Игорь Боцан: Диаспора – это большая сила, она стала таковой еще во времена коммунистов, когда вклад наших мигрантов был равен госбюджету. Эти деньги поддерживают здесь семьи наших соотечественников, работающих за рубежом. Благодаря нашим мигрантам молдавская экономика потребления еще держится…
Свободная Европа: Но, согласитесь, что как раз во времена коммунистов предпринимались попытки политической маргинализации диаспоры, с акцентом на этнической специфике, на фестивалях и инвестициях, но – без политических прав.
Игорь Боцан: Это так, но ситуация изменилась в 2010 году, накануне досрочных парламентских выборов, когда так называемая проевропейская власть поняла, что может проиграть выборы, если она не заручится поддержкой диаспоры.
Свободная Европа: Тогда и протрубил горн?
Игорь Боцан: Да, разумеется. И мы знаем, как все это было сделано. В поисках денег власть обратилась к нашим партнерам по развитию, которые предоставили тогда гранты на открытие избирательных участков за рубежом. Усилия оказались не напрасны – диаспора принесла пять депутатских мандатов: четыре достались проевропейским силам – три либерал-демократам и один либералам, и один мандат получила Партия коммунистов благодаря мигрантам в России и на бывшем советском пространстве.
Свободная Европа: Это максимум, на что можно рассчитывать от диаспоры?
Игорь Боцан: В этом и кроется ключевой момент. Как известно, последовали выборы 2014 года, в которых приняли участие, как в процентном соотношении, так и в абсолютных цифрах, примерно такое же количество наших соотечественников, находящихся за рубежом – 72 тысячи. Эффект подтвердился, и он был практически тем же.
Власть недовольна, потому что диаспора поддерживает молодые, нарождающиеся проевропейские силы
Это социологическое явление, если можно так выразиться. А вот на президентских выборах 2016 года диаспора по собственной инициативе, на собственном энтузиазме показала результат, двукратно превысивший показатели 2010 и 2014 гг. Если результат диаспоры перевести в депутатские мандаты, например, то речь шла уже о десяти мандатах, которые распределились следующим образом: девять из них достались, скажем так, проевропейскому вектору Молдовы, а один – евразийскому. Отсюда и недовольство г-на Додона, отсюда и его настойчивые попытки как-то сбалансировать ситуацию.
С другой стороны, власть, которая называет себя проевропейской, так же недовольна, потому что диаспора поддерживает молодые, нарождающиеся проевропейские силы, а не уже сложившиеся партии, выдающие себя за проевропейские. Мы видим реакцию Венецианской комиссии на проект закона, утвержденного в марте 2014 года, и на недавнюю инициативу. Мы видим, что ВК настаивает и требует: если молдавская власть намерена пересмотреть Кодекс о выборах, то она должна позаботиться о диаспоре и ее представительстве.
Люди уезжают за рубеж не для того, чтобы заниматься там политикой
Свободная Европа: О целом миллионе граждан, которые находятся за пределами Республики Молдова… Именно столь впечатляющее число наших соотечественников за рубежом приводит к тому, что многие говорят: «Вернитесь домой, делите с нами все трудности – или не вмешивайтесь в нашу нищету. Почему мы обязаны вам предоставлять места в парламенте?»
Игорь Боцан: Да, такие мнения есть, и это мнения тех, кто полностью игнорирует диаспору и относится к ней даже с издевкой…
Свободная Европа: Это из тех, кто не получает денег из-за рубежа?
Игорь Боцан: Не думаю, что речь идет о тех, кто не получает денег из-за рубежа; речь о тех, кто озвучивает позицию нынешней власти, забывая при этом, что благодаря этим людям в Молдову приходят переводы, эквивалентные госбюджету, и что это позволяет нашей потребительской экономике держаться.
Свободная Европа: Но в чем отличие между депутатом от диаспоры – и депутатом от, скажем, Флорештского района?
Игорь Боцан: Ответить на этот вопрос я не могу, потому что люди уезжают за рубеж не для того, чтобы заниматься там политикой или разворачивать какие-то политические проекты. Эти люди выезжают за рубеж в поисках лучшей доли, чтобы заработать денег, а не заниматься политикой.
Свободная Европа: И в этом случае чем объясняют они свое право на представительство в парламенте – лишь тем, что отправляют своим родным деньги, равные бюджету страны?
Игорь Боцан: Нет, тем, что участвуют в выборах. Им дано право выбирать, и это право…
Свободная Европа: Но всем – невозможно. В этом мой вопрос.
Игорь Боцан: Я думаю, отправной точкой должны стать результаты предыдущих выборов. Мы видели, как мобилизовалась…
Свободная Европа: Президентских?
Игорь Боцан: …президентских, парламентско-президентских. Была разработана Концепция о праве граждан голосовать по месту нахождения за рубежом. Оговорена предварительная регистрация, которая может служить лишь ориентировочным показателем того, сколько и где сосредоточены наши граждане, которые хотят принять участие в выборах.
Там, где более 100 человек, – я имею в виду, например, Италию, Португалию, Германию или Соединенные Штаты Америки, Канаду, Великобританию, где более 100 человек выражают свое желание участвовать в выборах – власти решают открыть там избирательные участки…
Свободная Европа: Если есть деньги?
Представители власти решили сыграть на опережение
Игорь Боцан: Естественно, если есть деньги. Но такая практика уже укоренилась – на трех выборах подряд власть находила средства для обеспечения нашим согражданам права голоса.
Свободная Европа: Додон говорит, что и Россию следует принимать в расчет.
Игорь Боцан: Правильно. Но никто специально не создавал препятствий нашим согражданам в России. Молдаване там сосредоточены в нескольких городах – в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, где идет, скажем так, стройка века: как Сочи в 2013 году, в преддверии выборов 2014 года, и т.д. Это совершенно объективная ситуация, которую нельзя не принимать в расчет.
Более того, мы должны знать, что те, кто атакует диаспору, не понимают, что делают: в 2012 году было создано Бюро по связям с диаспорой – и это было сделано постановлением правительства. Это Бюро работает в рамках Госканцелярии, поэтому нельзя игнорировать то, что узаконено правительственным актом.
Свободная Европа: Если внимательно прочесть рекомендации Венецианской комиссии, на какое количество депутатов может рассчитывать диаспора?
Сторонники перехода на одномандатную или смешанную систему хотят распылить, растворить сконцентрированное усилие диаспоры
Игорь Боцан: Когда членом диаспоры является каждый третий гражданин страны с правом голоса, невозможно производить расчеты такого порядка, поэтому Венецианская комиссия не рекомендует пересматривать систему выборов. Действующая избирательная система позволяет решить практически все проблемы, связанные с голосованием диаспоры.
Следовательно, нашим гражданам достаточно дать знать, что в том-то и том-то месте их довольно много для того, чтобы открыть избирательный участок – и участок будет открыт, они смогут прийти и осуществить свое право голосовать за того или иного кандидата, или за ту или иную партию. Как правило, они не претендуют на то, чтобы кандидаты были из их рядов, из диаспоры, потому что не эту цель они преследовали, когда покидали страну и уезжали за рубеж.
Представители власти решили сыграть на опережение, заявив: «Зачем отдавать десять мандатов неизвестно кому? Почему бы нам не выделить вам энное количество мест в парламенте, чтобы вы смогли избрать своего представителя из диаспоры?» Не указав при этом, сколько мандатов они планируют выделить, каким образом, как будут собираться подписи, как будут выдвигаться кандидаты…
Свободная Европа: Точно так же поступили и в отношении гагаузов – одни абстрактные обещания… Иными словами, обсуждаемая сейчас система – одномандатная, смешанная – это прокрустово ложе для диаспоры?
Г-н Додон играет на стороне Партии социалистов. С политической точки зрения его интересы понятны
Игорь Боцан: Вот именно. С моей точки зрения – и насколько мне известно, судя по дебатам в парламенте – сторонники перехода на одномандатную или смешанную систему выборов хотят распылить, растворить это сконцентрированное усилие диаспоры, направленное на поддержку новых, развивающихся проевропейских сил, а не тех, которые скомпрометировали европейский вектор за восемь лет. Лично я считаю, что власть желает распылить голос диаспоры.
С другой стороны, мы видели, что г-н Додон тоже желает как-то сбалансировать ситуацию, чтобы пропорция не составила 9 к 1, а была более уравновешенной. Потому он и обещал публично, что проект, который намерены предложить социалисты, будет предусматривать 25 мандатов для диаспоры и для Приднестровья; однако это обещание не выполнено даже на уровне проекта, так как этого положения там попросту нет.
Свободная Европа: Поведение Додона можно понять – какой политик откажется от того, чтобы быть с ложкой в том месте, где пчелы делают мед?..
Игорь Боцан: Да, а желательно еще и с клубникой... Это так. Г-н Додон играет на стороне Партии социалистов. С политической точки зрения его интересы понятны, но, скажем так, с точки зрения социальной справедливости, справедливого представительства различных сегментов Республики Молдова – политических, социальных и т.д. – наш президент не поступает правильно.
Свободная Европа: Значит, если подвести итог, Венецианская комиссия предостерегает молдавскую власть от того, чтобы та не искала политических выгод… ВК рекомендует развивать избирательную систему демократично и последовательно, чтобы народ мог сделать максимально осознанный и максимально правильный выбор?
Игорь Боцан: Да, именно так, и если прочесть между строк, то я думаю, что и ВК, и европейские институты в недоумении говорят нам, молдаванам: «Как так, в 2010 году, когда вами двигали определенные интересы, вы обратились к нам за поддержкой, попросили денег… Мы предоставили вам возможность привлечь ваших соотечественников, которые живут мыслями о родине и способствуют ее развитию, помогая ей, как минимум, удержаться на плаву… А после этого, воспользовавшись всеми предоставленными вам благами, вы отталкиваете этих людей, и их участь вас больше не интересует, потому что там у вас сложилась другая конъюнктура и другие интересы?..»