Право на безопасную жизнь, без пыток и унижений, – как часто нарушаются эти фундаментальные права человека в Республике Молдова? Свободная Европа беседует с адвокатом Ассоциации Promo-Lex Вадимом Виеру.
Свободная Европа: На дворе XXI век, а мы все еще говорим о таких серьезных нарушениях прав человека, как пытки и другие виды жестокого обращения, унижающие человеческое достоинство. Ассоциация Promo-LEX представила два тематических отчета о правах человека в Республике Молдова, включая приднестровский регион, это своеобразная ретроспектива событий 2016 года, подобные доклады публикуются регулярно. Что они показывают в контексте последних семи лет? Перемены идут в лучшую сторону? В худшую?..
Вадим Виеру: Такие отчеты Ассоциация Promo-Lex готовит постоянно. В этом году мы решили сосредоточиться на двух видах прав человека – права не подвергаться пыткам и другим видам жестокого обращения, унижающих человеческое достоинство, и права на безопасную жизнь. Вся наша работа основана на политических событиях, прогрессе и регрессе, достигнутом в Республике Молдова, включая Приднестровье.
Что касается права не подвергаться пыткам… В 2016 году произошло достаточно много важных событий, в частности, Молдова была включена в процесс периодической всемирной оценки, где подверглась критике за отсутствие реформ в областях, связанных с расследованием фактов пыток, соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями в психиатрических заведениях, а также в связи с более старыми проблемами, такими как обеспечение условий содержания в пенитенциарных учреждениях и медицинской помощи.
Право человека на свободу и безопасную жизнь рассматривалось на основе нескольких конкретных случаев, но особый акцент мы ставили на необоснованном применении предварительного ареста, на тех инволюциях, которые имели место, в том числе у нас, это – возбуждение уголовных дел в отношении конкретных судей, отказавшихся применять предварительный арест под давлением прокуроров.
Так было, например, в случае судьи Мунтяну, который привлечен к уголовной ответственности лишь за то, что он не посчитал нужным продлевать срок предварительного ареста ввиду отсутствия состава преступления. Да есть и многие другие примеры, свидетельствующие о том, что, по сути, проблему мотивации в судебной инстанции с применением ареста не удастся в ближайшее время убрать.
Свободная Европа: Когда мы говорим о праве на свободную и безопасную жизнь, что имеется в виду? И в чем проявляется жестокое обращение, унижающее человеческое достоинство?
Вадим Виеру: Под правом на свободу и безопасность имеются в виду те гарантии, которые должны обеспечить законодательство и государство – при ограничении свободы или лишении человека свободы. В докладе о соблюдении прав человека на свободу и безопасность нашли отражение главные проблемы, связанные с необоснованностью решений судебных инстанций.
В прошлом году было зарегистрировано около 600 жалоб. По ста с лишним из них возбуждены уголовные дела
Например, лица, в отношении которых могут применяться различные альтернативные формы лишения свободы – скажем, за совершение не столь тяжкого преступления, к ним допустима такая альтернативная мера пресечения, как домашний арест… Несмотря на это, прокуроры решают помещать их под стражу, и это – в условиях, когда в Республике Молдова тюрьмы и так переполнены, да и всем нам прекрасно известно, какая ситуация царит в пенитенциарных учреждениях Молдовы. Вот вам и повод для удовлетворения Европейским судом жалоб против Республики Молдова.
Свободная Европа: Но ведь пытки совершаются не в присутствии сторонних наблюдателей... Как собирается подобная статистика – и насколько она соответствует действительности?
Вадим Виеру: По разделу пыток у нас налицо определенный прогресс, хотя это громко сказано, ведь есть еще в этом плане много проблем. В рамках Генеральной прокуратуры создан специализированный отдел по борьбе с пытками, и в каждой территориальной прокуратуре есть специализированный прокурор, который занимается расследованием фактов пытки.
Свободная Европа: Иными словами, существуют определенные механизмы решения этой проблемы…
Вадим Виеру: Вот именно. Эти механизмы появились как следствие событий 2009 года, когда, и это известно, применялись массовые пытки. В результате давления со стороны международного сообщества в 2010 году был сформирован этот отдел по борьбе с пытками. Кстати, он же занимается и статистикой, связанной с расследованием фактов применения пыток.
В прошлом году было зарегистрировано около 600 жалоб. По ста с лишним из них возбуждены уголовные дела. Как известно, уголовное дело открывается не по всем жалобам; а, кроме того, не все жалобы, по которым было заведено дело, доходят до суда.
Мы решили узнать, чем объясняется столь внушительный процент отказов в возбуждении уголовных дел, и надеемся, что вместе с коллегами из прокуратуры мы установим причины этого явления. Потому что ранее ЕСПЧ удовлетворил жалобу против Республики Молдова в связи с неэффективным расследованием фактов пыток, и наша задача – не допустить повторения подобных случаев.
Что же касается условий содержания в приднестровских тюрьмах, положение там катастрофическое
Свободная Европа: Ситуация с правами человека в Приднестровье оценивается как тревожная… Международные эксперты часто указывали, например, на плохие условия содержания в тюрьмах. Чем это объясняется? И почему эксперты считают, что ситуация на двух берегах Днестра столь сильно отличается?
Вадим Виеру: Что касается соблюдения прав человека в Приднестровье, то можно сказать, что там царит полный беспредел. Ситуация деградирует с каждым годом – и это не голословное утверждение, учитывая, что наша организация осуществляет мониторинг соблюдения прав человека в этом регионе. Да и сами граждане, которые обращаются к нам, указывают на многочисленные нарушения.
Приведу лишь несколько статистических данных, которые помогут понять глубину проблемы. В Приднестровье количество заключенных на душу населения составляет 500 человек на 100 тыс. На сегодняшний день в Приднестровье проживают около 400 тыс. человек, если не меньше. Такое количество заключенных на душу населения намного выше по сравнению с показателями в странах Евросоюза. Например, в среднем по ЕС количество заключенных на душу населения составляет 100 на 100 тыс. человек, тогда как в Приднестровье этот показатель в два раза выше. Это – по количеству заключенных.
Что же касается условий содержания в приднестровских тюрьмах, положение там катастрофическое. Администрация региона выделяет ничтожно мало средств на пенитенциарные учреждения. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что заключенных там не считают за людей: им не обеспечена медицинская помощь, многие из них умирают при странных обстоятельствах.
И, что самое страшное, никому не позволено контролировать положение дел в тюрьмах, несмотря на то, что нами неоднократно поднимался этот вопрос в связи с конкретными фактами, мы пытались довести до сведения международных организаций и конституционных властей необходимость проведения мониторинговых визитов в эти учреждения. Но никто не торопится создавать механизмы по контролю ситуации.
Свободная Европа: Республика Молдова взяла на себя определенные обязательства в области защиты прав человека. Приднестровье как-то берется обеспечить права человека?
Вадим Виеру: Когда Республика Молдова подписывает те или иные международные конвенции, она в обязательном порядке оговаривает невозможность их применения в этом регионе, несмотря на то, что и комиссия по правам человека, и ЕСПЧ в «деле Илашку», например, и в других подобных делах заявляли, что, когда речь идет о защите прав человека, такие оговорки неуместны.
В приднестровском регионе пытки применяются сплошь и рядом.
Несмотря на то, что приднестровская администрация пытается симулировать определенные процессы, следовать требованиям определенных конвенций, все это происходит только на декларативном уровне.
Свободная Европа: В какой степени власть осознает важность недопущения пыток и действий, унижающих человеческое достоинство?
Вадим Виеру: Я думаю, что власти уже понимают важность проблемы. Но, тем не менее, необходимы еще усилия по защите прав лиц с ограниченными умственными возможностями, потому что сейчас начали появляться многочисленные примеры бесчеловечного отношения к этой категории граждан. И, разумеется, власть обязана предпринять все необходимые усилия для того, чтобы справиться со своими обязанностями в области защиты прав человека в приднестровском регионе, где пытки применяются сплошь и рядом.