Демократам и социалистам удалось договориться и начать процедуру пересмотра системы выборов. Формула, по которой они намерены идти, не совсем ясна, но, по всем признакам, предпочтение окажут проекту социалистов – смешанной избирательной системе. Это решение, расцененное президентом Игорем Додоном как победа, а проевропейской оппозицией – как «конец демократии», было принято до рассмотрения инициатив ПСРМ и Демпартии экспертами Венецианской комиссии. Что дальше? Мнение политического аналитика, директора Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игоря Боцана.
Свободная Европа: Г-н Боцан, почему молдавские политики вновь принимают важнейшие для Молдовы решения в такой манере, которая дает многим нашим зарубежным партнерам повод осуждающе покачать головой?
Игорь Боцан: Наверное, потому, что молдавская власть отличается особым стилем, и этот стиль состоит в том, что при необходимости принятия важных решений она любит преподносить сюрпризы, заставать врасплох и граждан, и политических оппонентов. Этот стиль, в общем-то, характерен для других видов деятельности, не государственных, но, увы, такова специфика Республики Молдова – и мы уже привыкли к таким повадкам нашей власти.
Свободная Европа: Учитывая, что в парламенте за пересмотр системы выборов проголосовали 74 депутата, а также тот факт, что демократы, как они утверждают, собрали 800 тыс. подписей в поддержку одномандатной системы, можно ли считать, что в обществе достигнут широкий консенсус в пользу изменения избирательной системы?
Игорь Боцан: Нельзя сказать, что существует широкий политический консенсус в этом вопросе. Потому что демократы развернули широкую рекламу в пользу одномандатной системы, собрали подписи, проигнорировали абсолютно все аргументы своих оппонентов – но, в конечном счете, пришли к выводу, что предложенная ими одномандатная система грешит многими изъянами.
Во-первых, неконституционно положение о возможности отзыва депутатов гражданами. Это – неконституционно. Понадобилось два месяца на то, чтобы депутаты, юристы, разработавшие законопроект, прониклись тем, что прописано в учебнике для депутатов еще с 1994 года.
Одномандатная и смешанная системы предпочтительны для «денежных мешков»
Есть и другие моменты, в силу которых предложенная демократами одномандатная система не представляется возможной. Речь идет о том, что на прошлой неделе Конституционный суд принял решение, согласно которому Левобережье признано территорией, оккупированной Российской Федерацией. Это решение сводит на нет возможность создания одномандатных округов в Приднестровье. В итоге демократы оказались в довольно щекотливом положении, поэтому им на помощь поспешили их партнеры по картельному сговору – Партия социалистов, которая заранее позаботилась об альтернативном варианте: смешанной системе, которая, по сути, не снимает проблемы, о которых мы упомянули только что.
Свободная Европа: Но эту инициативу, которую упорно продвигают демократы и социалисты, Венецианская комиссия может «дисквалифицировать», учитывая, что ее глава говорил о минимум трех обязательных условиях для ее принятия, включая консенсус и широкие дебаты?
Игорь Боцан: Известно, что в марте 2014 года Венецианская комиссия, по сути, уже дала заключение по смешанной системе, заключение, которые все восприняли как отрицательное – все, кроме Демпартии. Демократы вцепились в идею, согласно которой, подобрать оптимальную формулу выборов – это суверенное право любого государства, и, думаю, они будут идти вперед, потому что их устраивает эта системы выборов – и социалистов тоже.
Партия социалистов вместо того, чтобы приблизить досрочные выборы, напротив, отказывается от этой идеи
Нашим радиослушателям надо знать, что одномандатная система и смешанная система, которая наполовину является одномандатной, предпочтительны для так называемых «денежных мешков». Сейчас в Молдове две очень богатые партии, видимо, пришли к соглашению, благодаря которому социалисты спасают демократов, предложив этот якобы альтернативный вариант.
Свободная Европа: Молдавские наблюдатели не исключают, что в результате смешанных выборов эти 5%, которые набирают сейчас демократы согласно опросам, могут превратиться в 50%, а социалистам, напротив, предрекают политическую гибель в удушающих объятиях Влада Плахотнюка. Каков ваш взгляд на политическое будущее этих двух партий?
Игорь Боцан: У меня иная точка зрения. Рассчитывать на 50% Демпартии практически невозможно, вне зависимости от системы выборов.
Но для Демпартии крайне важно – учитывая ее шаткое положение, на которое указывают опросы – подружиться с такой доминирующей партией, как Партия социалистов. Я называю эту их дружбу, которая пока не является альянсом, но может им стать после очередных парламентских выборов – я это называю «картельным сговором».
Они давно прекрасно ладят в вопросах назначения послов, Демпартия помогла Партии социалистов создать собственный медиа холдинг, есть и другие соглашения между демократами и социалистами…
Вот и это последняя их договоренность предельно четко указывает на то, что политический картель существует. А Демпартия уверена, что благодаря денежным, медиа- и административным ресурсам, которыми она располагает, смешанная система поможет ей добиться результата… ну, достойным он просто быть не может, – но такого результата, который позволит застолбить за собой вечную роль триггера, то есть партии, склоняющей чашу весов в ту или иную сторону. Демпартия понимает, что с проевропейской оппозицией взаимодействовать она не сможет, поэтому готовит почву возможного сотрудничества с Партией социалистов. Эти картельные сговоры можно считать предвестниками будущего альянса.
Демпартия просто расчищает себе поле для маневров
Всем прекрасно известно, что Демпартия располагает очень сильными административными ресурсам; все мы знаем, что происходит с Либеральной партией сегодня; все мы знаем, что юстиция в нашей стране избирательная, и есть все основания полагать, что Демпартия имеет влияние на органы правосудия. Иными словами, ей есть чем привлечь или убедить Партию социалистов, которая вместо того, чтобы генерировать события, способные приблизить досрочные выборы, напротив, отказывается от этой идеи, а вместе с Демпартией готовит почву для очередных парламентских выборов по формуле, наиболее выгодной для этих двух партий.
Свободная Европа: Игорь Додон предпочел комфорт политической борьбе, как в свое время поступил и Владимир Воронин? Эту точку зрения высказал бывший вице-министр иностранных дел Андрей Попов…
Игорь Боцан: Думаю, да. Политический картель призван вывести из игры конкурентов слева, в случае Партии социалистов – коммунистов и партию Ренато Усатого, – и свести к минимуму шансы партий справа, я имею в виду развивающиеся проевропейские партии, которые в опросах выглядят гораздо лучше Демпартии, несмотря на то, что она претендует на роль локомотива евроинтеграции. Поэтому – да, они решили вести игру таким образом, чтобы всем было ясно: у всех остальных меньше шансов, чем у них, у этих двух партий.
Отношение к нам давно уже изменилось, просто все еще пока движется по инерции
Свободная Европа: Одномандатная система еще как-то обсуждалась, о смешанной же почти ничего не было сказано. Ваше мнение об этой формуле выборов?
Игорь Боцан: На тему смешанной системы выборов прекрасные исследования провели международные институты, в частности, Международный фонд по избирательным системам, в отчетах подробно представлено, как работает система, например, в соседней с нами Украине, как там строится игра на деньги в одномандатных округах, и чем это чревато для системы в целом.
Или вспомним недавние выборы в Грузии, где перешли на смешанную систему, а сейчас сами победители говорят, что была допущена огромная ошибка. Я думаю, в сложившейся у нас ситуации Демпартия просто расчищает себе поле для маневров с целью удержаться на плаву, не выпасть из политической конфигурации на предстоящих выборах.
Свободная Европа: СМИ уже обсуждают идею, согласно которой смена избирательной системы приведет к охлаждению отношений с Западом. Две крупнейшие общеевропейские партии практически поставили ультиматум властям: либо Кишинев отказывается от этой идеи, либо внешнее финансирование вновь будет приостановлено…
Игорь Боцан: Я думаю, охлаждение давно уже произошло, а возобновление финансирования, о котором вы говорите, было запланировано. Но этот механизм финансовой поддержки, который применяется сейчас и которым так гордится Демпартия, очень быстро может быть пересмотрен – и года не пройдет.
То, как ведет себя Демпартия, конечно же, не может радовать наших партнеров, я имею в виду, партнеров Молдовы по развитию. Так что, думаю, отношение к нам давно уже изменилось, просто все еще пока движется по инерции. Манера поведения Демпартии демонстрирует, что эта партия, которая предпочитает действовать исподтишка, внезапно и заставать врасплох и своих оппонентов, и граждан – что эта не та партия, с которой можно строить предсказуемые долгосрочные отношения.