Свободная Европа: Г-н Панфилов, у вас не очень лицеприятные высказывания по поводу того, что происходит в России. И вы, и другие журналисты, которые на отдалении смотрят на то, что происходит, говорят, что не стоит слишком уповать на протестное движение – или на его направленность. Если в нескольких словах, в чем состоит – или на чем основан ваш скептицизм, условно говоря?
Олег Панфилов: Во-первых, это связано с тем, как происходят протесты. По крайней мере, последний протест происходил мирно, дружно. Люди стояли с маленькими листочками бумаги, спокойно смотрели на то, как собирается полиция. Толпа раздвигалась, когда полиция проходила. Толпа равнодушно смотрела на то, как полиция начала забирать людей. Причем большую часть забирали просто прохожих, которые абсолютно ничего не делали. Так что мой первый скептицизм связан с абсолютным равнодушием.
Я думаю, что многие люди, которые вышли 26 марта на улицы Москвы и других российских городов – ну, по большей части для развлечения, потому что ничего такого не происходит в России. Конечно же, есть протестная масса, она маленькая, на мой взгляд, она составляет всего несколько процентов, два-три, от силы – четыре процента – те, кто уже понимает, что происходит в России, те, кому надоело питаться сыроподобным продуктом, получать маленькую пенсию, маленькую зарплату и платить уже огромные тарифы за коммунальные услуги.
Я комментарии сторонников Навального получаю до сих пор. Это комментарии абсолютных нацистов, которые проклинают меня, которые говорят всякие гадости
Свободная Европа: Прежде чем говорить о тех, кто действительно протестует, вернемся к этим людям, которые больше прохаживались, чем протестовали. Не на этом ли строилась тактика организаторов?
Олег Панфилов: У меня большое подозрение к организаторам этой акции. И я, анализируя фотографии и видео, начинаю догадываться, что, скорее всего, эти акции были организованы для того, чтобы провести первый хороший тренинг для год назад созданной российской гвардии – Росгвардии. Они, конечно же, тренируются сами по себе, отрабатывают удары дубинкой, стреляют… Но первый такой тренинг для живой массы, мне кажется, прошел как раз 26 марта.
Свободная Европа: И Навальный этому подыгрывает?
Олег Панфилов: Я расскажу о том, что утром, когда еще Навальный сидел в камере и не прошел в помещение суда, я написал комментарий в его твит, где он в своем посте сказал о том, что мы сами будем скоро их судить. Честно, ну и так далее. Я написал: хорошо, для начала честно верните Крым.
Ровно через год, 11 марта состоятся президентские выборы в России, так что репетиция прошла удачно
Так вот, я комментарии сторонников Навального получаю до сих пор. Их уже около сотни. Это комментарии абсолютных нацистов, я бы даже сказал – фашистов, которые проклинают меня, которые говорят всякие гадости. Когда узнают, что я из Грузии, пишут всякие гадости про Грузию. Я, конечно, не думаю, что это абсолютно весь электорат Навального, но это люди, которые его поддерживают.
Свободная Европа: Но он высказал свою точку зрения по поводу Крыма, и тем самым он давно выразился в том смысле, что не собирается возвращать Крым, даже если у него получится занять место Путина…
Олег Панфилов: Я думаю, что не только Крым. Я думаю, что у него такая же позиция по поводу Приднестровья. У него такая же позиция была в августе 2008 года в отношении Абхазии и Южной Осетии. И вообще, если внимательно посмотреть на его биографию, то можно увидеть его партнеров, коллег, с которыми он создавал различные движения. Один из них – Захар Прилепин, сейчас воюет на стороне сепаратистов на Донбассе. Так что в его националистических взглядах, я бы даже точнее сказал – имперских взглядах – я абсолютно не сомневаюсь.
И поэтому смотрел на эти акции в России – ну, во-первых, исключительно с точки зрения биографии Навального, а, во-вторых, на поведение полиции. Так что у меня все-таки укрепляется это подозрение, что акции были сделаны для того, чтобы Росгвардия себя как бы на выезде почувствовала себя силой.
Медведев – это абсолютно никчемная фигура, которой никому не жалко. Потеря Медведева для Путина, для его команды абсолютно ничего не значит, он никому не нужен
И в принципе, я думаю, многие увидели, что Росгвардия – действительно сила. Ровно через год, 11 марта состоятся президентские выборы в России, так что репетиция прошла удачно. Не думаю, что какие-нибудь акции будут в течение года в России – так что все хорошо.
И Навальный получил всего лишь административное наказание, которое дает ему право участвовать в президентских выборах. Он будет кандидатом, он будет ярким кандидатом, а выиграет Путин… История, которая произошла несколько лет назад в Москве, когда Навальный был соперником нынешнего мэра Собянина.
Свободная Европа: Но все-таки он сделал фильм про Дмитрия Медведева, который составляет ближний круг Путина, и косвенно наводит тень на плетень. Это тоже с разрешения кремлевского руководителя?
Олег Панфилов: Я полагаю, что да. Потому что Медведев – абсолютно никчемная фигура, человек, который на протяжение всех этих 17 лет выполнял роль местоблюстителя – есть такая должность в российской истории – сидеть на троне, пока царь подрастет, или пока вернется с войны.
Медведев – это абсолютно никчемная фигура, которой никому не жалко на самом деле. И поэтому есть такой принцип – и в политике, и в военной тактике: для того, чтобы выиграть, надо что-то потерять. Потеря Медведева для Путина, для его команды абсолютно ничего не значит, он никому не нужен.
Свободная Европа: Если вульгарно выражаться, это своеобразная пиявка? Лечение пиявкой?
Олег Панфилов: Я бы сказал, даже не пиявка. Пиявка все-таки полезное животное. Я бы сказал, что это глиста.
Свободная Европа: Отнюдь не политологически мы заканчиваем этот разговор…
Олег Панфилов: …аскарида – лучше...