Linkuri accesibilitate

Виктор Кирилэ: «Если мы не будем едины, — тогда уж точно Россия сделает нас шелковыми»


Председатель Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ рассказывает в интервью Свободной Европе о современных молдавско-российских отношениях и «эпизоде с Рогозиным».

Свободная Европа: Как будут развиваться отношения между Кишиневом и Москвой после того, как было принято решение объявить российского вице-премьера Дмитрия Рогозина персоной нон грата?

Виктор Кирилэ: Разумеется, это негативно скажется на наших отношениях с Москвой. Политический диалог, и без того достаточно хрупкий, еще больше пострадает. Восстановление экономических, торговых отношений тоже на некоторое время заглохнет. Все эти угрозы следовало бы учесть нашему правительству. Более того, не исключены, как заявил и МИД России, меры, соразмерные решению Кишинева…

Свободная Европа: А какие ответные меры возможны?

Лично я ожидал, что посыл Кишинева будет более решительным, более ясным

Виктор Кирилэ: Эти меры Рогозин уже назвал в своем интервью телеканалу «Россия-24». Не исключено, что Россия введет персональные санкции в отношении ряда конкретных лиц, а также экономические санкции. И это – несмотря на то, что подобные действия могут ударить и по Игорю Додону, который является президентом Республики Молдова, и по Партии социалистов, лидером которой он был до недавнего времени.

Свободная Европа: Г-н Додон отреагировал на решение молдавского правительства незамедлительно, он заявил, что это «большая политическая глупость» и «плохая услуга для Молдовы и ее граждан». По-видимому, он имел в виду и молдавских гастарбайтеров в России, и рынок сбыта. Как может сказаться на молдавско-российских отношениях это двоевластие во внешнеполитическом курсе Молдовы?

Виктор Кирилэ: Именно на фоне этого двоевластия и сложились кризисная ситуация, которую мы наблюдаем сегодня. Если бы аппарат президента, парламент и правительство занимали бы общую позицию по отношению к России, то, конечно же, Рогозин и не пытался бы следовать в Молдову для участия в мероприятиях по случаю 25-летия миротворческой миссии, открыто игнорируя интересы Республики Молдова, игнорируя факт гибели многих наших граждан в той войне – короткой, но очень болезненной для нашей истории и нашего менталитета.

Россия просто одержима своим международным имиджем, и подобные жесты никогда не проходили безнаказанно

Лично я ожидал, что посыл Кишинева будет более решительным, более ясным – и что он будет озвучен в публичном пространстве, а не в парламенте, дипломатическим языком... В этом случае г-н Рогозин вряд ли стал бы настаивать на своем приезде, да и Кишиневу не пришлось бы разгребать жар чужими руками – в данном случае, руками наших друзей в Бухаресте. Но случилось то, что случилось: г-н Рогозин объявлен персоной нон грата, что давно следовало уже сделать, еще в 2011 году, когда он был назначен спецпредставителем по Приднестровью. Но тогда этого не произошло. Перевесили «прагматичные интересы», скажем так, – желание вести эффективный диалог с г-ном Путиным лично.

И вот это произошло сегодня. Но, увы, лично я не могу сказать, что этому очень рад – потому что мотивация должна быть другой. Можно было ожидать, что в мотивации найдет отражение тот факт, что г-н Рогозин способствовал подрыву нашего суверенитета, что он спонсировал и поддерживал сепаратизм в Приднестровье, что г-н Рогозин, к примеру, в 1992 году воевал против Национальной армии Республики Молдова, которая отстаивала суверенитет и территориальную целостность страны.

Но все эти моменты отсутствуют, зато содержится ссылка на недавние заявления г-на Рогозина, на заявления, которые он делал и прежде, буквально год назад, в июле 2016-го. Правда, тогда г-н Рогозин не говорил, что г-н Плахотнюк представляет мафиозные интересы, и т.д., и т.п.

Дело ведь не только в г-не Рогозине. Своим решением Кишинев задел чувство гордости Российской Федерации

Такое обоснование оставляет место для интерпретаций, и не только в самой Молдове, но и на Западе, у наших друзей, которые задаются вопросом: «Это решение отражает национальные интересы страны – или интересы молдавской власти, законность которой под вопросом?»

Более того, даже дома к этим заявлениям Рогозина – о качестве управления – многие присоединяются… Официально или неофициально, но это мнение разделяют более 50% граждан Молдовы. Что, мы и их объявим персонами нон грата?.. Мотивация – не та, которая должна быть, что лично мне не позволяет полностью приветствовать такой оборот.

Свободная Европа: Существует межправительственная молдавско-российская комиссии по экономическому сотрудничеству, сопредседателем которой является Дмитрий Рогозин. Если Молдова закрыла свои двери, значит, и экономическая составляющая пострадает?

Виктор Кирилэ: Безусловно!

Свободная Европа: Или же Москва назначит другого человека?..

Национальное единство в Молдове сегодня – из области фантастики

Виктор Кирилэ: Не думаю, потому что дело ведь не только в г-не Рогозине. Своим решением Кишинев – и это надо хорошо понять – задел чувство гордости Российской Федерации, а всем нам прекрасно известно, что Россия просто одержима своим международным имиджем, и что подобные жесты по отношению к ней никогда не проходили безнаказанно.

Поэтому надо быть готовыми к любой реакции со стороны Москвы. Ответ может быть и политического, и экономического порядка, и он грянет тогда, когда мы его меньше всего ждем. Так что – не знаю, готов ли официальный Кишинев противостоять такому ответу со стороны Российской Федерации, ведь чтобы выстоять, необходимо национальное единство.

А национальное единство в Молдове сегодня – из области фантастики. Я не имею в виду все общество, я говорю лишь, скажем так, о проевропейском лагере. Здесь много трещин и разъединяющих факторов, и если не будет единства на этом сегменте, нас в очередной раз заставят поджать хвост. Если мы не будем едины, не будет готово, в частности, правительство противостоять возможным санкциям со стороны России, – тогда уж точно Россия сделает нас шелковыми.

XS
SM
MD
LG