Linkuri accesibilitate

Ион Жигэу: «На выборах может оказаться, что власть проиграла вчистую. В 2001-м случилось именно так»


В конце прошлой недели вновь в роли агитаторов смешанной системы выборов выступили известные молдавские артисты, которые пели на трех митингах, одновременно прошедших в Единцах, Яловенах и Кагуле. Директор компании CBS-AXA, социолог Ион Жигэу – о роли артистов и о расколотом гражданском обществе Молдовы.

Ион Жигэу: В принципе, отношение граждан к избирательной системе довольно сложное, потому что люди далеки от этих проблем. Каждая система выборов, которая обсуждается, – пропорциональная, смешанная или одномандатная – имеет свои плюсы и минусы. И в зависимости от избирательной системы, существующей в той или иной стране, строится политический уклад.

Не все понимают, что полемику вокруг избирательной системы должны вести эксперты

На фоне действий политиков, госучреждений, т.е. парламента, правительства, аппарата президента и т.д., у людей складывается определенное отношение к политикам и к политической системе в целом. Вспомните древнее китайское изречение: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Хороша та кошка, которая ловит мышей. Но поскольку у нас кошки не очень любят мышей, люди выкручиваются сами, без помощи государства, от которого просят лишь одно – не мешать им.

Как я уже говорил, отношение сложное – люди еще помнят, особенно те, кому за 40, помнят советскую систему, когда у каждого был свой депутат, и с челобитной они шли – как вы думаете, к кому? – к депутату. Или писали в газету, обращались в партком. Сегодня, когда у наших граждан возникают какие-то проблемы, обратиться им не к кому. Поэтому, в принципе, одномандатная система пользуется, на первый взгляд, поддержкой со стороны граждан, которые хотят знать своего депутата.

И пропорциональная система дает такую возможность. Другое дело, что из-за Приднестровья мы вынуждены пользоваться единым списком. Таким образом, стирается связь между избирателями и их депутатом. Они сейчас не знают, кто их представляет. Их представляет какая-то партия – безликая фигура. А так как доверия к партиям никакого нет, как и доверия к госучреждениям, то люди начинают надеяться, что смена формулы выборов приведет к положительным переменам.

Свободная Европа: Г-н Жигэу, сторонники изменения системы выборов – в пользу одномандатной или смешанной формулы – в последнее время стали использовать поддержку артистов. Это их единственный – или последний – козырь? И вообще, зачем привлекать к подобным мероприятиям артистов?

Ион Жигэу: Знаете, в чем на самом деле проблема? Поскольку к политикам доверия нет, они готовы обратиться к тем, что оказался под рукой – например, к тем же артистам, которым люди доверяют. Другое дело, что им платят за эту агитацию. Но не все граждане видят эту связь, не все понимают, что полемику вокруг избирательной системы должны вести эксперты.

Абсолютно независимых печатных или электронных изданий крайне мало

Чего мы хотим добиться, какую цель преследуем? – это извечные вопросы. Помните, у Александрии: «Spuneți-mi, boieri dumneavoastră, unde mergem noi?» У нас, молдаван, это постоянный вопрос. И эту тему должны обсуждать эксперты, настоящие эксперты – и независимые от власти. Но с экспертами у нас не очень густо, мы – маленькая страна, молодое неопытное государство, без мозговых центров, если использовать нынешнюю терминологию, которые могут выдать стопроцентно объективный диагноз – их у нас нет.

И вот тогда каждый использует то, что оказывается под рукой – деньги, артистов, пропаганду, другие методы, в которых простому человеку не разобраться и вовек.

Свободная Европа: Вы сказали «пропаганда». Что имеете в виду?

В определенный момент может вспыхнуть бунт, революция. Мне бы не хотелось, чтобы у нас была революция, эволюция предпочтительнее

Ион Жигэу: Все, что творится у нас в медийном пространстве, потому что СМИ у нас свободными и независимыми никак не назовешь, они кем-то оплачиваются… Абсолютно независимых печатных или электронных изданий крайне мало. И вот что получается в итоге…

Свободная Европа: После недавних митингов складывается впечатление, что у нас одно гражданское общество на баррикадах, а другое гражданское общество идет на их штурм. То есть, идут друг против друга. Почему так происходит? И свидетельствует ли это о том, что общество наше поляризовано?

Ион Жигэу: Кто-то стремится его поляризовать. Гражданское общество, которое выступает против другого гражданского общества, называется «ручным» – это неправительственные организации, созданные правительством. Есть организации гражданского общества, созданные снизу, а есть «ручные» организации, которые создаются наверху – или в определенный момент переходят под контроль власти.

«Ручные» организации, как правило, живут недолго. Когда в обществе растет недовольство, власть прибегает к различным ухищрениям, чтобы выпустить пар из кипящего котла – и это иногда удается. В результате давление немного падает, но очень скоро вновь оно начинает расти.

И в определенный момент может вспыхнуть бунт, революция. Мне бы не хотелось, чтобы у нас была революция, эволюция предпочтительнее. Но это может произойти и на парламентских выборах: вдруг может оказаться, что самые изощренные методы тех, кто создает «ручные» организации, не помогли, и власть проиграла вчистую. По крайней мере, в 2001 году случилась именно такая ситуация.

XS
SM
MD
LG