходами в размере до 3 млн долларов. Также Тирасполь говорит об услугах молдавских брокерских компаний, которые обойдутся еще примерно в два миллиона долларов, о возможном задержании граждан, против которых на правом берегу Днестра возбуждены уголовные дела, о проблемах, с которыми столкнутся владельцы автомобилей с приднестровскими номерами… И Тирасполь чрезвычайно критически воспринимает действия по установлению совместных КПП. Как бы вы ответили на подобные опасения?
Георге Бэлан: Прежде всего, если проанализировать все эти моменты, на которые ссылается Тирасполь, можно заметить, что их подавляющее большинство не имеют основания, это в основном голословные обвинения и спекуляции. Подтверждение тому – хотя бы тот факт, что они беспрепятственно гуляют по Кишиневу, что нет никаких проблем для добропорядочных граждан, которые проживают на всей территории страны, в том числе, и в Тирасполе, Бендерах или Рыбнице, – в любом другом городе Молдовы.
Совместный контроль не имеет абсолютно никакого отношения к переговорному процессу
Разумеется, если человек нарушил закон, если ему предъявлено обвинение в совершении тех или иных преступлений, то подобные деяния наказуемы, где бы он ни находился. Здесь нет никаких политических мотиваций, направленных на дискриминацию или разделение жителей по категориям, в зависимости от места проживания.
Что касается экономических проблем, то детальное изучение ситуации, в том числе с участием зарубежных партнеров, анализ возможных рисков и угроз показал, что в результате введения совместного контроля и население, и экономические агенты получат ряд преимуществ и выгод. Сокращается дорога, сокращаются расходы. Соответственно, добропорядочные предприниматели, не вовлеченные в различные схемы контрабанды, только выиграют от этого, в том числе, и финансово.
Свободная Европа: Г-н Балан, в информационных выпусках прозвучало сообщение, что Кишинев готов закрыть глаза на приднестровские номерные знаки, которые, уж не знаю почему, считает нейтральными. Некоторые обозреватели уже заявили, что это первый шаг к федерализации Республики Молдова. Что вы об этом думаете?
Георге Бэлан: Здесь мне бы хотелось сделать пару уточнений. Когда речь идет о нейтральных номерных знаках, то имеются в виду не те регистрационные номера, которыми пользуются на данный момент представители Тирасполя. Мы говорим о регистрационных номерах, которые не содержат никаких приднестровских псевдо-государственных атрибутов.
Приднестровский регион – неконтролируемая зона, где люди живут практически как в гетто
Соответственно, речь идет не о существующих на сегодняшний день номерных знаках региона. Кроме того, эксперты, поспешившие прокомментировать информацию, упустили одну важную деталь: имеется в виду регистрация всех этих автомобилей в подразделениях предприятия Registru, расположенных на территории Республики Молдова.
Следовательно, после оформления регистрации и получения молдавских документов у жителя Приднестровья будет официальный документ, подтверждающий факт регистрации транспортного средства, а заодно – и возможность ездить за рубеж. Нет, ни о каком признании приднестровских регистрационных знаков и речи быть не может.
Свободная Европа: И на этих знаках не будет изображений флага и герба непризнанной республики?
Георге Бэлан: Нет. Именно это обсуждается сейчас в рамках рабочей группы в области транспорта. Подход основан на принципах суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.
И здесь я имею в виду регистрацию этих транспортных средств в конституционных органах, занятых вопросами регистрации, – это предприятие Registru. Данным транспортным средствам будут присвоены номерные знаки, не содержащие никаких элементов приднестровской псевдо-государственности. Возможно, это будут номерные знаки без какого-либо указания их локализации.
Свободная Европа: Учитывая жесткую критику со стороны Тирасполя и Кремля, какие последствия прогнозируете вы, например, для хода переговорного процесса?
Георге Бэлан: Во-первых, совместный контроль не имеет абсолютно никакого отношения к переговорному процессу. Мы говорим о выработке особого правового статуса для Приднестровья, как составной части Республики Молдова. Что же касается пограничного контроля, то это суверенное право государства Республика Молдова. В любой стране мира охрана границ является прерогативой государства.
Переговоры не были прекращены. Экспертные группы по отраслям продолжают работу в нормальном режиме
В данном случае нет никакой непосредственной связи ни с переговорным форматом «5+2», ни с разделением компетенций между Кишиневом и Тирасполем. Соответственно, по идее и по логике вещей, никаких последствий быть не должно. Но я не исключаю, что этим вопросом приднестровская сторона будет спекулировать, чтобы поднять какие-то ставки – или попытаться оказать давление на международных партнеров или на Кишинев.
Свободная Европа: А также участвовать – или не участвовать в переговорах?..
Георге Бэлан: В конечном счете, приднестровская сторона больше всех заинтересована в переговорах, потому что единственная возможность и единственный статус, который у нее есть – это участник переговоров.
И только успешное завершение переговоров и выработка особого политического статуса позволят преодолеть ситуацию, при которой приднестровский регион – неконтролируемая зона с огромными проблемами в плане обеспечения прав человека, где люди живут практически как в гетто. Только в результате переговоров удастся вернуться к нормальной человеческой жизни.
Свободная Европа: Вы настроены оптимистично. А как вы считаете, можно ли возобновить переговоры в нынешних условиях?
Георге Бэлан: Переговоры не были прекращены. Должен сказать, что экспертные группы по отраслям продолжают работу в нормальном режиме, мы – на связи, мы взаимодействуем с политическим представителем Тирасполя, мы довольно интенсивно работаем с нашими международными партнерами, которые участвуют в процессе переговоров. Соответственно, нельзя говорить о том, что переговоры приостановлены. И мы заинтересованы работать и искать решения проблем, которые стоят перед экономическими агентами, перед жителями Приднестровья – и преодолеть все негативные последствия от нерешенности конфликта. В то же время, следует избегать политизации или попыток извлечь из этого процесса какие-то политические дивиденды.