В январе 2024 года комиссия «vetting» провела собеседования с восемью кандидатами в судьи ВСП, еще трех заслушали в прошлом году, а остальные ждут приглашения на интервью.
Комиссия проверяет не только доходы и расходы кандидатов за последние 12 лет, но и соблюдали ли они этические нормы. Тех, кто допустил серьезные нарушения, уволят. Также им запретят работать в системе на 7 лет и лишат специальных пособий по увольнению (пособия рассчитывают в зависимости от стажа, они могут составить несколько сотен тысяч леев).
Окончательное решение по поводу кандидатов примет Высший совет магистратуры (ВСМ), члены которого в 2022 году прошли схожую проверку, «pre-vetting».
Судья Аурелия Казаклиу: дела бывшего партнера и запоздалая декларация о доходах
Комиссия «vetting» провела собеседование с Аурелией Казаклиу 15 января. В течение получаса члены комиссии обсуждали с судьей возможный конфликт интересов и почему она не подала вовремя одну декларацию о доходах.
Члены комиссии «vetting» выяснили, что к судье на рассмотрение попали три дела, в которых фигурировал отец ее ребенка и два дела, в которых фигурировал его родственник. Ни в одном из этих пяти случаев Аурелия Казаклиу не взяла самоотвод.
Судья рассказала им, что вместо самоотвода решила передать дела на рассмотрение коллегам, которые уже рассматривают дела, в которых фигурирует бывший партнер. Уголовно-процессуальный кодекс позволяет объединить в суде рассмотрение двух дел, если по ним обвиняют одного и того же человека, или речь идет о взаимосвязанных преступлениях.
По ее словам, она не брала самоотвод, чтобы не давать повод для слухов о своих отношениях. Аурелия Казаклиу утверждает, что если бы другие судьи вернули к ней на рассмотрение дело бывшего партнера, то она отказалась бы их рассматривать по существу.
«Очевидно, я бы взяла самоотвод, это неправильно и ненормально, принимать решения [по делу] в такой ситуации», — сказала судья.
Говоря о делах родственника партнера, которые она рассматривала, Казаклиу рассказала, что никогда его не видела и не подозревала, что он может быть родственником отца ее ребенка.
Отвечая на вопрос, почему в 2019 году она не подала вовремя декларацию о доходах, Аурелия Казаклиу рассказала, что до 2018 года работала в суде Криулян, где отправлять декларации помогал один из сотрудников. В 2019 году ее перевели работать в суд Кишинева и ей пришлось подавать декларацию самой. Казаклиу рассказала, что случайно не туда нажала и вместо того, чтобы подать декларацию, просто сохранила ее. Судья подчеркнула, что уже давала объяснения по этому поводу Нацоргану неподкупности, и там согласились с ее доводами.
Судья Андриан Чобану: еда и одежда от родителей жены и Национальная лотерея
Собеседование Чобану состоялось 15 января и продлилось около часа. Комиссия «vetting» подсчитала, что с 2011 по 2022 год расходы семьи судьи могли превысить доходы примерно на 722 тыс. леев. Судья с их подсчетами на согласился. Андриан Чобану отметил, что комиссия получила примерные данные от Национального бюро статистики о том, сколько денег может тратить одна семья. Он утверждает, что практически не тратил денег на продукты, потому что получал их от родителей жены, у которых было большое хозяйство. Чобану рассказал, что бывшие тесть с тещей продавали одежду на рынке и обеспечивали одеждой и обувью его с женой и детьми.
Значительную часть собеседования посвятили тому, что за 2021 и 2022 год Чобану перечислил на счет Национальной лотереи более 730 тыс. леев, хотя его зарплата в этот период составила около 530 тыс. леев. Кандидат утверждает, что и здесь были неточные подсчеты. По его словам, он проигрывал в лотерею те же самые деньги, которые выиграл, поэтому со стороны может казаться, что он тратил больше, чем зарабатывал.
«Я испытываю фрустрацию от этой ситуации с лотерей, но в тот период я переживал развод. Пожалуй, поэтому и играл. Я тратил две тысячи, выигрывал пять, эти пять вкладывал снова. Лотерея регистрировала что я перечислил 5 тыс. леев, но на самом деле, это были те же деньги, которые я выиграл и задекларировал», — рассказал судья. (В 2021 году судья указал в декларации о доходах, что выиграл 149 тыс. леев).
Также члены комиссии попросили судью объяснить, насколько этичным было то, что он в рабочее время сделал более 120 переводов на счет лотереи. Андриан Чобану ответил, что этический кодекс не запрещает судье играть в лотерею и это увлечение он считает своим «личным делом». Он подчеркнул, что Нацлотерея — это госпредприятие, которое работает по закону на территории страны. Также судья сказал, что сожалеет о том, что играл в лотерею.
Другой темой для обсуждения стал возможный конфликт интересов. По данным комиссии, Чобану рассматривал более 20 дел, по которым выступали адвокаты, с которым он выезжал за рубеж. Судья утверждает, что его с этими адвокатами не связывают никакие отношения. Он подтвердил, что однажды уехал вместе с ними из Молдовы, но, по его словам, они отдыхали раздельно, потому что после развода ему хотелось быть в одиночестве.
Андриан Чобану рассказал, что все дела, по которым работали адвокаты, он рассматривал вместе с двумя коллегами, решения они принимали вместе, а адвокаты теперь с ним даже не разговаривают.
«Из 31 дела, которые мы рассматривали, эти адвокаты выиграли только в двух случаях, в остальном их претензии или частично приняли [или отклонили]», — рассказал Чобану.
Адвокат Ион Буруянэ: почти миллион наличными и книги за 1,7 тыс. евро
Собеседование Иона Буруянэ состоялось 16 января и продлилось почти полтора часа. Все это время члены комиссии обсуждали с ним его расходы, которые по их подсчетам ежегодно превышают доходы (разница составляла от 19 тыс. леев в 2012 году до 176 тыс. в 2021 году). По словам Буруянэ комиссия не учла, что к концу 2010 года у него были сбережения наличными: около 70 тыс. леев и 14 тыс. евро, которые он заработал, преподавая во Франции. Он отметил, что не положил деньги в банк потому, что тогда было нестабильное время.
Также члены комиссии выясняли, что в 2012 году Буруянэ сообщил Налоговой службе, что у него есть 970 тыс. леев наличными. Адвокат сообщил, что не помнит о такой декларации и не знает при каких обстоятельствах ее подал. Он предположил, что хотел воспользоваться налоговой амнистией, но на самом деле, такой суммы у него не было.
В 2018 году жена кандидата получила по решению суда компенсацию в 32 тыс. евро за незаконное увольнение из посольства Венгрии. Деньги перевели на счет дочери кандидата, открытый в Румынии. Ион Буруянэ рассказал, что поступили так, потому что они с женой думали переехать в Бухарест. Впоследствии часть денег привезли в Молдову маленькими суммами, которые не нужно декларировать. Другая часть денег ушла на организацию свадьбы дочери. Члены комиссии поинтересовались почему семья кандидата не задекларировала деньги ни в Румынии, ни в Молдове. Он ответил, что компенсации не облагаются налогом.
Также члены комиссии обсудили с Ионом Буруянэ продажу антикварной коллекции книг за 1,7 тыс. евро. По его словам, он вынужден был продать книги, чтобы оплатить обучение сына в частном лицее. Имя покупателя он не раскрыл отметив, что это его друг, который хотел сохранить анонимность. Контракт купли-продажи они не заключали, а деньги не задекларировали, потому что друг отдавал их в четыре транша, суммами, которые меньше тех, которые нужно было декларировать.
Другой темой стали денежные переводы жены Иона Буруянэ, которая в 2021 и 2022 году перечислила супругу более 14 тыс. евро. Кандидат рассказал, что это деньги, которые его жена заработала, будучи в Италии. Первое время она работала неофициально, а затем заключила трудовой контракт.
«Это известная вещь, что граждане Молдовы, которые уезжают [на заработки] сначала работают по-черному, до тех пор, пока не найдут место работы, где заключат контракт», — сказал Буруянэ. Он пообещал комиссии предоставить копии рабочих контрактов жены после интервью.
Буруянэ закончил собеседование словами: «Пусть Бог благословит Молдову создать настоящую систему юстиции».