Самые частые вопросы и как на них отвечать
Начнем с развенчания самых популярных доводов, которыми сейчас принято оправдывать войну: "Где вы были последние восемь лет", "Путин просто хочет закончить войну", "Украинцы сами просят Путина вмешаться" и так далее.
Прекрасный "Справочник для антивоенных споров в семье и на работе" составил журнал Doxa — в качестве признания Роскомнадзор сначала потребовал удалить материал, после чего сайт перестал открываться (однако в реестре блокировок так и не появился). Вот перепечатка этого материала. Wonderzine собрал инструкцию о том, как говорить с людьми, с которыми у вас не совпадают взгляды: имеет ли смысл спорить, как не реагировать эмоционально, как справиться с тем, что не всех получится переубедить.
По содержанию: вот подробный рассказ правозащитницы Варвары Пахоменко о том, что на самом деле происходило в Донбассе в последние восемь лет (она работала в миссии ООН в Украине).
Специалисты утверждают, что в экстремальных обстоятельствах люди начинают вести себя по-разному: кто-то эмоционально реагирует, кто-то подавляет эмоции и ничего не чувствует, кто-то отрицает происходящее, кто-то закрывается в себе. Вот две инструкции психологов (гайд от "Фонтанки" и гайд от заблокированного уже The Village), которые помогут выстроить беседу с разными людьми с разной реакцией — а в некоторых случаях уйти от разговора.
Кто уже выступил против войны
Российские государственные телеканалы пытаются убедить свою аудиторию, что военные действия на территории соседнего государства одобряют все слои населения. Но это не так: только за первую неделю войны свое осуждение российской внешней политики публично высказали десятки тысяч человек — и это не локальное недовольство: множество профессиональных сообществ опубликовали открытые письма в адрес российских властей с требованием прекратить военную агрессию в Украине. Среди них медики (здесь они объясняют свою позицию), учителя, студенты, ученые, представители культуры и искусства, благотворители и многие другие — по этой ссылке можно найти подборку всех открытых писем против войны.
На заблокированном уже сайте Русской службы «Би-би-си» против военных действий публично высказываются российские знаменитости, здесь войну не одобряют некоторые депутаты Госдумы, здесь приведены антивоенные цитаты детей крупных политиков и чиновников, а здесь собрана хроника протестов против войны в российских городах.
Развенчание пропаганды
Для начала – фактчек заблокированной "Би-би-си" о том, что не так с тезисом "у власти в Украине фашисты". В этой статье разобрано, как именно кремлевская пропаганда готовила российское общественное мнение к предстоящей войне. А здесь "Медиазона" собрала в хронологической последовательности все версии, которыми официальная пропаганда оправдывала вторжение в Украину.
И пропаганда в действии: здесь российские учителя рассказывают, как им направляют методички по оправданию войны в Украине, а вот впечатления школьников от пропагандистских уроков "Моя страна", которые начали проводить с 1 марта, чтобы рассказывать детям о войне в интерпретации Кремля.
Хроника текущих событий
Родственники российских пленных и погибших солдат
- В первый день войны на странице главнокомандующего украинской армии Валерия Залужного появилось фото двух мужчин в форме, утверждалось, что это пленные российские военные. Позже в сети появился ролик с участием одного из них: он называл себя Рафиком Рахманкуловым и утверждал, что служит в подразделении российской инженерно-саперной роты. "Би-би-си" и "Дождь" поговорили с его родителями: с матерью и с отцом. Сейчас сайт "Би-би-си" блокируется в России, но его можно читать через VPN, а весь контент YouTube-канала "Дождя" удален.
- Интервью с матерью солдата из Саратова, который погиб во время боевых действий в Украине 24 февраля. Уже после публикации сайт fn-volga вынужден был заменить слово "война" словом "спецоперация", потому что войну в России под угрозой уголовного преследования запрещено называть "войной". Днем ранее убитый Максим Ханыгин звонил домой и сообщил семье, что их везут на учения. Вот репортаж Радио Свобода, корреспондент которого побывала у семьи Максима Ханыгина из деревни Озерное Аткарского района и поговорила с матерью пленного Рафика Рахманкулова из Петровска.
- После принятия закона о "фейках" "Новая газета" была вынуждена удалить интервью Ольги Дячук, сестры взятого в плен в Украине старшего сержанта российской армии Романа Буганцова. Видеозапись с его допросом появилась в соцсетях через несколько дней после начала войны.
- Интервью с родными военнопленных из России. Они сообщают, что о пленении своих родственников в Украине они узнают из фото и видео, выложенных в сеть украинскими военными.
- Как в России семьи пропавших военных пытаются узнать их судьбу. Нередко публикация видео и данных о пленных приводит к травле их родственников.
Россияне об Украине
- Репортаж "Медузы" из приграничной Белгородской области. Российские войска появились там еще несколько месяцев назад. Теперь местные жители помогают им продуктами и вещами первой необходимости и одновременно волнуются о попавших под обстрелы родственниках, которые живут по ту сторону границы.
- Поучительное видео о том, как россияне реагируют на фото бомбардировок и ракетных обстрелов городов Украины.
- Интервью с ученым из России, который извинился перед коллегой из Украины на конференции ООН по климату "от лица всех россиян за то, что мы не смогли предотвратить этот конфликт". Представитель Украины Светлана Краковская в ответ поблагодарила "россиян, которые пытаются остановить это безумие".
Что происходит в Украине
- Настоящее Время ведет круглосуточные онлайны о войне с Украиной: вот последний по времени, переходить к предыдущему можно по ссылке внутри материала.
- Фотографии из Киева и Харькова, где люди с первого дня войны прячутся от бомбежек в метро. Снимки украинских городов, пострадавших от бомбежек. Инстаграм фотографа и призера Пулитцеровской премии Линдси Аддарио, которая сейчас находится в Украине.
- Рассказ о том, как жители захваченных украинских городов протестуют против российских военных, – хороший ответ на аргумент о том, что украинцы сами просили Путина ввести войска.
- Рассказ корреспондента Настоящего Времени, который стал свидетелем гибели людей, пытавшихся выйти из почти разрушенного российской армией Ирпеня.
- Как сегодня украинцы общаются с российскими родственниками и друзьями.
- Репортаж из детской больницы Киева. Там во время бомбежек медперсонал эвакуирует больных детей в подвальные помещения.
- Интервью с жительницей Гостомеля, города в семи километрах от Киева. Героиня этого материала оказалась заперта в воюющем городе с больным сыном и двумя десятками животных.
- Катастрофа в Мариуполе.
- Город Запорожье подвергся ударам в первые дни вторжения армии РФ. Что его жители говорят сегодня.
- Житель Киевской области Сергей 7 марта потерял всю семью — жену и двоих детей, когда те пытались выбраться из Ирпеня, города в окрестностях Киева, и попали под минометный обстрел российских войск. Сыну было 18, дочери 9 лет.
Как читать, кого читать и как это делать, когда все заблокировано
За первую неделю войны Роскомнадзор заблокировал почти все оставшиеся независимые медиа и ограничил доступ к Facebook и Twitter. Как теперь читать новости? Вот инструкция Настоящего Времени, вот советы от "Бумаги". Здесь – советы о том, как правильно читать новости и отличать надежные источники от недостоверных.