Польский фонд «Открытый диалог» и его руководитель Людмила Козловская оказались в центре политического скандала в Молдове в 2018. Тогда, бывшая у власти Демпартия обвинила фонд и Козловскую в том, что они якобы вмешиваются во внутренние дела Молдовы, поддерживая оппозиционные партии «Действие и солидарность» (PAS) и «Достоинство и правда» (DA) сформировавшие на тот момент блок ACUM. Кроме того, они утверждали, что PAS и DA получают финансирование от фонда и не декларируют его.
В парламенте создали специальную комиссию, которая расследовала деятельность «Открытого диалога». Комиссия пришла к выводу, что фонд якобы занимался «лоббированием интересов преступников из стран СНГ», в том числе, Вячеслава Платона. Также в отчете утверждали, что фонд действовал по заказу российских спецслужб, а Козловская в различных европейских структурах лоббировала принятие документов, направленных против Молдовы и содержащих критику кишиневских властей. Например, она поддерживала принятие «закона Магнитского» и включение в санкционный список лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка.
Вскоре Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) открыла уголовное дело против Козловской.
Козловская же утверждала, что занимается правозащитной деятельностью, а молдавские власти пытаются ее запугать. Она заявила, что прокуратура «подчиняется Плахотнюку». В свою очередь, лидеры PAS и DA Майя Санду и Андрей Нэстасе заявили, что «могут доказать законность происхождения каждого банна в бюджете».
Почему депутаты от PAS отменили решение
Проект решения об отмене отчета 1 февраля зарегистрировал депутат от PAS Михай Попшой. В пояснительной записке он отметил, что отчет был «преследованием оппозиционных политических партий». Он сообщил, что PCCOCS закрыла дело против Козловской и напомнил, что в 2019 году парламент Молдовы (Партия социалистов и блок ACUM) принял декларацию «О захваченном государстве».
Попшой рассказал, что Молдова до сих пор находится под наблюдением Совета Европы, а Парламентская Ассамблея Совета Европы «неоднократно осуждала политическое преследование в Молдове». Депутат подчеркнул, что организация Promo-LEX изучила финансовые отчеты политических партий за 2017 и 2018 год и выяснила, что в них нет информации о финансировании фондом «Открытый диалог».
На заседании парламента 2 февраля Попшой назвал решение об аннулировании отчета «запоздалым». «Его надо было принять давно», — сказал депутат. Сам отчет Попшой назвал сфальсифицированным и заявил, что он доказывает то, что «госучреждения использовали, как политическую биту против оппозиции».
«Мы помним тот дурно пахнущий скандал 2018 года, в период захваченного государства. Это — пятно на совести не только прошлой власти, у которой и не было совести, но и на молдавском парламентаризме», — заявил он.
У депутатов не возникло вопросов к проекту решения. Его поддержали 59 депутатов от PAS. Представителей оппозиции в зале заседаний не было, они покинули заседание, когда парламент продлевал режим чрезвычайного положения.