Linkuri accesibilitate

Виктор Готишан: «Упустил Украину — и опасается цепной реакции»


Президент Молдовы Игорь Додон и глава РПЦ патриарх Кирилл, Москва
Президент Молдовы Игорь Додон и глава РПЦ патриарх Кирилл, Москва

Подтексты визита патриарха Московского и всея Руси в Молдову

25-28 октября патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Республику Молдова с пастырским визитом. В программе – молебен в кишиневском Кафедральном соборе, а также поездки в Бендеры, Комрат и Бельцы. По мнению теолога Виктора Готишана, сейчас отношения между государством и церковью выгодны обеим сторонам.

Свободная Европа: Это уже не первый визит предстоятеля Русской православной церкви в Молдову, патриарх бывал у нас и раньше. Его ждали в Кишиневе во время проведения Всемирного конгресса семей, но визит перенесли на конец октября. Он пройдет на фоне обострившихся отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом. Каковы основные цели визита патриарха Кирилла в Молдову?

Виктор Готишан: Я бы отметил здесь три крайне важных момента. Если говорить о внутренней составляющей, то главный вопрос – предстоящие выборы, и это чувствуется даже по программе визита патриарха. Он выбрал четыре направления, которые позволят охватить всю Молдову. Естественно, эту инициативу приветствует президент Додон. Накануне выборов подобные события свидетельствуют о политической поддержке той или иной партии, того или иного политического курса. Патриарх поедет в Тигину/Бендеры, в Комрат и Бельцы, он впервые совершит подобное «турне» по Молдове. Это уже третий визит в Молдову главой РПЦ, но на этот раз он проедет практически по всей стране.

Виктор Готишан
Виктор Готишан

Свободная Европа: До выборов еще четыре месяца.

Виктор Готишан: Да, разумеется, четыре месяца, но, думаю, предвыборная кампания уже началась, и все мы прекрасно это знаем, потому что одни партии уже объявили своих кандидатов, другие делают это более завуалировано, но в любом случае – определяют своих кандидатов, выводят на первый план. Кампания уже стартовала, и подобные визиты – один из ее элементов.

Основная цель – дать понять, что территория Молдовы была, есть и будет канонической частью РПЦ. И точка

Второй элемент – вы его уже упомянули, – связан с тем, что патриарх отказался приехать на конгресс семей, который проходил под эгидой президента Додона и его, скажем так, партии. Причина в том, что украинская проблема, как мне представляется, оказалась гораздо важнее этого конгресса, и потому он направил сюда делегатов. Но в свете последних событий вокруг признания автокефалии Украинской церкви вопрос уже отошел на второй план, а на первом – другой вопрос, сейчас он основной.

Патриарх приедет, по сути, для того, чтобы подтвердить тот факт, что Молдавская церковь является частью Русской патриархии. Такой вот способ пометить свою территорию. Упустил Украину – и, соответственно, опасается цепной реакции по принципу домино, которая может привести к потере и Белоруссии, и Республики Молдова.

С Белоруссией немного проще, потому что у России с ней есть общая граница, и контролировать эту территорию легче. А с Республикой Молдова, у которой общая граница с Украиной, будет гораздо сложнее…

Свободная Европа: Не говоря о том, что на территории Молдовы – две митрополии...

Виктор Готишан: Совершенно верно! И здесь вступает в игру третий фактор – Румынская патриархия. Лично я считаю, что по поводу украинского вопроса был какой-то торг между патриархом Румынским Даниилом и патриархом Кириллом. Они очень хорошие друзья, и Даниил обещал каким-то образом с помощью своих связей помочь решить вопрос с Украиной... Но этого не произошло, Украинская церковь добилась автокефалии, и, разумеется, посредничество Даниила в урегулировании украинской проблемы стоила Кириллу определенной уступки. Она выразилась в согласии на назначение двух епископов, соответственно, на юге и севере Республики Молдова. Этот ход невозможно было бы осуществить без согласия Кирилла, то есть, это был своего рода бартер патриарха Даниила: «Вы мне позволяете назначить в Молдове двух епископов Бессарабской митрополии, а я, соответственно, помогу улучшить отношения с Украиной». Как известно, епископы назначены, но вопрос с Украиной решить не удалось. Поэтому, как я предполагаю, патриарх Кирилл чувствует, что его в некотором роде предали...

Свободная Европа: Говорят, в повестке двух патриархов – Румынского и Московского – числится и вопрос церковной юрисдикции Республики Молдова. Как вы считаете, проблема все еще актуальна?

Виктор Готишан: Думаю, она никогда не утратит своей актуальности, учитывая наличие сразу двух митрополий. Это делает ситуацию в Республике Молдова схожей с украинской. Основная цель, с которой патриарх Кирилл едет в Молдову, – это дать понять, что территория Молдовы была, есть и будет канонической частью Русской православной церкви. И точка.

Свободная Европа: А каким образом украинский прецедент может повлиять на ситуацию в Республике Молдова?

Виктор Готишан: Уверен, что существуют определенные, скажем так, сепаратистские поползновения – или идеи... Сепаратистские в хорошем смысле слова!..

Свободная Европа: Я так поняла, что церковь в Молдове не может рассчитывать на автокефалию, учитывая, что здесь присутствуют две митрополии и, что особенно важно, что Константинополь признает Румынскую патриархию…

Виктор Готишан: Да, но это не исключено, потому что здесь ситуация сложилась крайне непростая, и она сильно напоминает то, что происходит в Украине. На территории Украины тоже были три церкви, и сейчас для получения томоса от Вселенского патриарха и Священного синода Константинопольской церкви Филарет и Макарий должны объединиться. Соответственно, к ним примкнут и представители УПЦ Московского патриархата, которые поддерживают создание единой поместной православной церкви в Украине.

Между патриархом Кириллом и Кремлем сложился прекрасный дуэт! Этого никто никогда и не скрывал – и это всегда срабатывало

Свободная Европа: В Молдове ситуация немного другая...

Виктор Готишан: И да, и нет.

Свободная Европа: Разве может Молдова [митрополия Молдовы] претендовать на автокефалию?

Виктор Готишан: Возможны два сценария, как вы и сказали. Автокефалия – сценарий, мягко говоря, маловероятный. Но есть сценарий, связанный с выходом из канонической юрисдикции РПЦ и переходом в подчинение Румынской патриархии. Тут есть и исторический повод, есть и языковой фактор, и нюанс территориальный: легче же решать проблемы, находясь в пятистах километрах, нежели в тысяче пятистах!..

Свободная Европа: Вернемся к политике... Видно ли ее влияние, когда речь заходит о приезде главы Русской православной церкви в Молдову? Молдова – светское государство, в котором церковь и государство разделены, однако все более настойчиво звучат голоса, что у церкви в отношении политики двери распахнуты, а политика этим пользуется. Как так вышло, и почему никто не пытается этому препятствовать?

Виктор Готишан: Думаю, такая тенденция тянется с далеких времен, потому что православное христианство всегда поступало аналогичным образом – некий тандем сложился еще при Константине Великом в IV веке, когда Церковь согласилась перейти под влияние политики. В конечном счете, и Церковь выиграла, и союз между нею и политикой оказался успешным.

Если говорить конкретно о ситуации в Республике Молдова, то политика всегда пыталась максимально приблизить к себе Церковь. Она всегда воспринималась как один из наиболее важных и вызывающих максимальное доверие институтов. Иными словами, хорошие отношения с Церковью и ее представителями, которых около 80%, – это крайне важный рычаг для манипулирований и для распространения определенных политических месседжей. К сожалению, Церковь с этой своей ролью согласилась...

Свободная Европа: Но как во всей подоплеке разобраться рядовому прихожанину, который приходит в церковь, а там – политические месседжы? Это же как-то влияет на верующих?

Виктор Готишан: Конечно, влияет! Прежде всего – потому, что у Церкви – высокий уровень доверия, об этом говорят опросы. Правда, мы знаем, что другие цифры показывают совсем иную картину, ведь лишь 10-15% граждан исправно посещают церковь, и это именно те люди, на которых и можно повлиять: они искренне верят и постоянно посещают церковь.

А если вернуться к вашему вопросу о том, что же должен понимать рядовой верующий, посещающий церковь... Он должен исходить из того, что Церковь на самом деле отделена от государства, что Церковь не должна вмешиваться в политику. Церковь – это место общественное, там люди могут выразить свои симпатии и антипатии, поддержку или несогласие с теми или иными действиями, но – только не политического характера!

Свободная Европа: Насколько сильно повлияет на граждан Молдовы возможный посыл патриарха Кирилла в плане поддержки того или иного политика, возможных конкурентов на предстоящих выборах?

Виктор Готишан: Давать прогнозы в этом смысле непросто, потому что в Молдове известны случаи, когда такая схема не срабатывала. Я имею в виду партию Валериу Пасата, если не ошибаюсь, который...

Церковь – важный элемент по удерживанию бывших советских республик под российским каблуком

Свободная Европа: ... на билбордах он был рядом с митрополитом...

Виктор Готишан: Да... И это не сработало! А если говорить о Партии социалистов, то складывается ощущение, что ее идеи попадают на благодатную почву, и в таком случае можно говорить о некой мобилизации. Они, похоже, восприняли всерьез эту возможность – привлечь Церковь на свою сторону, и манипулировать с ее помощью определенной категорией граждан.

Что же касается месседжей Кирилла, то я думаю, что определенный резонанс будет именно в контексте предстоящего турне по всей Молдове. Два его предыдущих визита ограничивались, по сути, Кишиневом.

Свободная Европа: Нет, он бывал также и Кэприень и в Куркь...

Виктор Готишан: Это так... И крайне любопытно, что он выбирает очень болезненные, скажем так, направления. Это Комрат, это Бельцы – места компактного проживания русскоязычного населения, и еще Приднестровье, город Тигина. Это уже четкий политический индикатор!

Свободная Европа: Считаете ли вы, что патриарх Кирилл прокладывает пути в Кремль определенным молдавским политикам?

Виктор Готишан: Однозначно! Потому что – это ни для кого не секрет – между патриархом Кириллом и Кремлем сложился прекрасный дуэт! Этого никто никогда и не скрывал – и это всегда срабатывало. Например, по крымскому вопросу патриархия безоговорочно приняла сторону Кремля, благословив тем самым войну, или аннексию Крыма Россией... Тут рука руку моет! Да и сам Кремль, я думаю, видит в Русской православной церкви очень важный фактор своего влияния на территориях бывших советских республик.

В результате предоставления автокефалии УПЦ Россия потеряет и по части медиа

Свободная Европа: Кстати, как вы расцениваете реакции Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова? Почему признание автокефалии Украинской церкви вызвало столь жесткие оценки в адрес Запада?

Виктор Готишан: Церковь – слишком важный элемент во всей этой схеме по удерживанию бывших советских республик под российским каблуком, соответственно…

Свободная Европа: Но они говорят, что предоставили полную автономию...

Виктор Готишан: Мы говорим об автономии – и говорим об автокефалии. В данном случае это разные вещи. И в Республике Молдова, например, Церковь пользуется автономией, но автокефалия ей не дарована.

Автономия предполагает самостоятельное управление делами, но она не дает права на пересмотр каких-то основоположных элементов, например, право назначать митрополитов или епископов, или, что лично мне представляется очень странным, наши монастыри не могут назначать своих старцев... Это элементы, которые ясно показывают, что Русская православная церковь не желает лишаться своего контроля над определенными территориями.

Болезненная реакция российских официальных лиц именно тем и объясняется, они понимают, что Украина ускользнула из-под политического контроля России, но в руках Кремля все-таки оставался довольно мощный рычаг, с помощью которого можно было решать какие-то проблемы, держать Украину под каблуком – и вот таким рычагом и была Украинская православная церковь Московского патриархата. А сейчас рычаг утрачен.

Кстати, в результате предоставления автокефалии Украинской православной церкви Россия потеряет и по части медиа. На территории Украины запрещены все медиаорганизации, ретранслирующие российские программы. Таким образом, удар нанесен сразу с трех сторон, и это очень серьезно, так что предоставление томоса определенно вызовет проблемы…

Свободная Европа: Какого рода?

Виктор Готишан: Не знаю – агрессия или война, но поскольку это вторая митрополия в Украине, получившая автокефалию, им придется взаимодействовать и формировать единую поместную Церковь. А еще, разумеется, они попытаются привлечь туда и церкви, подчиняющиеся Московскому патриархату, – это не исключено, о таких намерениях уже говорилось.

Свободная Европа: Значит, сейчас все зависит от того, какое решение примет Киев?

Виктор Готишан: Разумеется, но оба митрополита наверняка договорятся между собой, потому что их поставили перед выбором: «Томос и автокефалия будут предоставлены лишь в том случае, если вы договоритесь между собой и создадите единую поместную Церковь».

XS
SM
MD
LG