Linkuri accesibilitate

Ион Йовчев: «Я болгарин. И я не понимаю, почему у наших нацменьшинств больше прав, чем у коренного населения» (ВИДЕО)


Ion Iovcev: „Istoria Liceului Lucian Blaga este şi istoria ţării noastre”
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:21:48 0:00

Директор тираспольского лицея имени Лучиана Блага – о судьбе румынских школ Приднестровья и о том, каким он видит приднестровский кризис.

Свободная Европа: Похоже, школы с преподаванием на латинской графике больше всех знают, что такое несправедливость. Но вы по-прежнему остаетесь примером для тех, кто считает, что когда идешь ко дну – нет спасения. Как вы оцениваете 26 лет независимости?

Ион Йовчев: Наше учебное заведение – лицей имени Лучиана Блага – начал свою работу в один день с провозглашением независимости. По сути, история лицея – это история страны. Мы прошли через большие и трудные испытания, но то, что мы остались на своих позициях, не стали пресмыкаться, сохранили чувство достоинства и не переставали бороться все это время – это победа, в конечном счете. Потому что не может народ умереть, и не может язык угаснуть.

Мы и сейчас переживаем трудные времена, но не теряем надежду, что и в конце нашего туннеля забрезжит свет. Ведь, что ни говори, мы в Европе, есть доступ к интернету, время от времени выходим и в свет – на других посмотреть, себя показать. И действительно, надо вернуться туда, где наше место не только географически – в Европу, там, где цивилизованный мир. И только с Румынией.

Свободная Европа: Поговорим о сегодняшней действительности. Скажите, какие у вас есть шансы благополучно начать новый учебный год? Могут ли разногласия между вами и тираспольской администрацией сказаться на учебном процессе? Следовало бы Кишиневу более активно вмешиваться в решение периодически возникающих здесь проблем? Потому что доказано уже неоднократно: режим вставляет вам палки в колеса…

Сказать, что мы независимы – нельзя, потому что мы таковыми не являемся

Ион Йовчев: И не только тираспольский режим. Бывали у нас неприятности и с Кишиневом – в зависимости от того, кто находился у власти и какую позицию занимал по отношению к Румынии. Мы всегда отстаивали все румынское, историю, язык, корни – так что давление бывало и со стороны Кишинева.

Как обстоят дела в настоящий момент? На первый взгляд, вроде бы немного лучше. Красносельский, более дипломатичный по характеру, хочет показать: все равны, это все наши дети, у всех есть право на образование на родном языке и т.д.

Но есть ли условия, необходимые для работы современного лицея, лаборатории, спортзал, столовая? Перед новым учебным годом, как правило, проводится проверка готовности школ с участием представителей Объединенной контрольной комиссии, Кишинева и Тирасполя. В этом году со стороны Кишинева было четыре человека, а со стороны Тирасполя в три раза больше – в том числе, на уровне так называемого замминистра иностранных дел. К сожалению, с нашей стороны было два человека из министерства просвещения и двое из санэпидстанции.

Свободная Европа: Какой вкус у вас вызывает независимость государства?

Ион Йовчев: Горький, очень горький. Сказать, что мы независимы – нельзя, потому что мы таковыми не являемся. Шестая часть нашей территории не контролируется конституционными органами. Следовательно, суверенными нас не назовешь, и тем более – независимыми.

Если посудить, на самом деле, ни одна страна в мире не является абсолютно независимой, потому что все мы взаимосвязаны и зависим друг от друга. Все относительно. Но независимости, реальной независимости нам очень не хватает. Помню, 1991-1992 гг., движение за национальное возрождение, когда все мы находились в ожидании перемен. Было трудно – но все мы, все население Молдовы, были одним целым, на одном дыхании, в едином порыве.

Свободная Европа: Г-н Йовчев, там, в Тирасполе растет новое поколение с совершенно разными взглядами, разным мировоззрением, потому что вы своих учеников воспитываете на демократических, европейских ценностях, а рядом с ними их ровесники учатся другому патриотизму и другим принципам. Каким видится вам это подрастающее поколение, которое воспитывается в совершенно ином духе?

И в русских школах есть дети, которые хотели бы учиться у нас

Ион Йовчев: Да, действительно, это очень заметно и сказывается на наших детях: в школе мы им говорим одно – о народе, языке, истории, но стоит им выйти за ворота, как они попадают в другую среду, злобную и настроенную против всего румынского.

Свободная Европа: И не только – они плохо говорят и о Республике Молдова.

Ион Йовчев: В Тирасполе, в Приднестровье выросло новое поколение, для которого Республика Молдова – враг номер один. Сейчас, правда, это менее заметно, но раньше дети из русских школ были очень агрессивно настроены по отношению к нашим детям.

Свободная Европа: Дети встречаются между собой, обсуждают какие-то вопросы, у них есть общие интересы?

Ион Йовчев: Наши дети держатся особняком. Мы привыкли быть изолированными, потому что они нас не понимают. У нас другие ценности. Мы в большей степени дипломаты, мы научились: на зло и на агрессию не отвечать злом и агрессией. Правда, не всегда это удается.

Они знают гимн с пеленок, там все поют приднестровский гимн

С другой стороны, и в русских школах есть дети, которые хотели бы учиться у нас. И не из особой любви к языку, просто они хотят воспользоваться приоритетами, которые отличают нашу школу от других.

Свободная Европа: Как вы расцениваете требование Тирасполя о признании Кишиневом дипломов об образовании? И как вы считаете, приднестровская администрация к этому вопросу вернется?

Ион Йовчев: Я и мои коллеги, учителя, категорически против признания этих дипломов. Что значит диплом специалиста, получившего образование в Тирасполе? Скажем, в сфере просвещения, здравоохранения, политологии, юриспруденции? Они же учатся по другим программам, основанным на других ценностях. И как может Республика Молдова признать дипломы учебных заведений, где готовят людей, враждебно к нам настроенных?

Свободная Европа: Кто заботится о будущем этих детей?

Ион Йовчев: Их родители. Положа руку на сердце, надо признать, что с точки зрения воспитания патриотизма, агрессивного патриотизма, они на высоте. Они уделяют большое внимание воспитанию детей в духе защитника непризнанной республики. У них в школах есть уроки военной подготовки. Они знают гимн с пеленок, там все поют приднестровский гимн.

Свободная Европа: А вам запрещают 1 сентября на торжественной линейке исполнять гимн Республики Молдова…

Ион Йовчев: Именно так – запрещают. Но уже приходят не так, как раньше, в милицейской форме, приходят в гражданском и стараются не высовываться, затеряться в основной массе.

Как мне смотреть на то, что Шевчук находится в Кишиневе, Штански в Кишиневе – ведь они приходили к нам в школу и издевались

Свободная Европа: Вы продолжаете верить – или уже потеряли всякую надежду на то, что приднестровский вопрос удастся решить?

Ион Йовчев: Решение приднестровского вопроса возможно только при содействии международных организаций. Мы не в состоянии справиться с этой проблемой. Все эти встречи между Кишиневом и Тирасполем тщетны, они не приведут к урегулированию кризиса.

Свободная Европа: Но силой нельзя вернуть Приднестровье в состав Республики Молдова. Надо найти какой-то выход, идею...

Ион Йовчев: Силой исключено. Не захотят они. Они, по сути, обладают всеми государственными атрибутами. Это марионеточный режим, которым манипулирует Москва. Они никогда не уступят.

Но, думаю, это неплохая идея – обсудить вопрос о выводе российских войск с территории Республики Молдова в ООН. Я читал в СМИ…

Свободная Европа: Республика Молдова обратилась с инициативой о рассмотрении вопроса…

Ион Йовчев: … вывода российских войск. Я думаю, ООН тоже не решит этот вопрос, поэтому, мне кажется, следует изолировать этот регион.

Свободная Европа: Но ведь Приднестровье и так жалуется на изоляцию?

Ион Йовчев: Но они же сами заявили – «у нас своя республика». Что ж, живите. С одной стороны – Украина, с другой – Республика Молдова. Чего они хотят? У нас свои законы. Хотите отдельно – живите отдельно, посмотрим, как справитесь. Мы, молдавские школы, жили в условиях изоляции и знаем, каково это.

Почему они должны пользоваться всем, чем располагает Республика Молдова? Кишиневским аэропортом, к примеру. Скажите, пожалуйста, как мне смотреть на то, что Шевчук находится в Кишиневе, Штански в Кишиневе – ведь они приходили к нам в школу и издевались над нами: заходили и с такой иронией на меня смотрели… И вот, сейчас нашли политическое убежище в Кишиневе…

Как я могу верить? Завтра-послезавтра придет Красносельский, и его тоже примут с распростертыми объятиями. Я уже начинаю думать, что здесь что-то нечисто…

Свободная Европа: Красносельский или Смирнов?

Ион Йовчев: И Смирнов тоже.

Свободная Европа: Почему вы считаете, что что-то нечисто?

Ион Йовчев: В игре какие-то интересы, мне кажется.

Свободная Европа: Чьи?

Моя самая большая горечь связана с тем, что у наших политиков нет чувства собственного достоинства

Ион Йовчев: И Кишинева, и Тирасполя.

Свободная Европа: И они пересекаются?

Ион Йовчев: Пересекаются. Не стану раскрывать скобки, говорю, что слышал. Что-то тут есть. Скрытые интересы.

Свободная Европа: Значит, у кого-то есть политический капитал?

Ион Йовчев: Скорее, финансовый, мне кажется. Но меня другое интересует. Мы – граждане Республики Молдова. Все дети, все учителя, все родители – граждане Республики Молдова. И Молдова должна защищать своих граждан, защищать детей, обеспечить им нормальные условия.

Эти деньги за аренду – куда они идут? 600 тыс. леев платит министерство просвещения, правительство Республики Молдова за аренду здания, которое построено в 1952 году и давным-давно уже себя окупило…

Свободная Европа: Деньги идут в бюджет…

Ион Йовчев: Знаю-знаю, говорят, в бюджет города. А куда еще идут, кто-то проверял?

Свободная Европа: Но на эти деньги, которые вы платите за аренду, можно было построить новые здания.

Ион Йовчев: Да, можно было построить нормальное здание, просторное, современное. Мы работаем на основании контракта, в котором сказано – «при отсутствии претензий». Значит, завтра-послезавтра у них могут появиться претензии и – все?

Свободная Европа: …вы останетесь ни с чем?

Я не понимаю, откуда этот страх воссоединения с Румынией… Не понимаю

Ион Йовчев: Останемся. Следовательно, мы заложники. В любой момент на нас могут оказать давление. Не хочу много говорить, иногда опасения сбываются.

Свободная Европа: О чем вы больше всего сожалеете за эти 26 лет независимости? Или, скажу по-другому: за 26 лет жизни лицея, который вы возглавляете?

Ион Йовчев: Моя самая большая горечь связана с тем, что у наших политиков нет чувства собственного достоинства. В них не заложена национальная идея, нет ощущения причастности к национальным интересам, нет потребности защищать эти национальные интересы, защищать это государство, независимо от того, к каким партиям они себя причисляют, правым или левым, социалистам или коммунистам.

Свободная Европа: Президент Додон обещает это сделать.

Ион Йовчев: Да, г-н президент обещает, но, по сути, защищает интересы другого государства, не своего. Он говорит о государстве, но не о Республике Молдова – о Российской Федерации. Мы не настолько наивны, чтобы этого не понимать.

Меня он не представляет, как не представляет значительную часть населения. И наши дети, ученики наши, тоже не слепые котята, видят и понимают, что к чему. В этом году двух наших школьниц пригласили на вручение дипломов от президента, так они не поехали…

Свободная Европа: Отказались получить дипломы из рук президента?

Посмотрите на наших соседей – украинцев. Они прозрели

Ион Йовчев: Одна просто не поехала, а другая отказалась. Наотрез. Причину не назвала, но ехать отказалась. Мне позвонили из президентуры, спрашивали, не могу ли я повлиять. Я сказал, что не могу заставить. На что ответили: «Спасибо за сотрудничество». Я прекрасно понял, что за «сотрудничество» они имели в виду.

Свободная Европа: Чего вы желаете Молдове и ее гражданам по случаю Дня независимости?

Ион Йовчев: Знаете, как в той песне поется: Ce-ți doresc ție, dulce Românie? Я пожелал бы Молдове, этой маленькой стране, которая международным сообществом признана, но задыхается в отрыве от своей семьи, от своей матери-родины: пожелал бы ей найти дорогу домой, вернуться в свою семью. Я не понимаю, откуда этот страх воссоединения с Румынией… Не понимаю.

Свободная Европа: Г-н Йовчев, вы должны понимать лучше других, потому что сейчас общество поляризовано, и этот раскол привел к такому положению, когда одни яростно отметают то, что дорого другим. Дошло до ненависти, до презрения. О какой гармонии в обществе говорить в таком случае?

Ион Йовчев: Что ж, ради гармонии, значит, одной половине общества надо уступать, всегда уступать другой половине, той, у которой другие интересы? Уступать меньшинствам?

Свободная Европа: Я говорю о Республике Молдова в целом.

Ион Йовчев: Я по национальности болгарин. И я не понимаю, почему у наших национальных меньшинств больше прав, чем у коренного населения.

Свободная Европа: Я имела в виду те два течения, которые видят будущее Республики Молдова по-разному: одни ближе к Евросоюзу, другие – вместе с Россией.

Ион Йовчев: Я говорил с людьми, которые уехали из Республики Молдова. Со многими. Мать – русская, отец – болгарин... Они говорят: «Что вы там из кожи вон лезете, как ненормальные? Не понимаете, что тоже можете оказаться здесь, жить по-человечески?». И те же русские, те же гагаузы, те же болгары жили бы лучше…

Свободная Европа: До тех пор, пока в обществе бурлят такие разные настроения и оценки, разве реально надеяться на то, что может наступить согласие и единство?

Молдова должна идти на запад. Свет идет с востока, но нам нужно идти на запад

Ион Йовчев: Посмотрите на наших соседей – украинцев. Они прозрели, у них появилось чувство собственного достоинства. Они поняли, что потеряли Крым, поняли, что происходит на Донбассе, поняли, что, если уступят, то останутся и без Харькова, и без Одессы. И мы тоже должны защищать свою страну, никто этого не сделает вместо нас.

Свободная Европа: Но как, если каждый понимает защиту государства по-своему? Президентура и Игорь Додон видят так, парламент и правительство – этак, граждане вообще заблудились и не знают, какое решение верное…

Ион Йовчев: И не будут знать, потому что у нас СМИ не работают как положено.

Свободная Европа: Нашли виноватого…

Ион Йовчев: Да нет, я не вас имею в виду. Я говорю о телевидении – словно работают на другое государство. Люди в растерянности, ничего не понимают. Нет бы сказать им честно, что происходит, и куда мы катимся…

Свободная Европа: А куда идет Молдова?

Ион Йовчев: Молдова должна идти на запад. Свет идет с востока, но нам нужно идти на запад.

Свободная Европа: С днем рождения, Республика Молдова…

Ион Йовчев: С днем рождения, Республика Молдова! Долгих и светлых лет в составе Европейского союза!

XS
SM
MD
LG