Linkuri accesibilitate

Зигфрид Мурешан: «Смею вас заверить — европейские чиновники точно знают, что происходит в Молдове»


Заявления представителей молдавских властей о своих намерениях продолжить реформу системы выборов, несмотря на предостережения Запада, по-прежнему находятся в центре внимания общества. О политических конфигурациях Молдовы поразмышлял вице-председатель комиссии Европейского парламента по бюджету, евродепутат от Румынии Зигфрид Мурешан.

Свободная Европа: Г-н Мурешан, как, по вашему мнению, молдавские власти видят свои дальнейшие шаги – после того, как было обнародовано заключение Венецианской комиссии?

Зигфрид Мурешан: Прозвучали реакции европейских чиновников самого высокого ранга, которые заявили предельно ясно: «Выполняйте рекомендации Венецианской комиссии не избирательно, а полностью». Свою точку зрения высказал председатель Европейского совета – самый высокопоставленный чиновник, который проводит заседания глав государств и правительств всех 28 стран-членов ЕС. Свою позицию озвучил и еврокомиссар по политике соседства и вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан.

Молдавские чиновники идут на ухищрения, выдумывают различные категории рекомендаций, лишь бы не учитывать все замечания ВК

За эти дни произошло вот что: делегация главной партии власти Республики Молдова – ДПМ – присутствовала в Брюсселе, где демократы изложили свою точку зрения. В Брюсселе находилась также Майя Санду, главный проевропейский кандидат на президентских выборах прошлого года, которая провела ряд встреч и переговоров.

Европейские чиновники приняли представителей обеих сторон, выслушали и составили четкое мнение о ситуации в Республике Молдова. И смею вас заверить, что в данный момент европейские чиновники точно знают, что происходит в Молдове, и надеются, что официальный Кишинев выполнит рекомендации Венецианской комиссии.

Свободная Европа: Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио рассказал о причине, по которой ВК не поддерживает инициативу ДПМ: существует угроза, что политики, избранные в парламент по одномандатным округам, будут находиться под полным влиянием политических интересов – или интересов бизнеса. Со своей стороны, спикер Андриан Канду заявил в интервью Свободной Европе, что власть учтет технико-правовые рекомендации. Почему так сильно разнятся слова европейских и молдавских чиновников?

Зигфрид Мурешан: Увы, молдавские чиновники идут на всякого рода ухищрения, выдумывают различные категории рекомендаций, лишь бы не учитывать все замечания Венецианской комиссии, и проводят между ними искусственные разграничения, которым не должно быть места.

Мы видели на примере Румынии – у нас была одномандатная система, и политический класс лучше не стал

Глава Евросовета заявил более чем ясно: «Рекомендации Венецианской комиссии необходимо выполнить полностью». Это первое.

Второе, что связано с заключениями Венецианской комиссии, и, думаю, именно в этом и состоит суть вопроса: изменения избирательного законодательства и выборы депутатов по одномандатным округам влекут за собой определенные риски и ничуть не способствуют реформированию молдавского политического класса. Мы видели это на примере Румынии – у нас была одномандатная система в период с 2008-го по 2016-й гг., и политический класс не реформировался, лучше он не стал.

Поэтому к рекомендациям Венецианской комиссии нужно прислушаться очень внимательно – и выполнить их. Это орган с самым богатым опытом в области электорального законодательства. И показательно, что большинство в Европарламенте – социалисты, народные европейцы, зеленые, консерваторы и либералы – четыре недели назад сказали: «Мы ждем заключения Венецианской комиссии. Мы против политизации вопроса, ждем заключения ВК и реакции Кишинева».

Поэтому ситуация сейчас предельно ясна. Заключение обнародовано, рекомендации Венецианской комиссии необходимо принять во внимание, и все критические замечания исключить из проекта закона о пересмотре избирательной системы.

Свободная Европа: Но как быть с заявлениями и представителей власти, и президента Игоря Додона, что Венецианская комиссия не должна вмешиваться в дела суверенного государства, и что это суверенное право государства – решать, как быть дальше? Если власть не прислушается к рекомендациям ВК, чем это грозит отношениям Молдовы с Западом, с ЕС?

Зигфрид Мурешан: Республика Молдова лишится доверия в глазах серьезного мира, лишится основательно и надолго, с самыми пагубными последствиями для граждан.

Если бы власть не начала эту историю с избирательным законодательством, то деньги были бы уже в Кишиневе

Потому что, если не будет доверия к Республике Молдова, инвесторы будут обходить ее стороной и предпочтут другие страны, скажем, Украину, где будут вкладывать средства и создавать рабочие места. Все международные политические партнеры Молдовы будут воспринимать ее скептически и с большим недоверием.

Этой ситуации необходимо, во что бы то ни стало, избежать. И ключ для этого находится у Кишинева. Действительность такова, что те сто миллионов евро, предназначенных ЕС для Республики Молдова, на данный момент очень проблематичны [в плане получения] для Кишинева.

Никто не ставит своей целью добавить адреналина молдавским политикам

Это первый конкретный ответ на вопрос, что случится, если молдавская власть «подожжет дом» и не станет прислушиваться к рекомендациям международных партнеров, Венецианской комиссии. Прежде всего, под угрозой окажется эта помощь, эти сто миллионов евро, обещанных Евросоюзом гражданам Республики Молдова.

Если бы власть не начала эту историю с избирательным законодательством, то эти деньги были бы уже в Кишиневе. Должен сказать со всей ответственностью: если бы не эта несвоевременная попытка изменить законодательство о выборах, в условиях отсутствия консенсуса, без поддержки со стороны оппозиции, деньги были бы уже в Кишиневе.

Но сейчас эти средства очень далеки от Кишинева и неизвестно, когда поступят, и поступят ли вообще. Все зависит от Кишинева.

Свободная Европа: Вы считаете, что заключение Венецианской комиссии встревожило лидеров Демпартии, которые являются инициаторами проекта? И что потому они отправились в Брюссель таким внушительным составом, надеясь убедить ЕС в обоснованности своих планов?

Зигфрид Мурешан: Никто не ставит своей целью добавить адреналина молдавским политикам, единственное, чего хочет Европа – убедиться, что в Республике Молдова выполняются все условия для того, чтобы деньги европейских налогоплательщиков дошли до адресата, то есть до граждан. И пока Европа не уверена в этом, деньги Кишинев не получит.

Уверен, что в последующие годы в Молдове одержат верх честные и неподкупные политики

Свободная Европа: Г-н Мурешан, а если Демпартия сделает шаг назад и откажется от этого проекта закона?

Зигфрид Мурешан: Если Демпартия откажется от своих намерений, вот что может произойти: знаки вопросов по поводу демократических стандартов в Республике Молдова исчезнут, соглашение о предоставлении макрофинансовой помощи будет вынесено на пленарное заседание Европарламента, останутся в силе условия, внесенные по моей инициативе, которые касаются принципов правового государства, борьбы с отмыванием денег, борьбы с коррупцией.

То есть, перед высвобождением каждого очередного транша власть должна доказать наличие определенного прогресса. Если прогресс будет достигнут, очередная часть денег поступит, если нет – деньги высвобождаться не будут.

Следовательно, если власть откажется от дальнейших попыток пересмотра законодательства о выборах, сомнения в существовании демократических стандартов в Молдове исчезнут, и мы будем создавать необходимые рамки для того, чтобы деньги поступали своевременно. При условии, что требования, зафиксированные в Соглашении об ассоциации и включенные в доклад ВК, будут выполнены.

Комфорт или политический кругозор г-на Додона никогов Брюсселе не интересуют

Иными словами, я уверен, что в последующие годы в Республике Молдова верх одержат честные и неподкупные политики, которые хотят что-то сделать для людей. Но для этого необходимо, чтобы условия политической игры, правила игры были корректными, чтобы все политики могли открыто высказать свою позицию, чтобы их месседжи доходили до граждан, чтобы было как можно меньше негативных кампаний, направленных на политиков – и как можно больше дискуссий на различных платформах.

Потому что граждане Республики Молдова этого заслуживают. А пока повторю еще раз: граждане больше не доверяют политикам прошлого и хотят новых веяний и перемен.

Свободная Европа: А в Брюсселе есть какие-то соображения насчет того, что если Демпартия сделает шаг назад, то победителем в этих политических баталиях может оказаться президент Додон?

Зигфрид Мурешан: В Брюсселе мало кто доверяет президенту Додону, который позиционирует себя как друг Российской Федерации, противник Соглашения об ассоциации с ЕС и, следовательно, как противник европейского курса Молдовы.

С другой стороны, Брюссель озабочен следующим вопросом: как помочь гражданам Республики Молдова получить честных, проевропейских политиков, вместе с которыми можно будет улучшить жизнь молдавских граждан, привести Молдову ближе к Европе, там, где и есть ее место.

Граждане Республики Молдова заслуживают таких политиков.

Комфорт или политический кругозор г-на Додона никого в Брюсселе не интересуют.

XS
SM
MD
LG