Linkuri accesibilitate

Майя Санду: «Плахотнюк панически боится диаспоры»


Лидер партии PAS Майя Санду считает, что если избирательная система будет пересмотрена, то следующие парламентские выборы окажутся сфальсифицированными еще больше.

Свободная Европа: Многие полагают, что благие намерения, связанные с пересмотром избирательной системы, стали в молдавском обществе яблоком раздора. Почему я говорю «благие намерения»? Потому что приводились ссылки на опросы общественного мнения, которые показывали, что политические партии лишились доверия 80% граждан. И партии правящей коалиции увидели в одномандатной системе некий спасательный круг. Что, все-таки, сейчас на самом деле происходит?

Майя Санду: Люди больше не доверяют партиям, которые входят сегодня в правящую коалицию и составляют политический класс страны. Соответственно, проблема – в этих партиях, которые находились и продолжают находиться у власти. А поскольку именно в них и состоит проблема, то и решение надо искать там.

Что еще нужно сегодня Демпартии? Какая еще власть ей необходима?

А проблема решается на выборах. И на следующих парламентских выборах люди дадут правильную оценку тем, кто находились у власти, скажут, заслуживают ли они дальнейшего пребывания в парламенте, или же пора новым партиям сменить их. Демократическая партия, которая не вызывает абсолютно никакого уважения и доверия со стороны общества, сейчас находится в панике и пытается убедить нас всех, что смена избирательной системы решит проблему. Но проблема не в системе, проблема – в них.

Свободная Европа: Но они говорят, что собрали порядка 750 тыс. подписей…

Майя Санду: Все мы прекрасно знаем, как собираются эти подписи, особенно на фоне манипуляционной и дезинформационной кампании. Однако людей волнует не система выборов, они озабочены собственной жизнью, уровень которой ниже некуда. Люди хотят, чтобы кто-то обеспечил им хорошо оплачиваемые рабочие места, гарантировал качественные образовательные и медицинские услуги, заботился о пенсионерах и т.д. Это элементарные вещи – и как раз об этом мечтают люди.

Партия, которая обладает всей полнотой власти и которая, по всем признакам, вскоре получит в парламенте конституционное большинство, палец о палец не ударила ради людей, а кивает на избирательную систему – она, мол, виновата во всех бедах. Что еще нужно сегодня Демпартии? Какая еще власть ей необходима, каких парламентских механизмов ей недостает для того, чтобы решать проблемы граждан?

Свободная Европа: Тиражировалась также идея, что Демпартия «потребовала невозможного – в надежде получить максимум возможного». И этот «максимум» – смешанная избирательная система. Вы тоже считаете, что истинной целью является именно смешанная, а не одномандатная система?

Майя Санду: Цель – изменить систему выборов таким образом, чтобы у них было еще больше возможностей для подтасовки результатов голосования. Партия, которая не дотягивает даже до «проходного балла» в парламент, не может остаться у власти, кроме как с помощью фальсификации выборов. Действующая система тоже дает определенные шансы на фальсификацию, но не слишком большие.

Нелегитимная власть внедряет избирательную систему, которую подавляющее большинство общества не поддерживает

Измененная система, одномандатная или смешанная, открывает больше возможностей в этом плане, прежде всего, это «успешные торги» с социалистами по разделению округов. И, во-вторых, дает более широкие возможности для подтасовки, собственно, результатов голосования. Это единственное объяснение. Есть еще одна цель, которую они преследуют: сделать себе рекламу, пиар-акцию с помощью этой популярной, по их мнению, инициативы.

Свободная Европа: Демократы расширяют свою фракцию, еще шесть депутатов – бывших членов ЛДПМ примкнули к Демпартии, которая может получить достаточное количество депутатов для пересмотра избирательной системы. Что предпринимаете вы, внепарламентская оппозиция, которой так или иначе придется подчиняться законодательству о выборах?

Майя Санду: Они обосновывают необходимость пересмотра избирательной системы тем, что есть слишком много безответственных депутатов, за которых граждане проголосовали, поскольку связывали с ними определенные надежды, но которые сейчас продвигают совершенно иные принципы и ценности. Это так называемые перебежчики, которых, кстати, сама Демпартия принимает с распростертыми объятиями.

Где логика этих аргументов? Мы предельно ясно изложили свою точку зрения: мы против изменения системы выборов. Мы считаем, что эта идея направлена исключительно на подделку результатов голосования.

Свободная Европа: Вы не поддерживаете… Но если инициатива все-таки пройдет в парламенте?

Майя Санду: Все международные организацию четко заявили, что изменить систему выборов можно только в условиях широкого политического консенсуса. Судя по социологическим опросам, партия «Действие и солидарность» пользуется широкой поддержкой граждан, и, значит, широкий политический консенсус невозможен без партии «Действие и солидарность», без партии «Платформа DA» и т.д. Мы все видели, что свое одобрение высказали только ДПМ и еще несколько партий, даже не фигурирующих в социологических опросах, чья поддержка со стороны населения ничтожна.

Демпартии хватает наглости крайне неуважительно отзываться о диаспоре. Это очень неумная позиция

Посмотрим, что скажет Венецианская комиссия. Но если парламент попытается принять этот документ, не принимая в расчет ни рекомендации соответствующих международных организаций, ни позицию гражданского общества, то, скорее всего, эта система не будет обладать легитимностью, она будет непризнанной. Нелегитимная власть внедряет избирательную систему, которую подавляющее большинство общества не поддерживает.

Свободная Европа: А если заключение Венецианской комиссии будет положительным?

Майя Санду: Председатель Венецианской комиссии заявил еще до того, как увидел этот законопроект, что для смены избирательной системы необходим широкий политический консенсус. Это условие не выполнено. Я не вижу причин, по которым Венецианская комиссия может пересмотреть свои позиции менее чем за два месяца.

Свободная Европа: Ну, они могут сказать, что такая избирательная система существует и в других странах мира, так почему бы ей не сработать и в Республике Молдова?

Майя Санду: Этот вариант подходит, но при условии, что все более или менее значимые политические силы согласны с изменением избирательной системы.

Свободная Европа: Вы упрекаете власть в том, что у вас не хватит людей для того, чтобы выдвинуть кандидатов по округам?

Майя Санду: Мы упрекаем власть в том, что их план по изменению избирательной системы широко распахивает двери для фальсификаций. И это серьезная проблема. Будь у нас ответственная, легитимная власть, то мы первыми заявили бы о готовности к диалогу. Сейчас максимум, что может сделать нынешнее правительство, – это улучшить существующую избирательную систему, отталкиваясь от рекомендаций Конституционного суда после президентских выборов и исходя из других проблем, выявленных на парламентских выборах 2014 года.

Политического консенсуса нет, а есть лишь желание Демпартии, которая сегодня представляет 4% населения

У действующей власти нет легитимности, чтобы изменить избирательную систему, власть лишилась здравого смысла и необходимого доверия со стороны граждан. Что же касается нас, то мы располагаем хорошими кадрами, у нас есть уважаемые и компетентные люди, которые при любой избирательной формуле могут победить на выборах, если выборы будут корректными и свободными. А нынешняя правящая коалиция, как мы все видим, прилагает отчаянные усилия, безуспешно пытаясь убедить людей в том, что она достойна и дальше оставаться у власти.

Свободная Европа: Вы встречались и беседовали с представителями диаспоры. Серьезная проблема состоит в том, по какой формуле открывать избирательные округа для граждан, находящихся за рубежом, – а их там, кстати, довольно много. С другой стороны, очень непросто создавать округа за пределами Республики Молдова. Как можно если не решить, то хотя бы смягчить остроту этой проблемы?

Майя Санду: Плахотнюк панически боится диаспоры, инициатива по изменению избирательной системы направлена, в том числе, на ее нейтрализацию. Мы предложили максимально улучшить существующий Кодекс о выборах: разрешить нашим соотечественникам за рубежом голосовать в течение не одного, а двух дней, потому что многим из них приходится долго добираться до места голосования. Мы предложили открыть больше избирательных участков [за границей] – как минимум 150, предложили довести количество бюллетеней для голосования на каждом участке до 3 тыс. экземпляров, – предложили и другие моменты, которые могли бы улучшить условия для участия наших соотечественников в голосовании.

Демпартии хватает наглости крайне неуважительно отзываться о диаспоре. Это очень неумная позиция, потому что когда ты говоришь свысока о гражданах, которые обеспечивают четверть или даже треть ВВП, то нужно быть готовым к серьезным последствиям.

Чем дольше задержится у власти Демпартия, тем больше окажется сторонников провосточного вектора

Свободная Европа: Другая проблема, на которую указывают законодатели, касается левобережья Днестра. Как открывать избирательные округа на территории, которую не контролирует Республика Молдова?

Майя Санду: Я попыталась понять позицию представителей Демпартии, которые говорят крайне загадочно. Когда задаешь им конкретный вопрос, а им нечего ответить, то они, как правило, начинают увиливать: «Давайте вместе работать над улучшением законопроекта». Яснее ясного, что проект закона не предлагает конкретных решений проблем Левобережья. И я не думаю, что авторы проекта всерьез озабочены этим вопросом.

Свободная Европа: Пять партий — «Действие и солидарность», Либерально-демократическая партия, Платформа «Достоинство и правда», Партия коммунистов и «Наша партия» — подписали совместное заявление в поддержку сохранения действующей системы выборов. Поможет чему-то этот документ?

Майя Санду: Этот документ – доказательство для Венецианской комиссии. Когда она будет анализировать проект закона и задастся вопросом, существует ли политический консенсус, то наше заявление позволит правильно на него ответить: политического консенсуса нет, а есть лишь желание Демпартии, которая сегодня представляет 4% населения.

Свободная Европа: Но ведь вы обсуждали этот вопрос, в том числе, и с председателем парламента Андрианом Канду, и с другими представителями Демпартии и сторонниками этой инициативы. Они считают, что это началом диалога…

Майя Санду: Я участвовала только в дебатах, организованных двумя немецкими фондами, так как посчитала, что эти два института преследуют благие намерения, и что организованные ими дискуссии не смоделированы заранее. Я не участвовала и не буду участвовать в дебатах, проводимых молдавской властью, потому что это – чистая имитация ради галочки.

Что говорить, если даже в дебатах, организованных немецкими фондами, спикер парламента и один из авторов проекта, Сырбу, не сочли своим долгом остаться до конца и выслушать мнения остальных партий. Поэтому нельзя говорить, что их интересует диалог и наша точка зрения. Все – для галочки, которая позволит сказать, что публичные дебаты проводились.

В Молдове сложилась критическая масса избирателей, которые продолжают верить в демократию

Свободная Европа: С другой стороны, авторы данной законодательной инициативы говорят, что если избирательная система не будет пересмотрена, то в парламент может прийти достаточное количество депутатов пророссийской ориентации. И тогда угроза, витающая над Республикой Молдова, станет еще серьезней, а вся ответственность ляжет на тех, кто выступает против изменений…

Майя Санду: Странно слышать подобное беспокойство со стороны Демпартии, которая помогла стать президентом Игорю Додону, проводнику интересов Российской Федерации в Республике Молдова. Демократия есть демократия, и нельзя менять правила игры по собственному усмотрению.

Второе: чем дольше задержится у власти Демпартия, которая выдает себя за проевропейскую, тем больше окажется сторонников провосточного вектора. Потому что своим пребыванием у власти ДПМ продолжает дискредитировать европейский курс Республики Молдова. Соответственно, в обществе растет чувство разочарования, и все больше граждан начинают связывать свои надежды с Востоком.

Свободная Европа: Сейчас Молдова по-прежнему расколота. Это разделение принимает все более отчетливый характер?

Майя Санду: Молдова расколота. Но президентские выборы прошлой осенью показали, что в Республике Молдова сложилась критическая масса избирателей, которые продолжают верить в демократию, в то, что европейская модель – самая подходящая, несмотря на пережитые по милости последних правительств разочарования, и, в частности, действующего правительства во главе с Павлом Филипом.

XS
SM
MD
LG