Linkuri accesibilitate

Юрие Лянкэ: «Меня нельзя обвинить в измене своим идеалам»


Девять независимых депутатов парламента решили объединиться, создав Европейскую народную группу. Лидер Народной европейской партии Молдовы (НЕПМ), депутат Юрие Лянкэ рассказал Свободной Европе о проекте сотрудничества и о дальнейших планах.

Свободная Европа: Вы решили создать парламентскую группу. Что вас подвигло на этот шаг?

Юрие Лянкэ: В рамках парламентской группы – не в одиночку – появляется гораздо больше возможностей влиять на положение дел. По крайней мере, на парламентской платформе: можно потребовать вынести на обсуждение отдельные вопросы, провести слушания. Иными словами, твоя роль, коэффициент твоей работы в качестве депутата существенно вырастает.

Во-вторых, мы решили пойти на этот шаг вместе с бывшими коллегами по ЛДПМ, с которыми у нас полная совместимость на межличностном уровне, а это многого стоит.

Вместе с тем, мы собрались как команда людей, которые разделяют общие взгляды, точно так же, как мы разделяли их в и в 2009-м, и в 2010 году. Эта общность идей состоит в том, что мы – политики правой ориентации консервативного толка, народно-европейского, которые не представляют себе будущего Молдовы вне европейского курса. Наблюдая за тем, что происходит не только в стране, но и в регионе, и в мире, нельзя не заметить, что ситуация более чем хрупкая, сложная и очень-очень серьезная.

Я имею в виду не только террористические акты. Не только волну беженцев, которые хлынули, взбудоражив весь Европейский союз. Не только решение Великобритании инициировать выход из ЕС. Не только тот факт, что и в Украине продолжаются боевые действия, которые уносят человеческие жизни… Ситуация обострилась до предела. Поэтому мы, девять депутатов, которых объединяет общая история и единая точка зрения на перспективу, можем и обязаны попытаться, по крайней мере, поспособствовать ускорению внутренних реформ, чтобы быстрее приблизиться к Евросоюзу.

Свободная Европа: Эти девять депутатов входят в парламентское большинство?

Юрие Лянкэ: Мы взаимодействуем с парламентским большинством – пока только в рамках парламентской платформы. Это значит, что мы, Народная европейская партия, в июле прошлого года подписали соглашение о партнерстве с парламентским большинством по европейской тематике.

Мы совершенно беззащитны перед российской пропагандой

Правда, тогда, на начальном этапе, в меньшей степени можно было влиять на определенные решения. Но сейчас, благодаря созданию парламентской группы, члены которой входят в это парламентское большинство, разумеется, у нас будет больше возможностей сказать свое слово по вопросам формирования повестки, парламентского контроля, реформ и т.д.

Свободная Европа: Голоса этих девяти депутатов более чем важны, в том числе – по вопросам изменения системы выборов. Как вы намерены поступить? Поддержите эту идею демократов?

Юрие Лянкэ: Лично я вижу преимущества и недостатки в любой системе. Первая задача, которую мы поставили перед собой, – это обсудить вопрос с нашими коллегами, с нашими сторонниками. Это даст мне право, выступая в качестве депутата, говорить не только от своего имени, но и от имени значительной части населения Республики Молдова. Эти консультации с нашими коллегами мы уже ведем. Разумеется, тот факт, что сейчас мы с г-ном Карповым входим в эту парламентскую группу, обязывает нас – и это в наших интересах – обсудить данный вопрос с коллегами по парламентской группе.

Разумеется, мнения есть разные, как и в обществе, но у нас действует принцип плюрализма. Мы с коллегами по парламентской группе договорились после праздников подробно обсудить этот вопрос еще раз, подвести черту и выработать единую точку зрения. Поэтому окончательное решение будет принято после пасхальных праздников.

Свободная Европа: Но в какую сторону все же склоняется чаша весов – в сторону одномандатной системы, смешанной или пропорциональной?

Юрие Лянкэ: Любая система должна применяться в определенной ситуации, с учетом конкретных проблем и задач, которые стоят перед страной и обществом. Я пришел в политику, считая, что только европейская интеграция может нас спасти, может помочь построить процветающее и стабильное государство с сильными институтами, достойными пенсиями и зарплатами, справедливой юстицией. То, что мы сделали вместе с коллегами в июле прошлого года – и сейчас, создав эту парламентскую группу, – базируется на одном желании – сделать все возможное для того, чтобы ничто не угрожало европейскому курсу страны.

Именно я был инициатором европейской интеграции Республики Молдова еще в 1997-98 гг.

Поэтому в вопросе, какая система лучше – одномандатная, смешанная или пересмотренная пропорциональная, – я буду руководствоваться, прежде всего, этой целью: чтобы не возникало препятствий, вызовов, угроз европейскому курсу Молдовы.

Свободная Европа: Иными словами, у вас нет пока ответа?

Юрие Лянкэ: Нет. Ответ будет после праздников, как я уже сказал. Очень важно учесть мнение граждан. Очень важно, как и рекомендует Венецианская комиссия, достичь если не национального консенсуса, то хотя бы единства значительной части общества по этому вопросу.

Свободная Европа: А сами вы как видите этот консенсус?

Юрие Лянкэ: В дальнейшем развитии диалога с активным участием экспертов. Нужно прислушаться также к мнению наших внешних партнеров. Ведь вряд ли кто-то захочет принимать решение без учета мнения специализированных международных, европейских институтов.

Свободная Европа: Политические наблюдатели говорят, что на ваше решение о создании парламентской группы определенное влияние оказал лидер Демпартии. Так ли это?

Юрие Лянкэ: Я знаком с высказываниями г-на Сокора, он не раз озвучивал совершенно необоснованные оценки в мой адрес. Раньше я все время говорил, что не буду обращать на них внимания, не буду комментировать и не буду придавать им значения. Но чаша терпения переполнилась, и небольшое пояснение просто необходимо. Он сказал, что после моего решения о создании парламентской группы нашей 25-летней дружбе пришел конец.

Он также обвинил меня в том, что, как только я стал премьер-министром, я исключил из правительства Вячеслава Негруцэ и министра внутренних дел Дорина Речана. Но г-н Сокор лукавит: нашей дружбе пришел конец в тот самый момент, когда он обрушился на меня с абсолютно необоснованной критикой. Или вообще перестал говорить обо мне.

В период, когда я был премьер-министром, он обратился ко мне с просьбой выделить какие-то финансовые ресурсы для представляемого им фонда в Вашингтоне. На что я ответил, что такими средствами не располагаю – ни я лично, ни правительство в целом не можем их выделить. Так вот, до этого момента он меня постоянно хвалил, а после – ни слова обо мне. А когда я ушел из ЛДПМ, то вообще стал мишенью всех его атак.

Меня спрашивали западные послы: «Как после всего, что мы сделали для Молдовы, значительная часть общества все еще тянется к России?»

Поэтому я не понимаю, о какой дружбе идет речь, если он позволял себе необоснованные выпады в мой адрес. Я бы посоветовал г-ну Сокору сосредоточиться на том, какое доверие вызывает он сам. Особой дружбы между нами в период 2001-2009 гг. не было, когда у власти были коммунисты, он был апологетом Владимира Воронина и его партии. А вот меня нельзя обвинить в измене своим идеалам.

Именно я был инициатором европейской интеграции Республики Молдова еще в 1997-98 гг. И я считаю, что это – единственный наш шанс выжить в качестве государства, в качестве общества. И я буду делать все возможное, чтобы помочь Республике Молдова не отклоняться от этой цели.

Свободная Европа: Но ваша парламентская группа была создана с благословления г-на Плахотнюка?

Юрие Лянкэ: Она была создана с благословления моих однопартийцев и бывших коллег по ЛДПМ, с которыми мы обсудили этот шаг. На уровне партии мы рассматривали этот вопрос на двух национальных советах – один состоялся осенью, другой попозже. И мои коллеги сказали, что в этой сложной для Молдовы и для всего мира ситуации грешно стоять в стороне. Надо поддерживать все хорошие начинания и пытаться противостоять всему тому, что вредно для страны.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, поляризации молдавского общества конца не видно. На какое будущее может рассчитывать государство, если одни считают, что Молдова должна сблизиться с Евросоюзом, а другие, напротив, уверены, что будущее страны только рядом и вместе с Россией?

Юрие Лянкэ: Эта поляризация досталась нам в наследство, причем еще давно, еще до 91-го года.

Свободная Европа: Но это же не оправдание – прошлое, которое выпало на долю Молдове…

Юрие Лянкэ: Вы правы. Но я лишь хотел сказать, что после 1991-го все выборы, и парламентские, и президентские проходили под знаком противостояния сторонников Запада и Востока…

Свободная Европа: И геополитические настроения по-прежнему решают, кто придет к власти в Молдове.

Юрие Лянкэ: К сожалению, да. Наверное, нам не удалось объяснить гражданам Республики Молдова очевидные вещи.

Я уверен, что когда-нибудь нам с Россией удастся наладить прекрасный диалог. Но если кроме враждебности мы ничего не увидим – что ж, придется делать выводы

На днях меня спрашивали западные послы: «Как после всего, что мы сделали для Молдовы – дороги, орошение, детсады, социальные центры, безвизовый режим, инвестиции, деньги на поддержку бюджета – как после всего этого значительная часть общества все еще тянется к России?» Которая, по сути, нам ничем не помогла, за исключением того, что дает возможность зарабатывать значительной части наших граждан, да еще поддерживает, и не только финансово, сепаратистский режим в Приднестровье. Ведь это настолько очевидно, кто может нам помочь, – и финансово, и политически…

Свободная Европа: И что вы ответили западным послам? Почему граждане Молдовы все еще живут с ощущением, что людям и государству будет лучше рядом с Россией?

Юрие Лянкэ: Причин много. Начиная с российских телеканалов, которые разрушают все в нашем информационном пространстве… Мы совершенно беззащитны перед российской пропагандой. У нас нет официальной линии, которая проводилась бы на национальных телеканалах, не говоря уж о частных.

А у государства должна быть официальная точка зрения, и не просто продвигаемая, но местами и доминирующая, как это происходит во многих странах. И, думаю, тот факт, что у нас много мигрантов в Российской Федерации, так же накладывает свой отпечаток на восприятие реальности в Молдове.

Свободная Европа: Но ведь и политики в этом плане постарались, довольно ощутимо скомпрометировав европейский курс.

Юрие Лянкэ: Политики скомпрометировали, приложили свою руку. Но большое значение имеет еще и то, что конфессионально мы зависим от Москвы. И т.д., и т.п.

Свободная Европа: То есть, вы имеете в виду, что митрополия Молдовы зависит от Московской патриархии?

Юрие Лянкэ: Думаю, это играет определенную роль в формировании мировоззрения граждан Республики Молдова. Мне могут возразить, что это попытка оправдаться. Действительно, за 25 лет мы были обязаны изменить элементы, влияющие на мышление людей. Но альтернативы здесь нет, действенность в этом плане могут обеспечить только нормальные пенсии и зарплаты, рабочие места в Республике Молдова, справедливая юстиция, хорошие дороги и т.д.

Как-то мне сказал один высокопоставленный российский чиновник: «Не ждите от нас только здравомыслящих решений»

Недостаточно говорить людям, что все это происходит только благодаря помощи западных партнеров. Когда человек видит своими глазами и чувствует по тяжести собственного кармана, что в его жизни действительно что-то меняется… Практически, после 2009 года в Молдове нет ни одного населенного пункта, где бы ни был развернут тот или иной проект, идет ли речь о детсаде, школе, социальном центре, местной дороге и т.д. Правда, не удалось пока ощутимо повысить зарплаты и пенсии…

Свободная Европа: Гражданин чувствует реальные, а не имитируемые реформы… Ждет результатов борьбы с коррупцией – и все больше убеждается в том, что это не борьба с коррупцией, что нет справедливой юстиции, нет достойных зарплат и пенсий, нет рабочих мест, – а есть сплошной цирк…

Юрие Лянкэ: Я бы начал с зарплат и пенсий, потому что, в конечном счете, социальный фонд очень страдает от того, что многие не платят налоги, что люди получают зарплаты в конвертах, что закон держит в тисках потенциальных инвесторов и т.д. Все ведь тесно взаимосвязано.

То, что в силах нашей парламентской группы, – так это помочь, повлиять на власть, чтобы она проявила более системный подход. Потому что многое из того, что произошло положительного, – в том числе, недавнее решение закупать электроэнергию только в Украине, что является очень положительным моментом – сказывается и на многих других вопросах.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, как дипломат и политик, вы должны знать, как улучшить отношения между Кишиневом и Москвой…

Юрие Лянкэ: Я всегда исходил из того, что цивилизованный диалог с Россией, основанный на определенных принципах, на взаимном уважении, невмешательстве во внутренние дела друг друга, крайне важен. Никто никогда не упрекал меня в том, что я не прилагал для этого должных усилий и в качестве министра иностранных дел, и в качестве премьер-министра.

Тирасполь будет выкидывать всевозможные кренделя, использовать любые флаги, говорить о различных валютах и т.д.

Не всегда я добивался конкретных результатов, потому что, как говорят англичане, танго танцуют вдвоем… Тщетно я пытался в 2014 году объяснить, что зона свободной торговли с Евросоюзом не представляет никакой угрозы для зоны свободной торговли в рамках СНГ – они ввели против нас санкции. Как-то мне сказал один высокопоставленный российский чиновник: «Не ждите от нас только здравомыслящих решений, иногда и мы действуем под влиянием эмоций». А их эмоции были связаны с тем, что Молдова вот-вот уйдет, вырвется из сферы влияния России.

Я уверен, что когда-нибудь нам с Россией удастся наладить прекрасный диалог. Все, что я желаю, – чтобы мы были более настойчивыми, направляли туда свои делегации, общались, объясняли свою позицию. Но если кроме враждебности мы ничего не увидим – что ж, придется делать выводы. А сейчас я бы делал все возможное для того, чтобы возродить диалог, но не вынося на первый план наши первичные проблемы, наши приоритеты, которые связаны с европейской интеграцией, что хорошо и для румын/молдаван Республики Молдова, и для этнических русских, болгар и т.д.

Свободная Европа: Как могут повлиять на ситуацию в Приднестровье наши хорошие отношения с Киевом – отрицательно, положительно?

Юрие Лянкэ: Конечно, отношения влияют, так как Приднестровье расположено на восточной границе Республики Молдова, на общей границе с Украиной. Кроме того, украинцы в Приднестровье составляют вторую по численности общину. Экономика Приднестровья и торговля в значительной степени ведется через Одесский порт, откуда идет и существенная часть контрабанды.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, на левом берегу Днестра российский флаг используется наравне с флагом непризнанной республики. И прежние лидеры, и нынешний глава региона Вадим Краносельский настаивали и настаивают на том, что лишь независимость является гарантией их безопасности.

Юрие Лянкэ: До тех пор, пока невозможно всерьез говорить о существовании предпосылок – и не только внутренних, но и на евроатлантическом уровне – для продвижения вперед по пути приднестровского урегулирования, до тех самых пор Тирасполь будет выкидывать всевозможные кренделя, использовать любые флаги, говорить о различных валютах и т.д.

В Украине война, Восток и Запад находятся в состоянии холодной войны. А мы не можем рассчитывать только на себя

Сегодня у нас нет прямых рычагов для того, чтобы на них повлиять. Появятся когда-нибудь такие предпосылки? Я вспоминаю Мезебергскую инициативу Ангелы Меркель и тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Так вот, в тот момент появились определенные предпосылки для прорыва по приднестровскому направлению – и не в ущерб европейскому будущему Молдовы.

Свободная Европа: Вы считаете, что русские пошли бы на это?

Юрие Лянкэ: Особых подробностей я не могу привести, но вспомните, в Мезебергском меморандуме шла речь о возможной операции по поддержанию мира в Приднестровье с участием России и Евросоюза. Это стало бы первым серьезным шагом.

Я хочу сказать, что сегодня таких предпосылок нет, в Украине война, Восток и Запад находятся в состоянии холодной войны. А мы не можем рассчитывать только на себя, но до тех пор, пока мы придерживаемся западного вектора, возможны и решения по торговому режиму, и по другим проблемам, в том числе, по Приднестровью, – но для этого надо работать. И в этом плане отношения между Кишиневом и Киевом играют огромную роль.

Мы покупаем электроэнергию у Украины, сейчас посмотрим, как будут развиваться события на Молдавской ГРЭС. Приобретая электроэнергию в Кучурганах, мы фактически поддерживали сепаратистский режим.

Украинский вариант [с закупкой электроэнергии] прекрасный, но только хотелось бы более внятно услышать от властей, что конкретно предпринимается для того, чтобы вступить в активную фазу, не только на уровне дискуссий, а на уровне конкретных дел для взаимоподключения энергетических систем. Слава Богу, после двухлетнего перерыва вернулись к газовому проекту... Хотелось бы видеть подвижки и по части электроэнергии. И вот тогда появятся предпосылки для критической массы, которая позволит размышлять и о разрешении приднестровского конфликта.

Свободная Европа: И в завершении нашей беседы, скажите: вы остаетесь в политике? Или возвращаетесь в дипломатию?

Юрие Лянкэ: Сейчас мы создали парламентскую группу, и все силы будут сосредоточены в этом направлении. Ждем реформы правительства, которую обещало правящее большинство. Посмотрим, какие цели намечены. Обсудим. Но пока мы сосредоточены на парламентской площадке.

XS
SM
MD
LG