Linkuri accesibilitate

Майя Санду: «Если дадим изменить избирательную систему, итоги выборов будут зависеть от Плахотнюка и Додона»


Лидер Партии «Действие и солидарность» Майя Санду раскритиковала принятие парламентом Молдовы законопроекта о пересмотре избирательной системы. Плахотнюк и Додон афишировали свои отношения и фактически разделили между собой места в парламенте очередного созыва, – заявила Майя Санду в интервью Свободной Европе.

Свободная Европа: Как будут избираться депутаты в парламент следующего созыва?

Майя Санду: Мне это пока неясно. Если нам удастся мобилизоваться и предотвратить злоупотребления, которые пытается допустить власть Плахотнюка и Додона с помощью других менее ответственных депутатов, значит, можно рассчитывать на сравнительно свободные выборы.

Если не сможем их остановить, если дадим им изменить избирательную систему, то результаты выборов 2018 года – или когда они там состоятся, – будут зависеть не от нас, а от того, как договорятся между собой Плахотнюк и Додон.

Свободная Европа: Те, кто решил поддержать переход на систему выборов по формуле демократов и социалистов, объясняют свою позицию тем, что удалось найти широкий консенсус в парламентских стенах.

Майя Санду: Все мы прекрасно знаем, что это за консенсус. Этот консенсус – шантаж, запугивание, подкуп голосов. Все это дежавю, это не впечатляет. Известно, что многие депутаты повязаны Плахотнюком по рукам и ногам. Соответственно, это не добровольный консенсус, а принудительный.

Правящая партия не является легитимной, по всем опросам ее рейтинг не дотягивает и до 4%

Свободная Европа: К широкому консенсусу призывали Венецианская комиссия, западные дипломаты, представляющие структуры Евросоюза в Республике Молдова. Я имею в виду заявление главы делегации ЕС Пиркка Тапиолы, который говорил о широком консенсусе. Как вы считаете, еще возможно сесть за стол переговоров с представителями власти в целях достижения широкого консенсуса?

Майя Санду: Нет. Потому что их цели противоречат демократическому процессу в Республике Молдова. Соответственно, единственное, о чем мы с ними мы можем договариваться – это сохранить действующую систему при некотором улучшении. Потому что это не совершенная система, Партия «Действие и солидарность» недавно выступила с конкретными предложениями в этом плане.

Свободная Европа: Напомните их еще раз.

Майя Санду: Мы представили ряд предложений, направленных на улучшение условий для голосования в диаспоре. Были сформулированы условия, вернее – предложения по улучшению законодательства о финансировании избирательных кампаний и деятельности политических партий в целом, по обеспечению корректности выборов, например, по установлению видеокамер на всех избирательных участках, чтобы граждане могли в режиме реального времени следить за тем, что происходит на том или ином избирательном участке.

Голос диаспоры будет сведен к минимуму. А ведь президентские выборы показали, насколько весома диаспора, выбор которой может оказаться определяющим

Есть несколько направлений, по которым возможно улучшение законодательства, но на данный момент ни в коем случае нельзя говорить об изменении избирательной системы. Потому что сегодня в Молдове правящая партия не является легитимной, она не пользуется доверием граждан, по всем опросам ее рейтинг популярности не дотягивает и до 4%. Поэтому эта партия, Демократическая, пытается изменить правила игры, надеясь пройти в парламент вопреки воле народа, который не видит их в законодательном органе следующего созыва. И не просто пройти, но и контролировать большинство депутатов, как делают они это сегодня.

Свободная Европа: Вы, представители внепарламентской оппозиции, выступили категорически против выборов по одномандатным округам. А чем плоха смешанная система?

Майя Санду: Большой разницы между одним и другим вариантом нет, это та же широко открытая калитка для подтасовки выборов. Мы неоднократно указывали на эти угрозы, связанные, прежде всего, с порядком формирования округов. В проекте закона написано, что границы округов можно изменить за три месяца до выборов. Что это значит? Это значит, нам скажут: вот эти округа, они уже образованы, работайте. Мы начнем готовиться, определимся с кандидатами, но незадолго до выборов правила игры поменяются, что опрокинет все наши расчеты и сведет на нет все наши усилия.

Второе: легче подкупить, манипулировать людьми в округах поменьше. Свидетелями этого мы были не один год. Совершенно очевидно, что этой договоренностью между собой Плахотнюк и Додон практически разделили места в будущем парламенте. Не говоря уже о том, что эта кампания обойдется значительно дороже, если пройдет не по действующей формуле, а по одномандатным округам. И не говоря о том, что голос диаспоры будет сведен к минимуму. А ведь президентские выборы показали, насколько весома диаспора, выбор которой может оказаться определяющим.

Так что много элементов, которые показывают, что одномандатную систему в Молдове сегодня вводить не следует. При самом благонадежном правительстве я бы не стала голосовать за это новшество сейчас. Их самые привлекательные аргументы – просто фальшивки. Возьмем хотя бы уверения правящей партии в возможности отзыва нерадивого депутата. Это пустые обещания, заведомая ложь с целью ввести в заблуждение, потому что эта мера – неконституционна.

Додона, ни для кого не секрет, очень искусно использовал Плахотнюк для дискредитации протестного движения

Правда, Демпартия и не собирается этого делать. И если даже удастся внести изменения в Конституцию, кто будет решать, отзывать депутата или нет? Решать будет юстиция, суд. И поскольку судебная система потеряла наше доверие, никто не сомневается в том, что это хитрый ход с целью обеспечить инициативе широкую поддержку.

Свободная Европа: На флешмоб у здания парламента первой отреагировала Демпартия, которая сказала, что мнение около 200 людей, вышедших на улицу, мало значит по сравнению с подписями 850 тыс. граждан, выступивших в поддержку пересмотра избирательной системы…

Майя Санду: Мы, вышедшие на улицу граждане, которых наверняка не 200, а чуть больше – ведь мы живые люди. А кто из подписей Демпартии может выйти на улицу? Эта цифра, 800 тысяч подписей – очередная большая ложь. Кто видел эти подписи? Поверить на слово в их существование? Но я уверена, что их просто нет. Многие из этих подписей, даже если они там есть, недействительны, потому что либо получены принудительным образом, либо вообще проставлены без ведома людей. Кроме того, многие люди, в силу своей недостаточной информированности, на первом этапе, возможно, и подумали: «Да, это неплохая вроде идея».

Мы были лишены доступа к телевидению и не могли объяснить людям, раскрыть им подлинные намерения Демпартии. Сейчас и опросы показывают на некоторое смещение акцентов, пересмотр взглядов. Иными словами, эти подписи – фальшивка. Я поверю в эту цифру только тогда, когда увижу этих 800 тыс. человек на улицах в поддержку выборов по одномандатным округам.

Свободная Европа: Поговорим о принципах оппозиции. Прозвучали упреки в том, что Майя Санду протестует рядом с партией Ренато Усатого...

Майя Санду: Я не протестовала рядом с той или иной партией. Чтобы все знали: я протестовала против пересмотра избирательной системы. И раньше были подобные попытки дискредитировать протестное движение. Граждане должны знать: этот протест призван предотвратить пересмотр избирательной системы, а не рекламировать ту или иную партию. И, думаю, именно поэтому важно, что инициатива исходит от гражданского общества. И я признательна тем людям, которые проявили мужество и начали это движение.

Сейчас от нас зависит, сможем ли мы мобилизоваться, сплотиться и доказать, что мы – сила, что нам не безразлично, что мы не отказались от Республики Молдова, и что мы в состоянии оказать сопротивление. Если не сказать им «нет» сейчас, нечего будет сетовать через два года, когда мы проснемся с парламентом, в котором опять же хозяйничать будут Плахотнюк с Додоном.

Не знаю, приняла я крещение или нет, но, разумеется, определенный иммунитет в себе выработала

Свободная Европа: Когда-то и Игорь Додон присоединялся к организованным вами протестам на площади Великого национального собрания – и это разочаровало многих ваших сторонников…

Майя Санду: Во-первых, мы никогда не выступали организаторами акций протеста. Мы участвовали в протестах вместе с другими людьми. Додона, ни для кого не секрет, очень искусно использовал Плахотнюк для дискредитации протестного движения. Не исключено, что сегодня пытаются сделать то же самое. Главное, чтобы мы контролировали ситуацию и ясно понимали, какую игру ведет власть.

Свободная Европа: Эта договоренность между Игорем Додоном и Владимиром Плахотнюком может привести к рокировке в их лагере – социалисты выберут Европу, а демократы постараются улучшать отношения с Россией? Ваше мнение?

Майя Санду: Я думаю, что здесь налицо продолжение одного и того же курса: и социалисты, и демократы выбрали коррупцию. Для них лучше всего, чтобы Молдова оставалась серой зоной между Западом и Востоком, зоной, в которой закон безмолвствует и с которой особых надежд никто не связывает. Зоной, где они полноправные хозяева, и где они не должны отчитываться за свои действия перед Западом, пользуются полной безнаказанностью и вольны делать абсолютно все, что им заблагорассудится.

Свободная Европа: Политические обозреватели Молдовы говорят еще, что важна не столько система, сколько люди, которые будут баллотироваться и пройдут в новый парламент. У вас найдется достаточно достойных людей для того, чтобы обеспечить весь депутатский корпус?

Майя Санду: Разумеется, у нас есть подходящие люди по всем округам. Но все дело в том, что они окажутся в неравных условиях по сравнению с другими претендентами на депутатский мандат, которые уже пользуются поддержкой правящей партии, которые могут рассчитывать на бюджетные деньги для продвижения различных проектов – и которые не подвергаются давлению и преследованию, как наши сторонники, которым постоянно угрожают увольнением и другими ужасами. Это серьезная проблема.

Интересно, что сейчас должны комментировать эксперты Венецианской комиссии? Такую смесь бульдога с носорогом они вряд ли встречали прежде

На центральном уровне тоже бывают попытки устрашения, но там преследовать кого-то труднее. В небольшом же селе притеснять людей легче, легче их запугать и обескуражить. И именно на это рассчитывают они, на то, что люди скажут: «Да, PAS хорошая партия, но деньги-то идут не от них. Деньги контролируют другие люди, и если мы не поддержим тех, кто в состоянии их выделить, то наше село ничего не получит для своего развития».

Есть очень много элементов манипулирования, в том числе с использованием административного ресурса, которыми Демпартия, будьте уверены, не преминет воспользоваться.

Свободная Европа: Вы приняли политическое крещение в президентской кампании. Вы видели оружие, которое применяется против политического соперника. Не исключено, что и в будущем последуют атаки на вас. Вы готовы им противостоять?

Майя Санду: Да. Не знаю, приняла я крещение или нет, но, разумеется, определенный иммунитет в себе выработала. Но это не значит, что всем удалось подготовиться к этой грязной и несправедливой борьбе. Совершенно ясно, что в президентских выборах мы преподнесли сюрприз Демократической партии, они не ожидали, что мы, лишенные финансовых ресурсов и поддержки в СМИ, получим столь внушительную поддержку. И именно потому, что они нас испугались, именно потому, что не ожидали от нас таких результатов – именно поэтому они столь скрупулезно готовятся к следующим выборам.

Что было на президентских выборах, наверное, не самое омерзительное из того, на что они способны. На следующих выборах, возможно, мы станем свидетелями еще более некрасивых вещей, которые затронут многих добропорядочных людей.

Свободная Европа: Вы заявили, что люди опять начнут выходить на улицу. Как долго – и в каких пределах?

Майя Санду: Мы будем выходить – и призовем людей присоединиться к нам. Что касается пределов – до тех пор, пока не остановим эти два законопроекта.

Изменение избирательной системы вызовет в полнейший хаос

Свободная Европа: В Кишинев прибыли эксперты Венецианской комиссии. Вы будете добиваться встречи с ними?

Майя Санду: Нет, не буду. Они уже попросили о встрече, и она состоится. Еще одна странность нынешней власти, еще одно проявление высокомерия с ее стороны: принять даже не один, а сразу два законопроекта всего лишь за два дня до визита в Кишинев представителей Венецианской комиссии. Интересно, что сейчас должны комментировать эксперты Венецианской комиссии, ведь они получили два законопроекта? Такую смесь бульдога с носорогом они вряд ли встречали прежде. Неизвестно, что скажет Венецианская комиссия, но поведение нашей власти крайне несерьезно.

Свободная Европа: А еще зарубежные эксперты говорят, что в мире существуют разные избирательные системы.

Майя Санду: Правильно. Но в каждом случае большое значение имеет политический контекст. И именно это мы пытаемся объяснить всем. Несколько дней назад я побывала в Брюсселе, и там все понимают, что в том специфичном контексте, который сложился в Республике Молдова, изменение избирательной системы вызовет в демократическом процессе полнейший хаос.

XS
SM
MD
LG