Linkuri accesibilitate

Томас Маркерт: «Украина сильно обожглась на смешанной системе выборов»


В Кишиневе эксперты Венецианской комиссии обсудили инициативу о пересмотре избирательной системы. В пятницу, 5 мая за это проголосовали Партия социалистов, Демпартия и т.н. «группа Лянкэ». Противники инициативы утверждают, что проекты законов об изменении системы выборов были приняты в непрозрачных условиях. Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт – о первых впечатлениях после встреч как с представителями власти, так и оппозиции.

Свободная Европа: У вас были дискуссии в Кишиневе с инициаторами пересмотра избирательной системы, а также с противниками этой идеи. Думаю, вы видели проект закона, но официальное заключение комиссии появится лишь в июне. Пока подоспеет экспертиза, какое у вас сложилось мнение на этот счет?

Томас Маркерт: Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ огласят свою общую позицию по этому вопросу 16 июня, но уже сейчас я могу отметить один элемент: если реформа будет принята, необходимо провести серьезнейшую работу. Прежде всего, необходимо будет пересмотреть правила образования избирательных округов – и в стране, и, тем более, в приднестровском регионе и за рубежом.

Центральная избирательная комиссия – орган, скорее, технический, а вопросы, связанные с приднестровским регионом и с диаспорой, относятся к политической сфере. В этом смысле решения по избирательным округам, которые надлежит открыть в Приднестровье и за рубежом, должны приниматься на политическом уровне.

Свободная Европа: Если я правильно вас поняла, это должно происходить в парламенте, а не на уровне Центризбиркома…

Томас Маркерт: Вот именно. По крайней мере, основные направления должен наметить парламент, особенно в том, что касается Приднестровья. Как минимум, в этом плане необходим дополнительный анализ.

Решения по избирательным округам в Приднестровье и за рубежом должны приниматься на политическом уровне

Свободная Европа: Молдавская власть, как правило, ссылается на примеры развитых демократических стран. Например, когда Демпартия пропагандировала систему выборов по одномандатным округам, то приводила в пример Францию, Великобританию и США. Сейчас, по всей видимости, наиболее показательна смешанная система, которая используется в Германии. Как вы считаете, эти страны можно сравнивать с Молдовой?

Томас Маркерт: Разумеется, можно и нужно сравнивать с другими странами, выявлять плюсы и минусы, делать выводы. Например, в США, где действует одномандатная система, существует реальная проблема, связанная с границами избирательных округов и привилегированными условиями для одного из кандидатов. Эта угроза действительна и в отношении Молдовы.

Но лучше всего сравнивать сопоставимые страны. В вашем регионе есть достаточно богатый опыт по смешанной системе выборов. Для Молдовы самый показательный пример в этом смысле – Украина, которая сильно обожглась на смешанной системе выборов. Потому что там сложился крайне негативный опыт, который выражался в противоправном использовании административных ресурсов, сильном влиянии олигархов и тех, кто хотел купить избирателей. И этот опыт стал поводом для нашего отрицательного заключения по проекту в 2014 году.

Свободная Европа: Это заключение было все-таки отрицательным? Задаю этот вопрос, потому что в Молдове мнения сильно разнились: одни говорили, что заключение отрицательное, другие, в том числе инициаторы проекта, – что оно положительное, разве что с оговорками…

Томас Маркерт: Действительно, был целый ряд замечаний, которые позволяют говорить, что заключение было, скорее, отрицательным.

Свободная Европа: В том заключении от 2014 года было сформулировано опасение, что Республика Молдова может повторить печальный опыт Украины. Эта обеспокоенность войдет и в текст нового заключения ВК?

Томас Маркерт: Думаю, проблема сохраняется, но какой вес она получит в тексте заключения Венецианской комиссии – сказать затрудняюсь.

Свободная Европа: Кишиневские наблюдатели задаются вопросом, насколько соответствует духу Венецианской комиссии «национальный консенсус», о котором говорит наша власть, когда, например, ссылается на 850 тыс. собранных подписей, пять соцопросов, плюс – 74 голоса «за» в парламенте… Как вы считаете, можно ли говорить о широком консенсусе?

Система выборов очень важна, она играет решающую роль в избирательном процессе

Томас Маркерт: Действительно, много разговоров ведется о том, какой поддержкой пользуется эта реформа? Думаю, консенсус существует лишь в том, что надо что-то менять в избирательной системе. Другой вопрос – какая реформа напрашивается?

Реформировать, совершенствовать действующую систему – или же менять ее на одномандатную или смешанную? Мы рассмотрим этот вопрос, естественно, наше мнение найдет отражение в июньском заключении. Голоса 74 депутатов сыграют определенную роль, но это будет не единственный момент, который мы проанализируем.

Свободная Европа: Почему для принятия решения по вопросам, связанным с коренным пересмотром законодательства о выборах, необходим широкий консенсус в обществе?

Томас Маркерт: Система выборов очень важна, она играет решающую роль в избирательном процессе. Система определяет результаты выборов, система входит в правила игры, которые структурируют политическое устройство. И эти правила должны опираться на консенсус. Потому что политика, проводимая властью, может быть спорной – и преследовать интересы исключительно самой власти.

Свободная Европа: Одномандатная система еще обсуждалась в обществе, а вот смешанная – практически нет...

Томас Маркерт: Разумеется, мне достаточно сложно судить об этом, так как я не следил за всеми дебатами в обществе. С другой стороны, смешанная система соединяет в себе одномандатную и пропорциональную системы, поэтому нельзя сказать, что это абсолютно новая формула. Тем не менее, широкие дискуссии в обществе желательны.

Потому что системы очень разные: есть, например, страны с мажоритарной системой, где выборы проходят в один тур, а в других проводятся два тура на уровне округов. Также есть пропорциональные системы с региональными округами, следовательно, здесь главным элементом является регионализация. Или, например, в некоторых странах голосуют по партийным спискам, но списки эти открытые, и избиратели вправе высказать свои предпочтения на уровне списков. Это пропорциональная система, но и она отличается от той, что действует сейчас в Молдове. И все эти варианты заслуживают внимания.

Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ огласят свою общую позицию 16 июня

Свободная Европа: Всем известно элементарное правило Венецианской комиссии: законодательство о выборах не может быть пересмотрено менее чем за год до даты голосования. А если система меняется за год и месяц до выборов?

Томас Маркерт: Эта рекомендация призвана помочь избежать ситуаций, при которых определенные силы, определенные партии пытаются перекроить законодательство о выборах под собственные интересы, чтобы обеспечить себе боле выгодные позиции накануне выборов. Если проанализировать суть этой рекомендации, то, конечно, нельзя сказать, что год и один день до выборов – это хорошо, а год без одного дня – плохо. Год – это общее правило. Но это не значит, что несколько дней в ту или иную сторону изменят положение дел.

XS
SM
MD
LG