Linkuri accesibilitate

Зигфрид Мурешан: «Если Кишинев выполнит все рекомендации ВК — деньги поступят незамедлительно»


Европарламентарий Зигфрид Мурешан заявил Свободной Европе, что возможное несоблюдение со стороны Кишинева рекомендаций Венецианской комиссии по изменению системы выборов поставит под угрозу выделение финансовой помощи в размере 100 млн евро, обещанных Евросоюзом Молдове.

Свободная Европа: Что произойдет, если Кишинев останется глух к рекомендациям Венецианской комиссии?

Зигфрид Мурешан: Европейский парламент вот уже месяц говорит достаточно четко и ясно: «Мы хотим выделить Республике Молдова 100 млн евро, и хотим это сделать как можно быстрее. Но мы хотим также убедиться в том, что стандартам демократии в Молдове ничто не угрожает». Это – одно из условий финансирования. И обижаться нечего, таковы европейские правила – на кредиты могут рассчитывать демократические страны.

Близорукость со стороны официального Кишинева может обернуться бесповоротной утратой доверия

Изменение законодательства о выборах вопреки мнению Венецианской комиссии – самого компетентного международного органа в вопросах конституционного права – ставит под сомнение соблюдение демократических стандартов в Республике Молдова, поэтому Европарламент занял в этом вопросе четкую позицию, суть которой сводится к следующему: «Если Кишинев выполнит все условия ВК, от А до Я, то деньги поступят в Молдову незамедлительно». В противном случае, на эти деньги рассчитывать не стоит

Свободная Европа: Президент Игорь Додон уже заявил, что социалисты намерены проголосовать во втором чтении за смешанную систему выборов, вне зависимости от рекомендаций ВК. Как воспринял это заявление Запад?

Зигфрид Мурешан: Если власть изменит законодательство о выборах наперекор ВК, для Молдовы этот шаг обернется необратимой потерей доверия в глазах международных партнеров. Чем чревата утрата доверия? Прежде всего, инвесторы вообще позабудут дорогу в Молдову, потому что они идут туда, где работает закон, где правовое государство развивается, а не регрессирует. Мы знаем, в Республике Молдова не все прекрасно, и самое тревожное – это постоянные атаки на демократический порядок устройства правового государства.

Это большой знак вопроса для международных партнеров и для инвесторов. Румыния пережила аналогичную ситуацию в 2012 году. Одной ногой мы уже были в шенгенской зоне, но тогдашнее правительство расшатало правовые устои государства – и вот сегодня, пять лет спустя, мы все еще стоим у порога шенгена. Подобная близорукость со стороны официального Кишинева так же может обернуться бесповоротной утратой доверия, и этот факт отразится на благосостоянии граждан, потому что потеря политического доверия – красная карточка западных партнеров. И инвесторы с большим скептицизмом станут смотреть на Молдову, предпочтя другие страны региона, где демократическими стандартами никто не жонглирует.

Если отдельные партии, называющие себя проевропейскими, не знают преимуществ сближения с ЕС, пусть позвонят мне, я объясню, в чем выгода

А меньше инвесторов означает меньше рабочих мест, меньше зарплат, меньше развития. В частном секторе это значит меньше отчислений в казну государства, а это дамоклов меч над пенсионной системой, детскими пособиями и зарплатами бюджетников. И это не сгущение красок, это правда. Люди должны знать: последствия – совсем не абстрактные, они материальны и конкретны, и если Кишинев пойдет по этому пути, то он должен иметь в виду, что это безответственный путь, ведущий к большим проблемам для граждан.

Свободная Европа: Г-н Мурешан, вы намекнули прозападным партиям, что хорошо бы «поставить в угол» Игоря Додона и Партию социалистов. Не допускаете ли вы обратную картину: что глава государства и ПСРМ «поставит в угол» сторонников интеграции Молдовы в ЕС?

Зигфрид Мурешан: Игорь Додон в прошлом году имел свой успех только благодаря тому, что проевропейские партии оказались слишком слабыми, и что некоторые из партий, называющих себя проевропейскими, не разыграли эту карту убедительно. Я часто слышу, что со стороны России поступает весомая помощь, и что Додон говорит, что Европа – это лишь слова. Но на самом деле все же наоборот: за последние семь лет ЕС предоставил Республике Молдова более 700 млн евро, тогда как Россия не дала ничего, напротив, ежегодно она получает с Молдовы 400 млн долларов в порядке оплаты за природный газ.

Когда Российская Федерация ввела эмбарго на молдавские товары, мы увеличили квоты на импорт молдавской продукции. И статистика свидетельствует: за первые три месяца этого года Молдова экспортировала в ЕС почти в три раза больше, чем в СНГ, – на 400 с лишним миллионов евро в ЕС – и на 160 миллионов в СНГ. В Румынию молдавские производители отгрузили в два раза больше товаров, чем в Россию: 160 млн в Румынию против 80 млн в Россию. Иными словами, есть все аргументы для того, чтобы убедить людей: путь Молдовы – в Европу. И долг проевропейских партий не давать Додону заниматься манипуляциями.

Я хочу сказать молдавским гражданам: «Не волнуйтесь, мы прекрасно знаем, с кем имеем дело»

Если отдельные партии, называющие себя проевропейскими, не знают преимуществ сближения с ЕС, пусть позвонят мне, я объясню, в чем выгода.

Свободная Европа: Председатель парламента Республики Молдова Андриан Канду обвинил внепарламентскую оппозицию – Майю Санду и Андрея Нэстасе – в попытках повлиять на решение Венецианской комиссии.

Зигфрид Мурешан: Не знаю, обсуждали ли они этот вопрос, как и к чему пришли – я просто не в курсе.

Свободная Европа: Но на вас, как на евродепутата, влияет точка зрения и идеи, которые разделяют Майя Санду и Андрей Нэстасе?

Зигфрид Мурешан: Я веду диалог со всеми молдавскими политиками, и с теми, кто у власти, и с теми, кто в оппозиции. Любого, кто попросит об аудиенции, я приму, потому что мне действительно не безразлична судьба Республики Молдова. Это – во-первых.

Во-вторых: даже европейские политики, представляющие европейскую семью демократов, не согласны с изменением законодательства о выборах в том варианте, который предлагает действующая власть. Уж на них-то Майя Санду и Андрей Нэстасе как могли повлиять? Самое большое и убедительное влияние в этом смысле оказывает сама Демпартия, но, правда, безуспешно.

В-третьих, Венецианская комиссия – объективный международный орган, аполитичный, вызывающий доверие. Именно поэтому Европейский парламент заявил, что учтет экспертизу ВК. Мы не намерены политизировать этот вопрос, мы присоединимся к мнению данного беспристрастного аполитичного органа.

Заявления о том, что все международные институты прислушиваются к мнению одного или двух политиков местного уровня, звучали в последнее десятилетие и в Румынии. Это не соответствовало действительности тогда – и не соответствует действительности сегодня.

Откровенно говоря меня не интересует, как поступает Владимир Путин с Игорем Додоном: гладит его по щеке или дает подзатыльник

Могу с полной уверенностью сказать: ВК учитывает не индивидуальные мнения политиков, она принимает фундаментальные решения. Поэтому и пользуется репутацией авторитетного, надежного международного органа.

Свободная Европа: Вы встречались в Брюсселе с вице-председателем молдавского парламента Юрие Лянкэ. Вам ясен посыл, который молдавская власть передает партнерами по развитию?

Зигфрид Мурешан: Да.

Свободная Европа: И с чем прибыл в Брюссель г-н Лянкэ?

Зигфрид Мурешан: С тем же публичным месседжем, которого придерживается молдавское правительство. Намерения Кишинева ясны, поэтому я хочу сказать молдавским гражданам: «Не волнуйтесь, мы прекрасно знаем, с кем имеем дело».

Свободная Европа: Если Молдова потеряет доверие со стороны западных партнеров, это поднимет ее авторитет в глазах Востока, Российской Федерации? Особенно, если учесть, что глава государства, который является пророссийским политиком, надеется, что к осени Молдова получит статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе…

Зигфрид Мурешан: Не знаю, каковы правила в мире Путина, да и откровенно говоря меня не интересует, как поступает Владимир Путин с Игорем Додоном: гладит его по щеке или дает подзатыльник.

Свободная Европа: Но если Кишинев учтет рекомендации ВК не полностью, а, скажем, наполовину, – как это будет воспринято?

Зигфрид Мурешан: Этого недостаточно. ВК – организм профессиональный и авторитетный стопроцентно, а не наполовину. Поэтому все ее рекомендации следует выполнить.

Свободная Европа: Вы даете понять, что действующую систему выборов менять не следует?

Зигфрид Мурешан: Я не знаю, что скажет ВК, я не видел никаких официальных документов на этот счет, поэтому не стану говорить: я предпочитаю вариант А или вариант Б, я всегда говорил, что реформа несвоевременна, что она не согласованная. И – что особенно важно! – реформа идет вразрез с позицией ВК. Это неприемлемо. И я склоняюсь к этой позиции.

Независимо от того, какое заключение вынесет ВК, его необходимо выполнить. Надо дождаться решения комиссии – и подчиниться ему.

XS
SM
MD
LG