СМИ 32-х стран, в том числе The Guardian и Südeutsche Zeitung опубликовали в понедельник результаты масштабных журналистских расследований о системе отмывания грязных денег из России через молдавские банки, – денег, которые были использованы, в том числе, в попытках повлиять на политику ряда западных стран.
Свободная Европа: Два вопроса сегодня широко обсуждаются в молдавском обществе: что принесет новый отчет Kroll-2 – и «ландромат», крупнейшая операция по отмыванию 22 млрд долларов из России через молдавские банки. Как это вообще стало возможным – отмыть такую огромную сумму денег?
Анатол Арапу: Что касается «ландромата», то речь идет о банковском надзоре со стороны Национального банка и операциях, проведенных через банки. Будь инструменты надзора пожестче, такого не могло бы произойти в Республике Молдова. Плюс к этому – судебная система. Что проблемы есть – говорили и зарубежные эксперты в области права, специалисты в сфере банковского надзора. К сожалению, должные меры не были приняты.
Мало кто в Молдове, да и вообще в мире понимает, как именно проворачиваются такие дела
Свободная Европа: Это отмывание денег повлияло на национальную экономику?
Анатол Арапу: Пострадала, прежде всего, репутация, доброе имя страны. Утрачено доверие к Республике Молдова как к стране, где можно заниматься честным бизнесом, где существует правосудие, которое в состоянии защитить интересы как местных, так и зарубежных инвесторов. Потеряна вера в возможность сохранения банковской прибыльности, в квалифицированных банковских операциях.
Надо признать, что последствия этих действий долго еще будут давать о себе знать. Узнав о том, что творится в Молдове, инвесторы хорошо подумают, прежде чем прийти на наш рынок, независимо, в какой именно области. Те же, кто работает в Молдове на данный момент, предпочтут иметь дело с банками, которые вызывают доверие, а таких у нас – раз, два, и обчелся, это банки с мажоритарным иностранным капиталом.
Свободная Европа: Отдельные чиновники пытались что-то говорить о том, что из этих 22-х миллиардов долларов были удержаны проценты, которые-де поступили в государственную казну. Так ли это?
Анатол Арапу: Это исключено. Теоретически, могло что-то попасть в виде налогов, выплаченных банками, если они задекларировали комиссионные от этих операций. Но не думаю, что именно так произошло. В целом же надо признать, что такие операции очень-очень сложны, и мало кто в Молдове, да и вообще в мире понимает, как именно проворачиваются такие дела, несмотря на то, что, на первый взгляд, все представляется предельно простым.
Поэтому, я думаю, что к расследованию, которое проводят соответствующие молдавские органы, и приглашаются квалифицированные эксперты – в надежде, что они помогут распутать эту замысловатую схему, которая использовалась при проведении операции.
Свободная Европа: Поговорим немного о необходимости появления второго отчета компании Kroll. Обещали опубликовать его еще в конце февраля, но вот уже и март на исходе. Насколько важно для общественности, для тех, кто работает в финансово-банковской системе, – знать, что произошло в Республике Молдова?
Анатол Арапу: То, что произошло, предельно ясно изложено в первом отчете: широкомасштабное мошенничество на фоне отсутствия прозрачности в управлении банковским сектором. Сейчас понятно, что эта компания должна представить подробный отчет о том, куда именно ушли денежные потоки, и где они осели, с указанием фирм и компаний, конкретных имен и другой информации, необходимой для разработки плана возврата денег.
Было странно услышать вдруг заявления г-на Дрэгуцану о том, что у нас 70% банковской системы контролирует иностранный капитал
Конечной целью является возмещение выведенных средств из банковской системы Республики Молдова. Я верю, что эта компания доведет расследование до конца, так как у нее огромный опыт работы в этой сфере. Это не первое дело, которое расследует Kroll, компания работала во многих странах Восточной Европы, в Украине были такие случаи, огромные суммы денег отмывались в Казахстане, где работала не только Kroll, но и многие другие компании, специализирующиеся в данной области.
Свободная Европа: И вы действительно верите, что можно вернуть такую сумму, возместить государству нанесенный ущерб?
Анатол Арапу: Я не могу прогнозировать какой-то конкретный процент возмещения денег, так как на расследование уйдет много времени. Не знаю, встречались ли эксперты с теми, кто причастен к этой операции, пытались ли получить у них какие-то данные. Но прецеденты есть – в других странах. И они показывают, что часть сумм, переведенных за рубеж, действительно можно вернуть.
Но не надо забывать, что значительную часть ущерба, нанесенного трем банкам Республики Молдова, составили безнадежные кредиты, по которым сейчас не производится никаких платежей.
Свободная Европа: Но разве нельзя сослаться на то, что эти кредиты проблемные, и потому возместить ущерб невозможно?
Анатол Арапу: В этом и вопрос: в нарушении правил кредитования банки выдали кредиты экономическим агентам, которые работали без прибыли, и, в конечном счете, обанкротились. В Республике Молдова и сегодня очень большой процент проблемных кредитов в различных экономических проектах, которые в конечном итоге оказались несостоятельными.
Во всех меморандумах, начиная с 2005 года, МВФ отмечал слабость банковской системы Молдовы
Свободная Европа: Власти обещают обеспечить максимальную прозрачность в работе финансово-банковского сектора. Но, с другой стороны, растет недовольство тем, что граждане не знают истинных владельцев банков. Неужели так трудно навести порядок в этом вопросе?
Анатол Арапу: Трудно понять, почему за столько лет невозможно поставить точку и ответить на этот вопрос. Было странно услышать вдруг заявления г-на Дрэгуцану о том, что у нас 70% банковской системы контролирует иностранный капитал. Это было бы здорово – наличие здорового капитала со стороны крупных банков, которые действовали бы открыто, гласно, прозрачно.
Увы, на рынке Республики Молдова один только банк представляет серьезный международный банковский капитал. Больше никого нет. Это Mobiasbanc.
Свободная Европа: С французским капиталом.
Анатол Арапу: Да. «Дочка» одного из крупнейших в мире банков – Sociеtе Gеnеrale.
Свободная Европа: Почему другие инвесторы не идут на рынок?
Анатол Арапу: Учитывая коррупцию на уровне страны, в том числе в банковской системе, банки такого калибра, как Société Générale, не так легко выдают кредиты, как другие банки Молдовы, которые руководствуются разными критериями, различными соображениями, интересами и т.д. Нередко в банках Молдовы правят бал акционеры, которые вынуждают банки выдавать кредиты несостоятельным экономическим агентам, а государство, с другой стороны, заставляет банки выдавать кредиты госпредприятиям, как было до недавних пор. И многие другие явления происходят в нашем банковском секторе.
Свободная Европа: Г-н Арапу, раз у нас столько проблем, почему МВФ, тем не менее, подписал соглашение с правительством Республики Молдова?
Анатол Арапу: В ходе подготовки соглашения с МВФ и Всемирным банком правительство Молдовы и Нацбанк предприняли и предпринимают очень серьезные меры по улучшению положения дел в этом секторе. Это очевидно. В противном случае, не было бы никакого диалога, никаких траншей. МВФ стал очень жестким с Молдовой после того, что произошло в банковской системе.
Во всех меморандумах, начиная с 2005 года, МВФ отмечал слабость банковской системы Молдовы, серьезные проблемы, которые имелись в этом секторе. Но политики предпочитали закрывать на это глаза. А наши банкиры, которые представляли собой какую-то силу, сумели сделать так, чтобы банковский сектор управлялся в их интересах, то есть, в интересах местных акционеров.
Свободная Европа: И сейчас можно говорить о какой-то стабильности, хотя бы о наметившейся стабильности на финансово-банковском рынке?
Анатол Арапу: Это уже происходит. Во-первых, в результате закрытия этих банков кровопотери удалось остановить. Во-вторых, ведется усиленная работа – опять же, под внешним давлением МВФ, Всемирного банка, других доноров – по обеспечению прозрачности акционеров, по введению строгих правил корпоративного управления банками. Иными словами, акционеры не смогут влиять на решения о кредитовании или другие экономические действия банков.
Наша единственная возможность связана с Евросоюзом, где единый рынок и товаров, и услуг, и капитала, и рабочей силы
Следовательно, если банки полностью и неукоснительно следуют правилам Нацбанка, то проблем в этом секторе быть не должно. Правила установлены – остается их соблюдать.
Свободная Европа: Это проблема проблем. О Молдове ведь как говорят? Хорошие законы-то есть, но они не работают. Так происходит и в экономике, так происходит и в финансово-банковском секторе.
Анатол Арапу: Есть и еще одна проблема. Это связано с размерами рынка Республики Молдова, в том числе банковского. Рынок очень-очень маленький. Чем и объясняется низкий интерес к нему со стороны инвесторов в любой отрасли. Потому что с точки зрения возможностей генерирования прибыли на этом рынке, где численный потенциал неуклонно снижается, население стареет, отсутствует активная прослойка, заинтересованная в развитие экономики, – с этой точки зрения рынок Молдовы не интересен инвесторами, вот они сюда и не идут.
Наша единственная возможность – надеюсь, она еще не упущена – связана с Евросоюзом, где единый рынок и товаров, и услуг, и капитала, и рабочей силы. Только сближение с Евросоюзом обеспечит нам стабильное развитие. Но когда рынок закрыт, и никому нет доступа – как было у нас в нулевых годах, надо это признать, когда политики категорически запретили участие иных игроков в банковском секторе Республики Молдова – это не дело…
Свободная Европа: Люди по-прежнему считают, что политика пока еще не дистанцировалась от экономики, в частности, от финансово-банковского сектора.
Анатол Арапу: Это из заключений последней миссии МВФ, которых я не видел и не слышал. Посмотрим.
Свободная Европа: Почему заключения миссии МВФ не обнародованы? Как можете вы это объяснить?
Анатол Арапу: Существуют определенные правила взаимоотношений с МВФ, которые наше правительство и Нацбанк в точности соблюдают. Материалы этой миссии будут преданы гласности, вероятно, в апреле, когда руководство МВФ, как нам обещали, одобрит или отвергнет принятые Молдовой меры. И тогда мы узнаем, что должно было сделать правительство, что оно сделало, и что – нет. И все. Но, по всему видно, дела идут неплохо. И это очень хорошо для Республики Молдова.