А ведь еще пять лет назад Евгения была домохозяйкой, матерью, и заканчивала школу, параллельно занимаясь со своими двумя детьми и хозяйством.
Школа в Молдове, а не в Москве
У Евгении пронзительные глаза и теплый, успокаивающий голос. «Я вышла замуж очень-очень быстро. Родила ребенка и посвятила себя семье», – начинает она свой рассказ.
Забеременела она в 19 лет. Затем, вместе с мужем и сыном Владиславом эмигрировали в Россию. За пять лет жизни в Москве семья купила квартиру и даже получила российское гражданство.
В Москве Евгения родила второго сына – Станислава. Однако, когда первый мальчик должен был пойти в школу, что-то подтолкнуло их вернуться в Молдову.
«Мой муж всегда говорил: у детей, которые учатся в Молдове, больше шансов попасть в Европу», – вспоминает Евгения. Она признает, что чувствовала себя в Москве одиноко, поэтому раз в несколько месяцев приезжала к родителям в родное село Костулень Унгенского района.
Вернувшись в Молдову, семья решила обосноваться в Бельцах. «Я отдала Владислава в школу, Станислава – в детский сад, а сама занималась домашними делами. Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что сделали верный выбор вернуться домой».
Кризис в 30 лет
Все началось со школы коучинга в Румынии, о которой она узнал через Facebook. «Раньше я сидела дома и присматривала за детьми, вот так я и заинтересовалась личностным развитием. Сейчас я понимаю, что переживала в 30 лет самый настоящий кризис», – смеется Евгения.
Хотя у меня никогда не было недостатка в деньгах, я хотела, как любая женщина, чтобы у меня были свои деньги...
Затем она решила поехать в Румынию, чтобы пройти интенсивный курса коучинга. Хотя и вернулась домой под большим впечатлением, Евгения чувствовала, что ей нужно больше.
«Хотя у меня никогда не было недостатка в деньгах, я хотела, как любая женщина, чтобы у меня были свои деньги». Поэтому она решила поступить в колледж.
«Семья и друзья отреагировали очень хорошо, но больше всех обрадовалась моя свекровь. Она начитанная женщина, закончила институт с красным дипломом», – рассказывает Евгения, отмечая, что свекровь всегда «хотела образованную невестку».
В 2018 году Евгения стала студенткой первого курса психологического факультета в Бельцком университете имени Алеку Руссо. Ей было 34 года, и она решила ходить на занятия каждый день.
«Учиться на психолога заочно – не дело» – возражает она, когда мы спросили, не думала ли она об обучении онлайн или с частичным посещением.
– Это очень сложно, нельзя изучать психологию только по книжкам. Это большой труд, и тебя каждый день должен кто-то контролировать, спрашивать: правильно ли ты все понял.
9, 10 и правительственная стипендия
Евгения рассказывает, что в первые дни учебы в колледже она не знала, в какую сторону идти и в какой кабинет заходить. «Конечно, 18-19-летним девушкам казалось, что я такая большая. Думали, что же я там делаю? Но на самом деле я всегда чувствовала себя молодой и ощущала себя студенткой наравне с ними». И это несмотря на то, что Евгения не жила в общежитии и не посещала студенческие вечеринки.
– С колледжа все и началось. Началась моя жизнь, можно сказать.
По ее словам, она даже не знала, чего ожидать от учебы, но уже во втором семестре все стало проясняться.
– Я читала кое-что из истории психологии и поняла, что это как-то связано с введением в психологию.
Со второго семестра Евгению избрали старостой группы, роль, которую она сохранила и по сей день, заканчивая магистратуру.
– Если нужно было что-то сделать, что-то решить, я была первой, я участвовала во всем.
Очень быстро она поняла, что сделала правильный выбор: учеба увлекла ее и не давала угаснуть любопытству. Евгения так предана психологии и так в нее влюблена, что не знает, будет ли она еще чем-то кроме нее заниматься и интересоваться.
Она получает хорошие оценки, участвует в различных проектах, а на втором курсе выиграла правительственную стипендию, которая дается студентам, хорошо успевающим в учебе и участвующим «в социально-экономической жизни государства».
«Мама, я хочу быть похожим на тебя»
Обычный день в жизни Евгении означал, что она выходит из дома в университет вместе с двумя своими сыновьями, которые учатся в школе: младший – в четвертом классе, старший – в девятом. Иногда, если количество уроков совпадало, они даже домой возвращались вместе.
– Мы обедали, а к пяти часам вечера, делали домашнее задание. Мой муж говорил, что у него в семье три ученика, и шутил, что в доме уже нет места для всех наших книг.
Ее результаты вдохновили и других, но больше всего – ее младшего сына.
– Когда я показывала ему только девятки и десятки, он говорил: «Мама, я хочу быть таким, как ты». Это было похоже на соревнование «кто получит оценки лучше».
Стереотипы и сложности
К концу третьего курса Евгении уже предложили выйти на работу. В 3-е профессиональное училище в Бельцах требовался психолог, и ее уговорили попробовать.
И тут она поняла, что ей не хватает практической стороны обучения в колледже. Первые две недели работы она практически не выходила из кабинета. «Я говорила себе, что работаю над планом, что я еще не готова, но на самом деле мне было очень страшно», – вспоминает она.
Тогда она решилась: пошла из класса в класс, представлялась, и дети стали приходить к ней.
Некоторые дети хотели привести своих родителей, спрашивали, сколько будет стоить привести маму к психологу...
Иногда даже учителя, особенно директор школы, обращались к ней, когда требовалось ее вмешательство.
«Я приходила и решала проблему и тогда все сами стали приходить ко мне в кабинет. Если ребенок приходил и был впечатлен, он рассказывал об этом остальным, и тогда приходили другие, поодиночке или группами. Некоторые дети хотели привести своих родителей, спрашивали, сколько будет стоить привести маму к психологу», – рассказывает Евгения.
Хотя ей не доводилось проводить сеансы с родителями и детьми, она говорит, что помогала даже учителям, «когда им нужно было решить какие-то вопросы».
Однако до сих пор сталкивается со стереотипами: «даже среди студентов до сих пор иногда говорят, что психологи работают с сумасшедшими».
В начале 2023 года, пройдя конкурс, Евгения получила новое предложение – стать психологом в Национальном центре по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Евгения работает с несовершеннолетними, ставшими жертвами физического или сексуального насилия или торговли людьми.
– Это сложно, это стресс и большая ответственность. Иногда я очень устаю и не могу оторваться от дел, над которыми работаю, они мне могут сниться по ночам и несколько дней я хожу в стрессе, но у меня есть коллеги, и мы друг друга поддерживаем, подбадриваем.
«Учись сейчас, если в молодости не успела»
Осложняет постоянную работу и то, что Евгения параллельно пишет магистерскую диссертацию. «Теперь у меня не так много времени, чтобы посвятить его написанию диссертации и исследованиям».
Признает, что иногда приходилось ставить в приоритет не личную жизнь и собственных детей, а учебу. Несмотря на это она приняла решение учиться и надеется стать для своих сыновей примером для подражания. «Если мой сын доживет до моих лет, захочет поступить в университет и посвятить себя этому, как я, я его поддержу, потому что учиться сейчас, в 19 лет... Не знаю, зрелость дала мне преимущества», – решительно говорит Евгения.
Со временем люди выгорают, а я сейчас полна идей и готова включиться в работу...
– Мама говорила мне: «Учись сейчас, если в молодости не успела». А я отвечала, что тогда бы я не училась так, как сейчас, не была бы такой целеустремленной.
Соседи, друзья, родственники – все они поддержали Евгению. «Мне говорят, что кому-то тяжело, кто-то уже готов все бросить, а я только начинаю. Я понимаю, почему они так говорят. Со временем люди выгорают, а я сейчас полна идей и готова включиться в работу».
Учеба и выбор подходящей специальности помогли ей и в личном плане.
– Во-первых, изучая психологию, я ответила для себя на многие вопросы. Я стала более уверенной, уравновешенной.
После защиты магистерской диссертации Евгения собирается идти дальше, она думает о поступлении в докторантуру, а пока проходит трехгодичный курс, который поможет ей стать практикующим психотерапевтом.