Linkuri accesibilitate

Восьмая казнь египетская. Миру теперь грозит еще и саранча (ВИДЕО)


Житель столицы Йемена Саны, удерживаемой повстанцами-хуситами, пытается для пропитания ловить саранчу на крыше своего дома
Житель столицы Йемена Саны, удерживаемой повстанцами-хуситами, пытается для пропитания ловить саранчу на крыше своего дома

Массовое нашествие огромных полчищ саранчи, каких не случалось много десятилетий, весной 2020 года угрожает многим странам Африки и Азии. Миру, вероятно, теперь грозит серьезнейший продовольственный кризис, а за ним – голод и перемещение новых миллионов беженцев. Справиться с насекомыми пока не удается – их слишком много. Как считают ученые, причиной появления саранчи стали глобальные изменения климата.

Нападение саранчи в Пятикнижии описано как восьмая египетская казнь, одно из страшных знамений и бедствий, постигших египтян за отказ фараона освободить сынов Израилевых и разрешить Моисею вывести их из Древнего Египта. "И подул сильный ветер, и от того налетели полчища саранчи, пожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле".

Сегодня эти насекомые уничтожают урожай на огромных территориях Африки и Азии – от Танзании, Кении и Сомали до Пакистана, Индии и Китая, и без того с трудом сдерживающего эпидемию вируса COVID-19.

В одной стае пустынной саранчи (сейчас миру грозит в основном именно этот вид насекомого, входящего в большое биологическое семейство) может насчитываться до 10 миллиардов особей, хотя обычно – около 500 миллионов. Они способны за одни сутки покрыть расстояние в 100–200 километров, уничтожив по дороге без разбора любую попавшуюся растительность – траву, кустарники, деревья, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) предупреждает, что эти насекомые распространяются невероятно быстро – если не начать борьбу сейчас, то через три месяца нынешнее их количество может возрасти в 500 раз. По данным ООН, последний значительный всплеск – резкое увеличение числа роев саранчи – в Западной Африке в 2003–2005 годах обошелся странам этого региона в 2,5 миллиарда долларов. По своим масштабам он был значительно меньше нынешнего нашествия, которое энтомологи уже сравнивают с катастрофическими всплесками миграций саранчи в 1930–40-е годы прошлого столетия. В целом, по оценкам ФАО, пустынная саранча сейчас повлияет на жизнедеятельность каждого десятого человека на Земле, что делает ее самым опасным в мире мигрирующим вредным организмом.

Особенностью биологии саранчи является наличие двух жизненных фаз – одиночной и стадной. Одиночная саранча называется "кобылкой" – и это незаметное, малоактивное, оседлое насекомое, имеющее защитный окрас и плохо приспособленное к полету. Однако в какой-то момент (обычно в очень жаркие и либо чрезмерно сухие, либо, наоборот, влажные годы с наводнениями, когда пищи начинает не хватать) "кобылки" как будто становятся жертвой злых чар. "Доктор Джекилл" превращается в "мистера Хайда". Насекомые начинают откладывать особое "боевое" потомство, которое выглядит совершенно непохожим на родителей – оно намного ярче и контрастно окрашено, у него увеличиваются размеры тела и крыльев. "Кобылки" превращаются в саранчу и собираются в гигантские стаи, которые постоянно увеличиваются из-за прилета других сородичей. И стая трогается в путь.

Взрослая пустынная саранча может каждый день съесть столько же пищи, сколько весит сама – около 2 граммов. Но когда стая плотно покрывает территорию площадью хотя бы в один квадратный километр, то она уничтожает там столько же растительной (и отчасти белковой, саранча всеядна и иногда охотится на других мелких насекомых) пищи, сколько в сутки потребляют 35 тысяч человек.

Причины нынешней беды ученые и фермеры видят в серии постоянных циклонов и проливных дождей, вызвавших наводнения в жарких странах мира в 2018–2019 годах. Естественный ареал обитания пустынной саранчи – засушливые районы около 30 государств от Западной Африки до Индии, площадью около 16 миллионов квадратных километров.

Но чрезмерно влажные, благоприятные для образования стай условия в течение последних двух лет на юге Аравийского полуострова и на Африканском Роге позволили развиваться подряд трем поколениям саранчи в опасной фазе – и до поры это оставалось незамеченным. По мнению ряда ученых, во многом виновато быстрое потепление и повышение уровня воды в Индийском океане у восточного побережья Африки, которое и породило необычно большое количество сильных тропических циклонов в прошлом году.

Вся Восточная Африка сейчас охвачена настоящей паникой, и для местных правительств именно нашествие саранчи остается основной головной болью. Помимо африканских Кении, Сомали, Танзании, Уганды, Джибути, Эфиопии, Южного и Северного Судана и Эритреи, полчища насекомых, очевидно, уже добрались до Йемена, Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива, а также Ирака, Ирана, Пакистана, Индии и Бангладеш. Огромное облако саранчи, например, не так давно остановило движение на одной из автомагистралей в Бахрейне – видимость стала практически нулевой:

При этом как минимум половина этих стран экспортирует по всему миру в промышленных масштабах важную сельскохозяйственную продукцию самого разного рода, от пшеницы и арахиса до хлопка и конопли. А вторая половина – охвачена различными военными и социально-политическими конфликтами, плотность населения здесь зачастую огромна, и большая часть его живет ниже черты бедности. Все это создает предпосылки для новых кризисов, войн и гуманитарных катастроф.

Еще в конце января 2020 года Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) запросила на борьбу с нашествием саранчи дополнительно 76 миллионов долларов, однако этих денег оказалось явно недостаточно. С тех пор на счета FAO было переведено еще 62 миллиона долларов, из которых 10 миллионов пожертвовал основатель Microsoft Билл Гейтс. Однако по разным причинам деньги поступают слишком медленно.

Власти Китая, ведущего отчаянную борьбу с распространением коронавируса нового типа, предупредили население юго-западных и западных провинций об угрозе новой напасти, которая скоро может прийти к ним из соседних Индии и Пакистана.

Чтобы отчасти предупредить катастрофу, Пекин поступил весьма оригинально – вместо обычных пестицидов, инсектицидов и средств их распространения он собирается подарить Пакистану около 100 тысяч уток, для которых все прямокрылые являются типичным рационом. А каждая утка в день может съесть более 200 экземпляров саранчи.

XS
SM
MD
LG