Московской окружной военный суд огласил приговор пятерым подсудимым, обвиняемым в убийстве российского политика Бориса Немцова. Зауру Дадаеву, стрелявшему в Немцова, дали 20 лет колонии строгого режима. Темирлана Эскерханова приговорили к 14 годам. Анзору и Шадиду Губашевым назначили 19 и 16 лет колонии строгого режима. Хамзат Бахаев получил 11 лет. Всех обвиняемых также обязали выплатить штрафы.
Накануне прокуратура попросила назначить для Дадаева пожизненное заключение. Остальным подсудимым – от 17 до 23 лет лишения свободы.
По приговору суда Зауру Дадаеву, которого присяжные признали виновным непосредственно в убийстве политика, дали 20 лет колонии строгого режима. Кроме того, суд лишил его звания лейтенанта и ордена и обязал выплатить штраф в 100 тысяч рублей. Как следует из вердикта присяжных, Дадаев признан виновным в том, что вечером 27 февраля 2015 года выстрелил в Немцова не менее шести раз на Большом Москворецком мосту у стен Кремля в Москве.
Темирлана Эскерханова приговорили к 14 годам и также лишили воинских званий и орденов. Анзору и Шадиду Губашевым назначили 19 и 16 лет колонии строгого режима. Хамзат Бахаев получил 11 лет. Всех обвиняемых также обязали выплатить штрафы.
Всего на скамье подсудимых было пять человек – это бывший боец чеченского батальона "Север" Заур Дадаев, который, как считает обвинение, готовил убийство Бориса Немцова и стрелял в него, и еще четыре человека, которые Дадаеву помогали – братья Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. 12 июля во время прений сторон представитель прокуратуры Мария Семененко попросила квалифицировать действия подсудимых по статьям "Убийство, совершенное по найму в составе организованной группы" и "Незаконное приобретение, хранение и перевозка оружия в составе организованной группы".
В конце июня коллегия присяжных после трех дней в совещательной комнате вынесла обвинительный вердикт всем подсудимым. Присяжным было необходимо ответить на 26 вопросов, решение по ним принималось путем голосования – прийти к единодушному мнению коллегии не удалось.
Следствие не представило достаточных доказательств вины Бахаева
Наибольшие сомнения, судя по результатам голосования, у коллегии возникли в отношении Хамзата Бахаева: его сочли виновным 8 из 12 присяжных, в то время как по остальным подсудимым обвинительный вердикт поддерживали 10 и 11 присяжных. Бахаева также попросили оправдать и адвокаты потерпевшей стороны – семьи Бориса Немцова. По их мнению, следствие не представило достаточных доказательств его вины.
Адвокат Бахаева Заурбек Садаханов сказал после оглашения вердикта, что "сегодня мы стали в очередной раз свидетелями реального издевательства над правосудием".
Осудили на 11 лет лишения свободы отца шестерых детей, чья непричастность абсолютно установлена и доказана
– Человеку, который никакого отношения к преступлению не имеет, а совокупностью доказательств установлена непричастность к совершению преступления, назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы. Я считаю, что данное решение, скорее всего, наиболее политически мотивировано, – объясняет Садаханов. – Если бы у нас суд был независимый, такого решения в отношении Бахаева не должно было состояться. И мы сделаем все, чтобы весь мир узнал о том, как в Московском окружном военном суде осудили на 11 лет лишения свободы отца шестерых детей, чья непричастность абсолютно установлена и доказана.
Сторона обвинения выразила удовлетворение вердиктом. Как заявила прокурор Мария Семененко, "присяжные признали, что данное дерзкое позорное преступление совершено именно в составе организованной группы".
После оглашения приговора Мария Семененко пояснила, что решение обжаловать приговор или нет, будет принято позже, после того, как прокуроры изучат его копию.
Суд полностью согласился с квалификацией действий, предложенной стороной обвинения
– Согласно вердикту и приговору Московского окружного военного суда, Заур Дадаев признан непосредственным исполнителем убийства Бориса Ефимовича Немцова. Также, согласно вердикту и приговору, организованная группа была создана еще осенью 2014 года. Целью этой группы было именно совершение убийства Бориса Ефимовича Немцова, – сказала Семененко. – И участниками этой группы признаны Эскерханов, Бахаев и братья Губашевы, наряду с Дадаевым. Суд полностью согласился с квалификацией действий, предложенной стороной обвинения, государственным обвинением, и назначил подсудимым наказания. Назначение наказания является исключительной прерогативой суда. Несмотря на то, что мы непосредственному исполнителю убийства, Зауру Дадаеву, просили пожизненный срок, а судом назначено 20 лет лишения свободы по совокупности преступлений, вопрос об обжаловании данного факта будет решен после того, как мы получим и изучим копию приговора Московского окружного военного суда в этой части, в частности обоснованности и мотивированности принятого решения.
Подсудимые виновными себя не признают.
Я не склоню голову ни перед кем, ни перед Красновым, ни перед ФСБ
"Аллах просит терпения, я будут просить терпения, я не виноват в этом преступлении. Как будет по воле Всевышнего, я пройду этот путь должным образом, я не склоню голову ни перед кем, ни перед Красновым, ни перед ФСБ", – сказал Заур Дадаев во время прений сторон в суде. На этапе следствия трое подсудимых – Дадаев и братья Губашевы – дали признательные показания, однако в суде они сказали, что оговорили себя под пытками. Во время прений сторон они попросили оправдать их.
Защита подсудимых пообещала обжаловать приговор, в случае если он будет обвинительным (по закону судья имеет право оправдать подсудимых, несмотря на обвинительный вердикт).
Адвокат Заура Дадаева Марк Каверзин заявлял, что вердикт был сфальсифицирован, а коллегия присяжных "зачищена". По словам Каверзина, на один из вопросов, касающихся виновности Шадида Губашева, старшина коллегии присяжных объявила ответ "да, виновен", но в выданной судом копии вопросника слово "виновен" потом было заменено на слово "доказано". По мнению адвоката Заура Дадаева, это грубейшее нарушение, на основании которого весь вердикт может быть отменен.
Другой адвокат Дадаева, Шамсудит Цакаев, уже после оглашения приговора заявил, что Дадаев это преступление не совершал и жалоба в Европейский суд по правам человека уже подана.
– Основное доказательство непричастности Дадаева к совершению данного преступления – это видеозапись с подъезда, где он проживал, которая незаконно и необоснованно была исключена судом из числа доказательств, – говорит Цакаев. – Впрочем, как и другие материалы, которыми мы доказали, что Дадаев не имеет к этому преступлению никакого отношения. Это неопровержимые доказательства, видеофиксация, другие документальные материалы, которые говорят, что Дадаев это преступление не совершал!
На скамье подсудимых находятся лишь исполнители, а истинные организаторы и заказчики преступления не названы
Адвокаты семьи Бориса Немцова и соратники политика не считают убийство раскрытым. По их мнению, на скамье подсудимых находятся лишь исполнители, а истинные организаторы и заказчики преступления не названы. По версии следствия, убийство политика было совершено по корыстным мотивам – исполнителям пообещали 15 миллионов рублей. Организатором убийства следствие называет бойца чеченского батальона "Север" Руслана Мухудинова, он находится в розыске, заказчиком – "неустановленных лиц".
Адвокаты семьи Бориса Немцова убеждены, что к убийству политика причастен глава Чечни Рамзан Кадыров, а "истинный" организатор преступления – бывший заместитель командира батальона "Север" Руслан Геремеев. Во время следствия его ни разу не допросили.
Следы ведут в ближайшее окружение Рамзана Кадырова, как минимум к Руслану Геремееву, после данного процесса это уже не вызывает ни у кого сомнений
– Что можно сказать по поводу приговора? Самая главная его ущербность в том, что на скамье подсудимых так и не оказались ни организаторы, ни заказчики. И именно в этом направлении мы, как представители Жанны Немцовой, будем прикладывать все максимальные усилия дальше, – заявил после оглашения вердикта адвокат Вадим Прохоров. – Очень надеемся, что организаторы и заказчики рано или поздно точно окажутся на скамье подсудимых и получат больше. Вот это самое главное, что можно сказать. То, что следы ведут в ближайшее окружение Рамзана Кадырова, как минимум к Руслану Геремееву, после данного процесса это уже не вызывает ни у кого сомнений. Сегодня мы услышали приговор, Дадаев – это боец из полка "Север", подчиненного Алибеку Делимханову, а это еще один человек из ближайшего окружения Рамзана. И, собственно говоря, сейчас вопрос в том, где его непосредственный командир Руслан Геремеев и кто за ним стоит. Мы хотели бы понимать, что происходит с братьями Делимхановыми, близкими родственниками Руслана Геремеева, есть масса других вопросов. Следы тянутся как минимум в Грозный, может быть, и выше. Собственно говоря, приговор сейчас это подтвердил, и в этом плане все только начинается, будем работать дальше.
Оппозиционер и соратник Бориса Немцова Илья Яшин после оглашения приговора заявил, что дело нельзя считать раскрытым, пока организаторы и заказчики убийства Немцова остаются на свободе:
– Никакой приговор не мог бы принести удовлетворение, потому что он не вернет жизнь Бориса. Но в какой-то части, наверное, справедливость все-таки восторжествовала, потому что хотя бы часть убийц оказались на скамье подсудимых и отправятся за решетку. Хотя, конечно, считать преступление раскрытым до тех пор, пока заказчики и организаторы на свободе, невозможно, – считает Яшин. – Убийство по-прежнему не раскрыто, и следствие должно продолжаться. Что касается непосредственно сроков, то, конечно, я и мои товарищи, все мы ждали пожизненного приговора для Дадаева. Это единственное адекватное наказание за убийство человека. Что такое 20 лет за человеческую жизнь? Уже в 2035 году, если не раньше, он выйдет на свободу. Это, конечно, вызывает вопросы и разочарование. Единственное адекватное наказание – это пожизненный срок, чтобы другие потенциальные убийцы понимали, к чему может привести подобное преступление. Следствие должно быть продолжено, и мы будем добиваться, чтобы и организаторы, и заказчики, в конце концов, понесли наказание, чтобы все они оказались за решеткой.
Родственники Бориса Немцова убеждены, что убийство было совершено по политическим мотивам, поэтому добивались, чтобы дело возбудили по статье "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" – Немцов на момент смерти был действующим депутатом Ярославской областной думы.
Борис Немцов был убит 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. В начале марта 2015 года были арестованы все пять подозреваемых. В октябре 2016 года в Московском окружном военном суде начались слушания по делу об убийстве политика.