Linkuri accesibilitate

Украинцев зовут на протесты против отключения света. Политолог объясняет, кто это делает и почему призывам не верят


В Одессе, энергетическая инфраструктура которой также пострадала от ударов российских ракет, горожане якобы устроили протест против отключения электроэнергии в регионе. На появившихся в телеграм-каналах видео можно увидеть небольшую группу людей, которые ходят по пешеходному переходу, не давая проехать автомобилистам. Эту информацию сразу подхватили российские прокремлевские СМИ с заголовками, что одесситы протестуют против власти из-за отключения света.

Спикер Одесской областной военной администрации Сергей Братчук заявил, что на подобные акции протеста людей провоцируют выходить в некоторых телеграм-каналах, распространяя фейковые тезисы. Например, о том, что в Одессе якобы нет света, потому что электричество перенаправляют в западные области Украины. А также о том, что якобы Украина даже во время войны экспортирует электричество за границу, на чем наживаются украинские чиновники. После этого в соцсетях появляются комментарии о том, как россияне поддерживают одесситов, которые страдают без света.

Как рассказал в эфире Настоящего Времени украинский политолог Олег Саакян, подобные "вбросы" в Украине воспринимают "с иронией и смехом".

"Всем прекрасно понятно, что оно не заходит, не откликается и изначально выглядит крайне синтетическим и нелепым с точки зрения того, чем действительно обеспокоено и чем сейчас живет украинское общество", – подчеркивает политолог.

– Как вы оцениваете эти сообщения в телеграм-каналах и призывы украинцам выходить на акции протеста против отключения света?

– Как минимум забавные. Они настолько вне контекста и настолько нарочито инородны сегодняшней социально-политической жизни и настроениям населения в Украине, что они вызывают только лишь иронию, сарказм, стеб с различных уголков Украины. Сейчас можно зайти в социальные сети и увидеть, сколько мемов относительно этого. "Нет мочи терпеть эти адские муки" было переведено на украинский как "Нема сечи терпіти ці адскie борошно". И подобные вещи.

– Важно объяснить перевод нашим российским, например, зрителям, кто не владеет украинским языком. Последнее слово "борошно" – это пшено. Неверный перевод слова "мука".

– Там, где "мо́чи" – переводится как "мочи́". Там, где "муки" – переводится как "мука́". В общем, полное непонимание ни языка, ни его устройства, ни в целом контекста. Украинцы высмеивают, что это настолько синтетически слепленная кампания.

В моей стране заблокировали

Настоящее Время

Когда Зеленский говорил свою знаменитую речь: "Без газа – без вас. Без электрики – без вас", – это была речь действительно как зов общества. Ее репостила даже оппозиция, к ней апеллирует даже оппозиция, что для Украины является беспрецедентным. Она действительно отражает настроение населения. И российская власть, вообще привыкшая к отрицанию субъектности населения как такового, она считает, что есть манипуляции элит. В общем, все делают так, как в России.

В Украине власть прямо зависима от социологии

А в Украине любая власть всегда прислушивается к обществу. Власть у нас прямо зависима от социологии, поскольку общество все время держит руку на пульсе относительно того, что говорит и что делает власть. И те точечные протесты, которые по Украине периодически появляются из-за электричества, они не из-за отключений. Они из-за несправедливых отключений. Например, где-то горит свет, а тут выбились из графика – и свет не горит уже больше дня-двух, хотя должен был бы быть. Это протест не против отключения – это протест: "Обратите внимание на нас, почему несправедливо сейчас распределяется".

А когда здесь пытаются выставить региональное противостояние, то всем смешно, потому что все прекрасно понимают, что Львов сейчас – одна из самых уязвимых точек. И когда во Львове нет света – там нет и воды, нет и отопления. И вся Украина относится с состраданием к тем городам, куда прилетает и где как раз электричества нет. Украинское общество вошло в режим мобилизации. Причем быстрее даже государства. И сейчас как раз общество мобилизовано на длительную дистанцию, и есть определенная критика в отношении органов власти, что они еще остаются до сих пор в определенном спринт-забеге – они не мобилизованы к длительному противостоянию. Что, собственно, и показала слабая подготовка украинской обороны энергосистемы. Хотя при этом абсолютны героизм украинских энергетиков, которые в кратчайшие сроки демонстрируют небывалую стойкость. Точно так же как и железнодорожники и остальные.

Сейчас общество мобилизовано на длительную дистанцию

Я сейчас как раз в Европе с рядом встреч. И могу сказать, что я от ряда западных коллег и аналитиков слышал, что они моделируют ситуацию по собственным энергетическим системам по европейским моделям реагирования и понимают, что Украина демонстрирует небывалую стойкость и удивляет даже специалистов в этих сферах.

– Вы уверены, что никаких массовых протестов по этому поводу быть не может? В условиях войны способны ли украинцы вообще какие-то протесты организовывать, выражать какое-то недовольство властью?

– Нет, украинское общество выражает недовольство. Смотрите, недавний скандал с назначениями в Национальный олимпийский комитет, куда попали очень одиозные личности. И сначала по принципу "купи козу, продай козу" часть этих личностей, в частности времен Януковича, попросили. И таким образом власть попыталась скинуть негатив, но при этом оставить другую часть. И, несмотря на это, один из депутатов – олимпийский чемпион самих же "Слуг народа" – выходит из олимпийского комитета следом за футболистами, следом за другими людьми, говоря, что не может там находиться, хотя возглавил его коллега по партии, но с одиозной биографией. Плюс там было заведено им множество других людей, по словам этого депутата, абсолютно карманно.

Соответственно, сейчас нарастает протест вокруг этого. И действительно общество реагирует, реагируют элиты, в частности спортивные. И власть никуда не может деться – приходится прислушиваться. Поэтому протесты в Украине сейчас возможны. Они несколько поменяли форму. Это не уличные протесты. Но широкое негодование есть, и есть инструменты давления на власть. И власть прислушивается – никуда она не может деться от этого. Демократия в Украине все же присутствует, даже несмотря на войну.

Но надо понимать, что Россия не отдает себе отчета в одном: они воюют не с украинской властью, не с украинским государством. Они нападали, как им казалось, на слабое государство Украина. Но воюют они с украинским обществом. И на защиту государства встало общество. Поэтому когда сейчас пытаются распространить подобные истории, они действуют на крайне маргинальные группы, которые не способны сейчас к мобилизации ввиду того, что они депривированы самим же поведением России, уже не говоря о широких массах. Широкие массы просто с иронией и смехом воспринимают, поскольку от таких вбросов и информационных кампаний российских даже не возникает ощущения угрозы. Всем прекрасно понятно, что оно не заходит, не откликается и изначально выглядит крайне синтетическим и нелепым с точки зрения того, чем действительно обеспокоено и чем сейчас живет украинское общество.

– Обозреватель российского издания "Медуза" Андрей Перцев, ссылаясь на источники в администрации президента России, пишет, что там вообще очень пессимистичные настроения, что война Россией проиграна. Но при этом там еще верят в некое резкое изменение политической ситуации в Украине, в отставку Зеленского. В общем, надеются на это. Вы можете как-то прокомментировать эти ожидания Кремля? Есть ли что-то сейчас, что вообще может привести к отставке Зеленского?

– Мне сложно представить себе сейчас тематику, которая способна привести к отставке Зеленского. Я могу себе представить то, что может быть выражено как протест к нему. Но чтобы это переросло в отставку и политический кризис – я себе не представляю. Власть имеет достаточно инструментов и механизмов реагирования. Она не аутична, не глухонема, несмотря на классическую критику и нелюбовь к власти в Украине. Общество достаточно ответственно относится сейчас к вопросам национальной безопасности. Соответственно, я не думаю, что это возможно.

Борьба не за сценарий победы для России, а за сценарий непроигрыша

Относительно России стратегии Кремля абсолютно понятны: день простоять, ночь продержаться. Поскольку они ждут, что либо падишах, либо ишак – кто-то все-таки умер, соответственно, поменялся контекст, и, может быть, откроется какое-то окно возможностей. Потому что в сегодняшней ситуации окна возможности нет. Россия на всех парах, путинский режим мчится в пропасть. Всем абсолютно очевидно, что вся борьба идет сейчас не за сценарий победы для России, а за сценарий непроигрыша – они пытаются ухватиться за него. И тогда, возможно, если бы им удалось сдетонировать проблемы в Украине, это можно было бы конвертировать в какой-то вариант фиксации непоражения России.

Но тут украинское общество долго запрягает, но если уж оно запрягло, поверьте, оно так просто не упустит удила. И армия, и общество готовы освобождать всю территорию. И это подтверждает социология, это подтверждают срезы по социальным сетям. И даже то, что сейчас идет террор по критической инфраструктуре, энергетической – можете увидеть, что нет паники, нет истерических настроений в Украине. Собственно, даже политическая жизнь идет своим чередом, несмотря на это.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG