Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Молдова и Украина находятся на пороге решения проблемы 16-летней давности»


Премьер-министр Молдовы Павел Филип и президент Украины Петр Порошенко открыли в понедельник совместный молдавско-украинский пункт пропуска «Кучурганы-Первомайск». Это первый совместный КПП на приднестровском сегменте общей границы, он был готов начать работу 31 мая с.г., но официально открыт 17 июля – отсрочку украинская сторона объяснила техническими причинами. Не один год Кишинев безуспешно пытался убедить Киев в необходимости совместных КПП, для чего было необходимо допустить на украинскую территорию молдавских таможенников и пограничников. О совместном контроле на границе между Молдовой и Украиной глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару беседует с исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорем Боцаном.

Игорь Боцан: Еще в 2001 году Владимир Воронин пытался решить эту проблему вместе с президентом Кучмой, который ответил тогда своему молдавскому визави, что он не может согласиться на размещение совместных постов на приднестровском участке, потому что молдавские таможенники и офицеры находятся при оружии, а Конституция Украины не позволяет иностранным гражданам носить оружие на территории Украины.

Свободная Европа: Обещали же внести поправку в украинское законодательство, чтобы решение этой проблемы стало возможным?

Игорь Боцан: Не тогда, а в 2005 году – благодаря европейской интеграции, благодаря планам действий, которые Евросоюз подписал с Республикой Молдова и Украиной. В преамбуле этих документов было ясно предусмотрено, что Евросоюз вместе с Республикой Молдова и Украиной приложат все усилия по урегулированию приднестровской проблемы. Так что Украина – да, она взяла на себя определенные обязательства.

Г-н Додон, при всем своем пророссийском настрое, предельно ясно заявил, что он выступает за совместный контроль

Это произошло в начале 2005 года, а 7 октября того же года в Паланке состоялась встреча комиссара по внешним связям и европейской политике соседства Бениты Феррено-Вальднер с министрами иностранных дел Молдовы и Украины. В ходе этой встречи была достигнута договоренность об открытии Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине EUBAM, что позволяло осуществлять импорт в Приднестровье без контроля со стороны Молдовы, но экспорт из Приднестровья можно было вести только в соответствии с законодательством РМ – для осуществления экспортных операций приднестровские компании должны были зарегистрироваться на территории Республики Молдова.

Свободная Европа: Какие-то последствия были?

Игорь Боцан: Разумеется, и есть статистика, которая показывает по годам, сколько приднестровских хозяйствующих субъектов зарегистрировалось на территории Молдовы для того, чтобы получить возможность заниматься экспортом, в том числе, в страны ЕС.

Свободная Европа: Значит, этим экспортерам нечего опасаться – все документы у них в порядке?

Игорь Боцан: Документы у них в порядке. Более того, эти документы им очень помогают в установлении международных экономических связей. Проблема – в другом. И связана она с политикой – все эти моменты, так или иначе, затрагивают «статус» суверенитета и независимости Приднестровья. А дальше – больше.

Недавно Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС.А Республике Молдова статус ассоциированного члена официально был присвоен в 2014 году, так что согласно договоренностям с ЕС, а также в соответствии со взаимными договоренностями, в частности, дорожной картой на 2017 год, Украина и Молдова оказались на пороге решения проблемы 16-летней давности.

Никто не ставит целью наказать Приднестровье, установить какие-то барьеры на пути внешнеполитической деятельности региона

Свободная Европа: Когда речь зашла о блокаде Приднестровья – Тирасполь приводил этот аргумент – Кишинев предложил Приднестровью делегировать и своих представителей на совместные КПП, чтобы исключить субъективные факторы.

Игорь Боцан: У Приднестровья была другая стратегия. Тирасполь, который с 2006 года блокировал переговоры в формате «5+2», сегодня крайне заинтересован в их возобновлении – но тут уже Молдова с Украиной проявляют сдержанность. И Россия тоже настаивает на возобновлении переговоров в формате «5+2» именно для обсуждения этих вопросов, о которых вы только что упомянули.

Что же касается стратегии Украины и Республики Молдова, то она сводится к тому, что на платформу «5+2» следует выносить лишь свершившиеся факты. Иными словами, вначале вводим режим совместного контроля, затем встречаемся в формате «5+2», где обсуждаем, как можно улучшить условия для экономических агентов и жителей Приднестровья, но – в режиме совместного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

Свободная Европа: Что больше в этом намерении установить контроль на границе – политических или налогово-экономических соображений?

Игорь Боцан: Я бы сказал, что Приднестровье никто не принуждает. Это абсолютно естественный процесс. У Республики Молдова и Украины есть определенные обязательства по отношению к Евросоюзу. А для ЕС это пространство важно и интересно только из соображений региональной безопасности. Поэтому обе страны – Республика Молдова и Украина – должны выполнять свои обязательства.

Весь мир поймет, что независимость и суверенитет Приднестровья – чисто бутафорные атрибуты…

Сейчас в интересах и Молдовы, и Украины навести здесь порядок. Разумеется, Приднестровье чувствует себя загнанным в угол; но, как я уже говорил, чисто символически, поскольку это ущемляет так называемые «суверенитет» и «независимость» региона.

Свободная Европа: Значит, Приднестровье теряет в символическом смысле, но не экономически?

Игорь Боцан: Да, в символическом смысле… Экономически же региону терять нечего, потому что на первом этапе совместного контроля молдавские таможенники и полицейские будут лишь наблюдать за потоком людей, автомобилей, импорта/экспорта товаров – но все останется по-прежнему, как минимум, еще на полгода. Не надо забывать, что и президент Додон поддерживает такой подход, а он слывет политиком, который проводит, скажем так, курс на евразийскую интеграцию. И г-н Додон, при всем своем пророссийском настрое, предельно ясно заявил, что он выступает за совместный контроль, который поможет навести порядок на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

Свободная Европа: Вы говорите о политических соображениях, есть и экономические. Действительно ли в результате этих мер удастся приостановить контрабанду, которая приняла здесь массовый характер, за что Приднестровье получило название «черной дыры»?

Игорь Боцан: Думаю, да, этот момент нельзя сбрасывать со счетов, потому что на втором этапе все компетентные органы Украины и Молдовы будут проводить все процедуры в соответствии с законодательствами двух стран и международными стандартами. Значит, здесь будет контроль, который Приднестровье просто не сможет избежать.

Все это благодаря процессу, который начался еще в 2002 году

Но, надо признать, никто не ставит своей целью наказать Приднестровье, установить какие-то барьеры на пути внешнеполитической деятельности региона. Такой подход контрпродуктивный и, думаю, Евросоюз первым бы выступил против создания дополнительных искусственных конфликтов в регионе.

Свободная Европа: Иными словами, Тирасполь может стать вторым Калининградом?

Игорь Боцан: Нет, это неудачное сравнение. Россия признает территориальную целостность Республики Молдова.

Свободная Европа: Согласен, но, тем не менее, там существует непризнанная республика, которую поддерживают Рогозин и другие российские эмиссары…

Игорь Боцан: Ситуация изменится, но в начале самым важным результатом будет именно символическая составляющая. Весь мир поймет, и в том числе – наши соотечественники в Приднестровье, что независимость и суверенитет Приднестровья – чисто бутафорные атрибуты…

Свободная Европа: Да, когда я привел сравнение с Калининградом, именно это имел в виду – что все больше закрывается тот коридорчик, через который они надеялись беспрепятственно выходить на Одессу и дальше, о чем говорилось в 2014 году.

Игорь Боцан: Да, но есть еще давление Евросоюза на Украину, потому что Украина не может абстрагироваться, даже если определенным кругам…

У обеих сторон есть конкретные обязательства по отношению к ЕС, а Евросоюз заинтересован в том, чтобы в этом регионе была стабильность

Свободная Европа: Да, Украина уже другая после 2014 года…

Игорь Боцан: …даже если определенным кругам Украины хотелось бы сохранить этот бесконтрольный поток импорта в Приднестровье. Но таковы правила, и сейчас граждане Республики Молдова смогут почувствовать на себе благоприятные последствия европейской интеграции, они увидят, что, в принципе, приднестровский вопрос можно решить, и что все это благодаря процессу, который начался еще в 2002 году, когда г-н Воронин понял, что без подписания его указа от 13 ноября 2002 года о европейской интеграции приднестровский вопрос решить невозможно.

Свободная Европа: Оказывается, ларчик открывается просто... Почему только сейчас Украина пришла к выводу, что пора закрыть эту брешь?

Игорь Боцан: Потому что только сейчас у Украины и Молдовы есть обязательства в рамках соглашений об ассоциации, и они не могут избежать урегулирования этого вопроса. Но надо признать, что в 2002 году г-н Воронин проявил дальнозоркость и то, что он сделал тогда, спустя 16 лет, более 15 лет, приносит свои плоды, которые действующая власть обязана материализовать.

Свободная Европа: Вначале надо увидеть эти плоды…

Игорь Боцан: Да. Но этапы определены, у обеих сторон, как я уже сказал, есть конкретные обязательства по отношению к ЕС, а Евросоюз заинтересован в том, чтобы в этом регионе была стабильность.

XS
SM
MD
LG