Linkuri accesibilitate

Валериу Паша: «Гимпу капал на мозги Плахотнюку, — и сейчас платит за собственную глупость»


Гражданский активист Валериу Паша считает, что после задержаний в столичной мэрии ситуацию в муниципалитете можно сравнить с «плотным туманом». В интервью Свободной Европе он заявил, что сейчас некому исполнять обязанности кишиневского градоначальника и его заместителей, и, более того, нет даже секретаря муниципального совета.

Свободная Европа: Г-н Паша, что, на ваш взгляд, приоритетно для молдавского общества: попытка изменить законодательство о выборах – или задержания Национального центра по борьбе с коррупцией?

Валериу Паша: Бесспорно, это попытки изменения законодательства о выборах, потому что в этом случае мы говорим о сохранении – или нет – демократического характера выборов в Молдове, о будущем страны в долгосрочной перспективе. То, что произошло в мэрии, было предсказуемым.

Фактически ЛП выведена из правящего альянса еще несколько месяцев назад

Это произошло в рамках так называемой борьбы с коррупцией, которая ведется больше для телеэкранов. Но и при независимой юстиции в Молдове, и при независимых антикоррупционных институтах этого тоже было бы не избежать. Дорина Киртоакэ нужно судить за многочисленные коррупционные дела.

Свободная Европа: И Либеральная партия еще выведена из правящего альянса…

Валериу Паша: Фактически ЛП выведена из правящего альянса еще несколько месяцев назад. Да они никогда и не играли важную роль в этой коалиции – свою главную миссию она выполнили тогда, в январе 2016 года, когда проголосовали за правительство Филипа.

Свободная Европа: Но либералы утверждают, что сами вышли из правящей коалиции?

Валериу Паша: Это то же самое, что и почетные отставки, которые происходят тогда, когда честь – под угрозой. Именно такой была эта теоретически почетная отставка ЛП. Они уже не могут себя исключить – это их исключили.

«Да, Илан Шар воровал, участвовал в краже миллиарда, но он же с нами поделился...»

Это значит, что г-н Плахотнюк давно уже не приемлет никаких партнеров. Он согласен лишь на подчиненных или на политических рабов, но не партнеров. А г-н Гимпу, темперамент которого известен, в ходе кампании по выборам президента позволял себе определенные вещи. Скажем так, он капал на мозги Плахотнюку разными пустяками, такими, например, как провозглашение 1 июня нерабочим днем, отставка какого-то чиновника или мелкого служащего в каком-то министерстве, который – неслыханное дело! – позволил себе нелестно отозваться в соцсетях о Либеральной партии… За подобные действия в определенный момент обязательно должна была наступить расплата – и Гимпу сейчас платит за собственную глупость.

Свободная Европа: Три крупнейших города, три муниципия оказались сегодня в нелегкой ситуации. В Кишиневе Дорин Киртоакэ сидит в изоляторе НЦБК, мэр Оргеева, бизнесмен Илан Шор находится под домашним арестом, а бельцкий мэр Ренато Усатый сбежал в Россию. Что ждет эти города?

Валериу Паша: Во-первых, это традиционная картина того, что происходит в любой стране с авторитарным режимом. В подобном государстве такие вещи – не редкость. Во-вторых, жители этих городов расплачиваются за свой стратегический, как они думали, выбор, который они сделали по геополитическим, или крайне политизированным соображениям, а не выбирали себе городского голову. Или в Оргееве – там пошли по такой модели, как говорили сами местные жители: «Да, Илан Шар воровал, участвовал в краже миллиарда, но он же с нами поделился...»

Хаос в мэрии – дело рук Дорина Киртоакэ

Происходят и другие любопытные вещи. С одной стороны, контролируемое правосудие и государство с диктаторскими замашками. С другой – результаты выборов по не самым объективным, мягко говоря, критериям...

Свободная Европа: Если в Оргееве и в Бельцах все более или менее ясно – временное исполнение обязанностей мэра частично решает проблему, то в Кишиневе совсем иная картина…

Валериу Паша: В Кишиневе полный туман. С одной стороны, закон гласит, что до отстранения мэра от должности в судебном порядке он остается градоначальником. Другое дело, что на данный момент в мэрии некому исполнять даже текущие обязанности мэра и его заместителей.

Свободная Европа: Или хотя бы секретаря.

Валериу Паша: И секретаря совета тоже, потому что и его же взяли. Что свидетельствует о том, что, с одной стороны, в мэрии хаос нагнетается умышленно. Очень сильно этому способствовал и виновник номер один в этом хаосе – лично Дорин Киртоакэ, который в течение свыше шести лет не назначал своих заместителей, не стал он этого делать даже после того, как его коллеги в парламенте изменили закон таким образом, что он сам мог назначать вице-мэров – он даже в поддержке мунсовета не нуждался. Та же ситуация и с секретарем совета – было несколько попыток отправить его в отставку, но его искусственно отстояли, причем – не без помощи, кстати, Дорина Киртоакэ. Так что этот хаос в мэрии – дело рук Дорина Киртоакэ.

Михай Гимпу выказал непримиримость, и сейчас за это расплачивается. Владу Плахотнюку надоело с ним возиться

Что будет дальше? Лучшим выходом мне представляется добровольная отставка мэра, чтобы избежать дальнейших осложнений. Аналогичным образом должен поступить и его заместитель, который временно исполняет эти обязанности. По моему мнению, врио вице-мэра все-таки должен назначать муниципальный совет, как единственный орган, наделенный легитимностью

И лучше всего, чтобы этот человек был политически неангажированным, потому что на данный момент в мунсовете нет четкого большинства. Вынужденная договоренность, боюсь, будет достигнута с учетом каких-то бонусов – в виде сотен гектаров муниципальной земли, контрактов или имущества, уступленного за бесценок, – крайне любопытно то, что происходит сегодня в столичной мэрии! Одним словом, в кишиневской мэрии – полный хаос.

Свободная Европа: Задержание нескольких активистов Либеральной партии многие восприняли как сведение счетов за отказ либералов проголосовать за изменение избирательной системы. А как поступят сейчас те, кто настаивает на реформе системы выборов?

Валериу Паша: Отношение Либеральной партии к изменению избирательной системы – лишь последняя капля, переполнившая чашу терпения Влада Плахотнюка. На самом деле, он попытался с помощью этой инициативы привлечь ЛП на свою сторону, именно теми положениями, которые фигурировали в изначальном проекте Демпартии, – об отставке мэров. Там, где говорилось о процедуре отставки депутатов, они предлагали и отзыв мэров, причем более сложными способами, чем существуют сейчас.

При одномандатных выборах социалисты могут рассчитывать на 60-70 мандатов

Демпартия попыталась бросить наживку Либеральной партии: «Проголосуйте за выборы по одномандатным округам – а мы поможем вам сохранить на посту Дорина Киртоакэ». Но Михай Гимпу выказал непримиримость, и сейчас за это расплачивается. Владу Плахотнюку надоело с ним возиться. Кроме того, ему необходимо постоянно поддерживать пламя мнимой борьбы с коррупцией и неустанно подбрасывать в эту топку дрова – все больше и больше… Дорин Киртоакэ – самый крупный туз, который он припас для этого спектакля. И вот сейчас он использует эту карту.

Если граждане и на этот раз не поверят – а я уверен, что так оно и будет, – что это не настоящая борьба с коррупцией, то трудно предположить, кто станет следующей жертвой Влада Плахотнюка.

Свободная Европа: Сейчас все ждут заключения Венецианской комиссии, чтобы окончательно определиться, какой проект изменений избирательной системы вынести на голосование. Кому более выгодна эта система – социалистам и президенту Додону, или же демократам и координатору правящей коалиции?

Валериу Паша: Проводники этой идеи смягчили немного свои оценки, в частности, после того, что случилось в Европарламенте и, в особенности, после визита Влада Плахотнюка в Вашингтон, который надеялся заручиться поддержкой по пересмотру избирательной системы, – но он этой поддержки не получил.

Свободная Европа: Тем не менее, г-н Плахотнюк будет настаивать на изменении системы выборов?

Валериу Паша: Скорее всего, да, но его главный расчет состоит не только в пересмотре избирательной системы. Потому что применение нового законодательства в том виде, в котором предлагают они, выгодно исключительно для Партии социалистов. Даже в условиях отсутствия большинства – социалисты пользуются поддержкой 40% – по новой системе они оказываются в выигрышной ситуации, так как депутатом, согласно новому закону, становится тот, кто набрал больше голосов в первом туре.

При одномандатных выборах социалисты могут рассчитывать на 60-70 мандатов: где-то около 35 мандатов они получат в одномандатных округах и минимум еще 20 – по партийным спискам. Иными словами, на следующих выборах им без проблем обеспечено комфортабельное большинство – при условии, что выборы будут сколько-нибудь демократичными и свободными.

Г-н Плахотнюк давно не приемлет партнеров, он согласен на подчиненных или политических рабов

И в новой редакции, предложенной Демпартией, есть много элементов, которые позволят им максимально использовать такие рычаги, как контроль над юстицией, контроль над местными органами власти; позволят вести избирательный процесс в тайне, подальше от СМИ, гражданского общества. Это позволит им проводить всю работу в окружных советах, которые так же трудно назвать прозрачными органами, позволит решать в районных судах различные вопросы, в том числе – о снятии с дистанции того или иного конкурента.

Скорее всего, это и есть главная ставка Плахотнюка, – уйти от демократических выборов в Молдове и искусственно продвигать в парламент удобных для Демпартии людей. В противном случае, если выборы по этой системе будут демократичными, победит Партия социалистов.

Свободная Европа: Вопрос, который очень тревожит молдавское общество: если эта власть уйдет, то кто же придет на ее место?

Валериу Паша: Те, кто победят на выборах. По идее, если сохранится действующая избирательная система – что очень возможно, в зависимости от явки на выборах, в том числе в диаспоре, – вероятнее всего, что ни Партия социалистов, ни правая проевропейская оппозиция не получат большинства в одиночку. Неизвестна пока участь «Нашей партии» во главе с Ренато Усатым – пройдет ли она в будущий парламент и, если пройдет, согласится ли – и на каких условиях – на союз с Игорем Додоном, с которым сейчас партия находится в состоянии открытой политической войны.

Вероятнее всего, благодаря административным и другим ресурсам в парламент пройдет и Демпартия, но с очень малочисленной фракцией. На этом фоне у нас будут две крупные политические силы – слева и справа, и одна поменьше в центре. И если прежде демократы были той силой, которая могла себе позволить роскошь вести переговоры и с коммунистами, и с правым крылом, чтобы создать коалицию с теми, с кем сочтет это более выгодным для себя, то на этот раз они окажутся в ситуации, когда никто не захочет с ними дружить. По крайней мере, до тех пор, пока Демпартия находится в таком состоянии.

Протестный дух ждет предложений со стороны своих потенциальных лидеров

И, по всей вероятности, состоятся досрочные выборы, но не раньше, чем произойдет полная изоляция Демпартии. Как только они утратят большинство в парламенте, они достаточно быстро упустят контроль над государственными институтами – прокуратурой, системой правосудия, частично Нацбанком, исполнительной властью и т.д. Многое будет зависеть и от способности к компромиссу, а также от других элементарных принципов, которые будут предложены как справа, так и слева. Так что все не так уж и просто.

Свободная Европа: Вы обрисовали возможную ситуацию после парламентских выборов. А до выборов что может произойти?

Валериу Паша: Непрерывная борьба.

Свободная Европа: И кто с кем воюет?

Валериу Паша: Воюет, прежде всего, антиолигархическая оппозиция, в основном представленная двумя партиями – платформой «Достоинство и правда» и Партией «Действие и солидарность» на правом фланге вместе с Либерально-демократической партией, у которой имеется и небольшое представительство в парламенте – и еще «Нашей партией» Ренато Усатого слева.

Все они при поддержке организованного гражданского общества борются с девиациями правительства, которое, как мы все видим, явно предпочитает сотрудничество, продиктованное какими-то интересами, а также закулисными договоренностями с Партией социалистов и президентом Додоном. Иными словами, события будут развиваться в зависимости от степени накала, от того, возобновятся или нет акции протеста.

Я думаю, что у Плахотнюка нет никакого плана. Удержаться у власти в Республике Молдова? Как долго? Вечно? Зачем? Чего ради?

Я вполне допускаю, что все происходящее сегодня в мэрии – это попытка «выпустить пар», как это случилось и на президентских выборах: партии сосредоточились на выборах, позабыв о протестах. Но если давление в обществе вновь начнет расти, то это может стать золотой находкой для Плахотнюка: чтобы партиям было чем заняться, чтобы отвлечь их внимание от собственной персоны… И таким образом потянуть время до парламентских выборов.

Свободная Европа: А протестный дух еще жив?

Валериу Паша: Жив. Протестный дух ждет предложений со стороны своих потенциальных лидеров. Если люди выходят на протест, то они должны знать, зачем они это делают, какие цели преследуют. Они не готовы в очередной раз протестовать против всех, в том числе ради каких-то заведомо недостижимых целей. Люди хотят видеть конкретный план, а также лидеров, готовых взять на себя ответственность.

Свободная Европа: Хотят видеть лидеров, людей, готовых на определенные жертвы, способных ставить национальные интересы выше собственных…

Валериу Паша: Люди согласны с тем, что нынешнюю власть надо снимать. Многие открыто высказываются за бунт – есть и такие. Но первое, что должны понять граждане, –хорошо, этих снимем, а взамен-то кого?

Свободная Европа: Ответ запаздывает.

Валериу Паша: Контрнаступление оппозиции пока недостаточно убедительно для граждан.

Свободная Европа: Вы полагаете, что у г-на Плахотнюка есть только план «А», а плана «Б» в запасе нет?

Гении нам не нужны, нам нужны настоящие люди, которые понимают, на каком свете живут

Валериу Паша: Я думаю, что у Плахотнюка нет никакого плана. У него есть какие-то приемы, которыми он пользовался в течение многих лет, – и которые работают. Но плана у него нет, а иначе он не делал бы того, что делает сегодня. Однозначно, плана с дальним прицелом у него нет. Каким может быть его план? Удержаться у власти в Республике Молдова? Как долго? Вечно? Зачем? Чего ради?

Складывается впечатление, что он давно стал жертвой собственной игры, но выйти из нее уже не может.

Свободная Европа: А о проблемах Республики Молдова кто-то всерьез еще думает?

Валериу Паша: Эта власть, прежде всего, вовлечена в эту игру ради самого процесса, к тому же она некомпетентна и управлять страной не в состоянии. Да, им хватило ума различными методами, далеких от демократических, взять власть в свои руки, но что с ней делать – они и понятия не имеют.

Они не знают, как сделать граждан счастливыми. Это нужно уметь. Более того, будучи настолько агрессивными и непривычными к демократии, они не могут прислушиваться даже и к тем компетентным людям, которые еще работают в наших ведомствах.

Свободная Европа: Если власть не знает, чего она хочет, то граждане хотя бы это понимают?

Валериу Паша: Они это знают. Граждане хотят, прежде всего, другую власть, в которую входят честные и компетентные люди. Гении нам не нужны, нам нужны настоящие люди, которые понимают, на каком свете живут, и которые приходят во власть не ради наживы.

XS
SM
MD
LG