Одна из актуальных сегодняшних задач министерства иностранных дел и европейской интеграции – организация возвращения молдавских граждан из-за границы. Многие оказались заблокированными за рубежом после того, как большинство государств закрыли границы и отменили регулярное авиасообщение. О том, как это происходит на деле, рассказал генеральный секретарь МИДЕИ Еуджен Ревенко.
Свободная Европа: Эвакуация находящихся за рубежом молдавских граждан – первостепенная проблема последних двух месяцев. Соответствуют ли усилия ваших ожиданиям и ожиданиям граждан?
Еуджен Ревенко: Мы сейчас, наконец, поняли, насколько важно одно из направлений дипломатической службы – я говорю о консульствах и их действиях во время проблемных ситуаций. Да, все страны столкнулись с кризисом и необходимостью реагировать быстро. Но у Молдовы немного иная ситуация, чем у других государств, – у нее огромная диаспора за пределами родины! Часть этих людей мигрирует, часть уже осела за рубежом.
Есть цикличная миграция, а есть и те, кто временно живет на территории одной страны и регулярно ездит в другие. Если сравнивать со странами Европейского союза или другими крупными государствами, то их диаспоры не столь многочисленно, их люди укоренились в других государствах, а потому и проблемы у них другие.
Мы отмечаем высокий уровень отказов от чартерных рейсов. Авиакомпании говорят, что степень отказов около 30%
Например: вот в Германию чартерными рейсами возвращаются 200 тыс. человек, и эти цифры кажутся весьма внушительными. Но если учесть, что в стране проживают более 80 млн человек, то получается, что вернулись всего около 0,2% населения.
А в случае Республики Молдова речь идет о том, что около трети населения находится за рубежом! Соответственно, это означает эвакуацию десятков тысяч граждан, и тут нужны колоссальные усилия со стороны властей.
Свободная Европа: Если сравнить заявления властей и данные официальной и неофициальной статистики, что за границей находится около миллиона наших сограждан, то ведь получается, что число желающих вернуться очень мало – их чуть более 10 тыс.?
Еуджен Ревенко: Это так. Число тех, кто сообщил нашим посольствам о своем желании вернуться в Республику Молдова и кто зарегистрировался, плавает, но в среднем это около 10 тыс. человек. Давайте объясним подробнее, как происходит процесс возвращения. Можно приехать в страну в индивидуальном порядке, скажем, вернуться на автомобиле. А есть и несколько работающих аэропортов – люди прилетают, например, в Бухарест или Яссы, а уже оттуда наши дипломаты по мере необходимости организуют консульские коридоры. Многие летят через Минск, после чего посольство обеспечивает консульские коридоры и перевозку граждан до границ Молдовы.
Регулярные или частные международные пассажирские перевозки запрещены, соответственно, организация автобусных рейсов перестала быть рядовой практикой министерства иностранных дел. Мы подготовили списки граждан, которые находятся в сложной ситуации и нуждаются в возвращении в Республику Молдова, мы создали процедуру отбора авиакомпаний, которые заняты чартерными рейсами, и мы продолжаем работать.
Свободная Европа: Сколько человек вернулись до сих пор?
Еуджен Ревенко: В Республику Молдова при прямой или косвенной поддержке министерства иностранных дел, в том числе посредством создания консульских транзитных коридоров, вернулись более 15 тыс. человек.
Много запросов на возвращение из России, Великобритании, Италии
Свободная Европа: А сколько граждан ожидают возвращения в Республику Молдова?
Еуджен Ревенко: Мы отмечаем высокий уровень отказов от чартерных рейсов. Как правило, прежде чем отправить списки пассажиров авиаперевозчику, сотрудники наших посольств обзванивают людей, чтобы удостовериться в том, что те не передумали ехать в Молдову.
Так вот, уровень отказов составляет плюс-минус 30%! Авиакомпании, в свою очередь, тоже говорят о том, что степень отказов, в среднем, около 30%. Эту информацию мы потом перепроверяем совместно с посольствами, поэтому мы уверены в достоверности данных. Практика последних рейсов показала, что пассажиры чаще стали отказываться от перелетов, так что на некоторых рейсах уровень «отказников» достигал 70%.
Свободная Европа: Эти люди передумали, потому что посчитали, что находятся в безопасности и решили остаться в той или иной стране?
Еуджен Ревенко: Причины у всех могут быть разные, некоторые говорят о намерениях, а не о реальном желании вернуться на определенный срок на родину. У людей есть полное право передумать и решить – хотят они ехать в Республику Молдова или нет.
Одних зовут обратно на работу, другие трудоустраиваются, третьи – оценивают риски, связанные с перелетом, или обдумывают период времени, который им придется провести в самоизоляции или в карантине: 14 дней здесь, ещё 14 дней после возвращения за рубеж, в целом выходит около месяца. Люди пытаются все просчитать и задают себе вопрос: как я вернусь обратно, если сейчас уеду в Молдову? Речь идет о документах, о легальном возвращении, а также о том, каким транспортом предстоит возвращаться в период пандемии, когда пересечь границу непросто.
Свободная Европа: Помимо прочего, многие хотели вернуться в Республику Молдова именно в дни пасхальных праздников, но этот период заканчивается, плюс есть ряд запретов, необходимость находиться на карантине, так что люди стараются остаться там, где до сих пор зарабатывали себе на хлеб.
Еуджен Ревенко: Есть запрос на поездки не только в Республику Молдова, но и из Республики Молдова. О наличии такого интереса среди граждан нам сообщают транспортные компании.
Нет никаких иных тарифов кроме тех, которые действовали до введения чрезвычайного положения
Свободная Европа: У вас есть какие-то предположения по поводу того, как долго может продлиться период, когда граждане все еще будут хотеть вернуться домой?
Еуджен Ревенко: Мы исходим из того, что чрезвычайное положение введено на определенный срок, и до того, как этот период завершится, мы, то есть министерство иностранных дел, обязаны работать в том же режиме, искать пути, способствующие возвращению домой граждан, которые в этом нуждаются.
Свободная Европа: Из каких стран чаще всего поступают запросы о возвращении в Молдову?
Еуджен Ревенко: Много запросов на возвращение из России, Великобритании, Италии, есть просьбы из Парижа. Тем не менее, намечается тенденция постепенной активизации экономик стран Европы, так что я не исключаю, что в течение одной-двух недель число заявок уменьшится. Миграция в Польшу и Чехию носила сезонный характер, так что количество желающих вернуться из этих стран не так велико.
Свободная Европа: Судя по последним данным, бывают и случаи, когда наши сограждане, которые добирались в Молдову из Польши, сталкивались со сложностями на границе с Украиной. Почему такое происходит именно на молдавско-украинских КПП?
Еуджен Ревенко: Проезжать транзитом украинскую территорию в сторону Республики Молдова можно по так называемым консульским или санитарным коридорам, работу которых обеспечивают украинские власти. Подобные коридоры предусматривают сопровождение автоколонны по запросу, но, как правило, назначается определенный день раз в неделю, когда обеспечен путь из Польши к пункту пересечения границы Могилев-Атаки.
Колонну сопровождает украинская полиция, соответственно, приходится ждать, пока все будет организовано. Посольство организовывает подобные коридоры и для автотранспорта из России и Беларуси.
Мы ценим усилия, которые предпринимают украинские власти для сопровождения трафика в сторону Республики Молдова по трем направлениям, и, как правило, на достаточно долгих дистанциях.
Свободная Европа: Граждане Республики Молдова, которые находятся за рубежом и хотят сейчас вернуться домой, взаимодействуют, в первую очередь, с дипломатами, с сотрудниками консульств. Известны неприятные ситуации, когда нарушившим сроки пребывания в определенной стране приходилось заниматься оформлением документов, а для этого нужны дополнительные деньги. Порой за удостоверение личности приходилось платить больше, чем было заявлено изначально. Почему такое происходит?
Еуджен Ревенко: Чтобы избежать злоупотреблений по поводу стоимости билетов, комиссия по чрезвычайными ситуациям постановила, что утвержденные Органом гражданской авиации РМ цены должны быть опубликованы на сайте авиаперевозчика. Так и происходит, мы отслеживаем обстановку, чтобы никто не нарушал установленные правила.
До сих пор не было ни одного случая заражения коронавирусом в наших посольствах
Нам поступали жалобы на определенные проблемы по двум направлениям, мы вмешались, и ситуация вернулась в нормальное русло. И мы надеемся, что больше не возникнет проблем в предоставлении консульских услуг посольствами при организации предстоящих рейсов…
Свободная Европа: Но многие граждане обнаружили, что срок действия их документов истек, соответственно, им необходимо обратиться в консульские службы, а это, по их словам, стоит денег.
Еуджен Ревенко: Сейчас объем наших консульских услуг ограничен, мы еще не работаем в полную силу, чаще всего мы прибегаем к удаленной работе. Прямое вмешательство возможно в чрезвычайных ситуациях. Соответственно, нет никаких иных тарифов кроме тех, которые действовали до введения чрезвычайного положения в Республике Молдова или за рубежом – в странах, где находятся наши граждане и посольства.
Что касается истечения срока действия документов на временное пребывание в стране нахождения, мы рекомендовали отслеживать правила каждой страны в отдельности. Бывает, что документы продлеваются автоматически, порой требуется простое заявление, а иногда нужно писать по несколько обращений к каждому госоргану в стране проживания. Правила самые разные. Поэтому наши граждане могут не только получить совет или рекомендацию от посольства Молдовы, но, в первую очередь, им надо следить за новостями от властей страны их нынешнего пребывания. Сейчас, когда рекомендовано меньше передвигаться, мы призываем людей следовать этим рекомендациям...
Свободная Европа: Многие граждане Республики Молдова, которые решили работать в Российской Федерации, сообщают о проблемах: одни уехали на 3-4 месяца, срок истек, работы нет, и им надо возвращаться. А другие наоборот хотят уехать из Молдовы, потому что, по их словам, в России их ждут наниматели.
Еуджен Ревенко: Задача министерства иностранных дел была сформулирована комиссией по чрезвычайным ситуациям: содействовать организованному и скоординированному возвращению граждан Республики Молдова. Помимо прочего, координация происходит с учетом возможностей национальной системы здравоохранения. И я думаю, что нам сейчас удается организовать процесс упорядоченного возвращения граждан.
Думаю, все благодарны нашим соотечественникам, протянувшим руку помощи
Со стороны властей Республики Молдова нет никаких препятствий касательно выезда граждан за границу, но есть объективная ситуация, которая сформировалась в начале марта, когда были отменены все коммерческие перелеты, когда под запретом оказались регулярные и нерегулярные пассажирские перевозки. Так что теперь решения принимаются в особом порядке, все зависит от ситуации.
Свободная Европа: К каким выводами вы пришли относительно организационных вопросов?
Еуджен Ревенко: В первую очередь, я бы отметил мобилизацию наших консульских служб, у посольств появились новые консульские задачи, такого давления они не испытывали никогда, а спектр задач для сотрудников наших консульских служб был установлен в относительно короткий срок. Кроме того, до сих пор не было ни одного случая заражения коронавирусом в наших посольствах – с обеспечением карантинных мер и заботой о своих сотрудниках мы справились.
Второе: наши дипломатические и консульские службы работают как единая система даже в условиях удаленной работы, конечно, не без ограничений, но, так или иначе, деятельность дипломатических миссий не подвергается опасности.
Третье: в самых разных ситуациях консульские службы справляются с задачами по организации эвакуации граждан, и мы хотим верить, что способны оправдать ожидания граждан и общества в целом во время кризиса. Мы – не какие-то супермены, мы – дипломатическая служба…
Конечно, мы могли бы работать еще усерднее, достичь лучших результатов в сотрудничестве с организациями из диаспоры и постоянно проживающими за рубежом гражданами, чтобы оказать еще больше помощи тем, кто в ней нуждается. Диаспора мобилизовалась, чтобы оказать поддержку Республике Молдова, в страну приходит помощь, и это очень ценно. Думаю, все благодарны нашим соотечественникам, протянувшим руку помощи.
Над чем нам еще надо поработать – это над развитием духа солидарности за рубежом, чтобы иметь возможность моментально помочь тем, кто находится в трудной ситуации, где бы они не находились.