Linkuri accesibilitate

Режим бога и повседневность


Без лица. Эрик Мадиган Хек
Без лица. Эрик Мадиган Хек

Почему культура потребления психоактивных веществ расширяется

  • Когда мы говорим об употреблении запрещенных психоактивных веществ, то очень важно понимать, что вопрос стоит не в плоскости жизни и смерти, вопрос стоит в качестве жизни.
  • То, что называют "крокодилом", каждый человек может сделать, купив в аптеке определенные препараты. По сути это и есть легализованный наркотик, если так можно выразиться.
  • Это был уникальный молодежный опыт, потому что ребята не могли делиться со своими родителями, поскольку у тех такого опыта в потребительском окружении не было.
  • Из-за запрета на эти вещества существует определенная стигматизация людей, которые их употребляют. Поэтому им сложно социализироваться.
  • Если мы будем говорить о легализации рынка, то получается, что если психоактивные вещества выйдут из-под зоны запрета, то определенные адреналиновые эффекты пропадут.

Тамара Ляленкова: Сегодня мы поговорим о наркотиках, которые становятся одной из составляющих повседневности молодых людей, и о том, как формируется рынок нелегальных "благ" в сегменте даркнета.

Тема эта не такая однозначная, как принято ее представлять в публичном пространстве, однако научные исследования дают возможность проанализировать тенденции и оценить риски более глубоко и подробно.

С двумя такими работами мы сможем сегодня познакомиться благодаря научному сотруднику Центра молодежных исследований Высшей школы экономики Эльвире Ариф и студенту образовательной программы "Социология" Даниле Недикову. Общественную точку зрения представит один из организаторов проекта "Пространство Политика" Павел Макогон: он поделится опытом публичного обсуждения легализации запрещенных веществ.

Тамара Ляленкова: Эльвира, ваши западные коллеги говорят о том, что употребление психоактивных веществ становится частью молодежной культуры. С этим надо смириться и как-то иначе на проблему посмотреть. Вы анализировали российскую молодежь в этом же контексте. Как вам кажется, в России происходят те же процессы?

Эльвира Ариф: Зарубежные коллеги выдвигают два основных тезиса про идею нормализации. Первый заключается в том, что психоактивные

По употреблению героина Россия стабильно держится в топе

вещества становятся очень доступны – весь пул предлагаемых на рынке веществ. С развитием интернета доступ к ним стал намного проще, чем это было в 90-е. Второй тезис: поскольку большинство молодых людей с 15 до 18 лет имеют опыт, когда им предлагали психоактивные вещества, то происходит символическая нормализация. То есть они понимают, что выбор психоактивных веществ происходит наравне с другими, так же, например, как сигареты и алкоголь. Исследования, которые проводили мы, показывают, что в России ситуация примерно та же, с некоторыми особенностями, в частности, по употреблению героина: Россия стабильно держится в топе.

Тамара Ляленкова: Данила, вы занимались рынком. Вы исследовали исключительно марихуану, да?

Данила Недиков: Да.

Тамара Ляленкова: Это главное условие – наличие интернета для такого рынка?

Данила Недиков: Надо сказать, что на рынке наркотиков произошла некоторая трансформация. Если раньше распространение наркотиков было завязано на связях между людьми, через знакомых и так далее, то с развитием интернета появились площадки, которые позволяют приобретать не только наркотики, но и оружие, и какие-то нелегальные услуги за счет специального браузера, который позволяет получить доступ к таким сайтам. Правда, через обычный браузер на них зайти нельзя. Транзакции на этом рынке происходят при помощи криптовалют, и появление биткоина в 2009 году ознаменовало рост именно этого сегмента. Первая зарубежная площадка для покупки запрещенных психоактивных веществ появилась уже в 2011 году.

Тамара Ляленкова: С одной стороны, есть доступность психоактивных веществ. С другой стороны – общественные запреты, которые в определенном возрасте у молодых людей вызывают желание их нарушить и потом этот опыт использовать, как социальный капитал в среде сверстников.

Дебаты. Легализация наркотиков: да или нет?
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:01:56 0:00

Легализация наркотиков: да или нет? Фрагмент дебатов в "Пространстве Политика"

Тамара Ляленкова: Павел, вы готовили обзорный материал к дискуссии по легализации наркотиков. Как вам показалось, когда ребята дебатировали, они понимали, о чем говорят? Насколько глубоко они в теме?

Павел Макогон: Я думаю, что у них есть понимание. Оно, мне кажется, у всех людей в какой-то момент жизни складывается: что есть "легкие" наркотики (условно, это травка или еще что-то) и "тяжелые" наркотики (все остальное).

Тамара Ляленкова: Эльвира, мне кажется, что информационное поле, в котором мало кто рискует появляться с темами про наркотики, потому что могут обвинить в пропаганде, оно просто не успевает за тем, что происходит в реальной молодежной среде. Может быть, в этом проблема?

Эльвира Ариф: Действительно, в России очень большой разрыв. Потому что здесь потребительский рынок стал развиваться революционно. В 80-е и в 90-е молодежь оказалась на рынке с огромным выбором, где присутствовали и психоактивные вещества. И они стали включаться: наблюдать, что происходит с другими, получать свой единичный опыт, пробовать и отказываться, включаться в потребление "легких" психоактивных веществ и так далее. Но при этом это был уникальный, в определенной степени, молодежный опыт, потому что они не могли разговаривать об этом со своими родителями, поскольку у тех такого опыта в потребительском окружении не было.

Тамара Ляленкова: Данила, когда вы смотрели отзывы, заявки на том ресурсе даркнета, который мы не называем, вы могли составить представление об отношении людей – для большинства это продукт потребления или очень важная в их жизни вещь, без которой они не могут обходиться? Напомню, что речь идет о марихуане.

Данила Недиков: Здесь сложно однозначно сказать. Мне кажется, что на этом рынке люди пытаются отходить от понимания проблемного употребления наркотиков: если употребляешь наркотик, ты сразу

Люди пытаются отходить от понимания проблемного употребления наркотиков

конченный человек. Скорее, сама эта площадка пытается производить какое-то знание того, как правильно употреблять вещество, какие существуют риски. Можно, конечно, сказать, что они заинтересованы в том, чтобы продать побольше веществ. Но, на самом деле, когда начинаешь это все изучать, становится понятно, что даже внутри рынка запрещенных психоактивных веществу у продавцов и потребителей существуют свои представления о том, что хорошо, а что плохо.

Тамара Ляленкова: С другой стороны, незнание, как обращаться с тем или иным веществом, очень часто имеет трагические последствия, особенно у школьников, которые только начинают пробовать.

Эльвира, в вашей работе есть выражение "включить режим бога". Может быть, имеется в виду подмена состояний, условно, юного возраста, когда люди склонны идти на риск, переживать какие-то необыкновенные эмоции?

Эльвира Ариф: Я бы не связывала это с возрастом. В данном случае "режим бога" заключается в том, что ты делаешь что-то запрещенное, но при этом тебя не поймали. Если говорить про удовольствие от запретного, оно, скорее, в этой плоскости. И, если мы будем говорить о легализации рынка, то получается, что если психоактивные вещества выйдут из-под зоны запрета, то определенные адреналиновые эффекты пропадут. Это же ведь очень круто, когда ты можешь приобрести вещество, употребить его, потому что для этого нужно достаточно много ража, решимости.

Появляется ощущение, что они постигли какую-то тайну

Другой момент, что некоторые потребители из этого делают для себя отличительную характеристику. Когда они употребляют психоактивные вещества, то весь этот мир, в котором есть черное и белое, распадается, и они видят, насколько он многогранен, что все неоднозначно. У них появляется ощущение, что они постигли какую-то тайну и являются носителями уникального сверхзнания. Поэтому они очень позитивно маркируют свой опыт относительно тех, кто не употреблял. Но я думаю, что в определенной степени это эффект дискурса, поскольку происходит речевая форма презентации того опыта, который они пережили.

Тамара Ляленкова: То есть внутри среды происходит регулировка разных трендов.

Дебаты. Надо ли легализовать все наркотические вещества?
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:01:58 0:00

Надо ли легализовать все наркотические вещества? Фрагмент обсуждения в "Пространстве Политика"

Тамара Ляленкова: Павел, это для вас было неожиданностью или было ожидаемо, что в ходе обсуждения практически в два раза больше человек проголосовало против легализации всех наркотиков?

Павел Макогон: На самом деле, для меня это не сюрприз, потому что, действительно, есть "тяжелые" наркотические вещества, которые приводят к летальному исходу. Но, с другой стороны, сложно с этим согласиться, потому что то, что называют "крокодилом", каждый человек может сделать, купив в аптеке определенные препараты. По сути это и есть легализованный наркотик, если так можно выразиться.

Что касается таких наркотиков, как героин, то большинство людей считает, что не нужно их разрешать, и я с ними согласен.

Запугивать молодежь пытаются, а говорить с ней не хотят

Но, с другой стороны, из-за запрета на эти вещества существует определенная стигматизация людей, которые их потребляют. Поэтому им сложно социализироваться, если они наркотически зависимы. Им сложно существовать в обществе, потому что их порицают, не принимают. Из-за того, что существует запрет на эти вещества, существует запрет на проведение исследований этих веществ, то есть ученые не занимаются исследованием того, как они действуют на организм, не выпускают в открытом доступе информацию о том, как безопасно это делать или, наоборот, не делать. Запугивать молодежь пытаются, а говорить с ней не хотят.

Тамара Ляленкова: То есть не хватает экспертного мнения, с которым можно познакомиться и понять, что с тобой реально может случиться.

Павел Макогон: За ним как раз и идут в интернет, и получают его на тех же площадках, на которых можно сразу и приобрести эти вещества.

Данила Недиков: Есть пример США и Канады, где тот же каннабис легализован. Просто существуют специальные магазины.

Тамара Ляленкова: Это применимо к российским условиям?

Данила Недиков: В российских условиях я, честно говоря, не могу представить, как это могло бы существовать, но предполагаю такой вариант: ты приходишь в винный магазин или в табачный, и у тебя есть выбор дополнительных психоактивных веществ, той же марихуаны. Или через интернет. Все зависит от того, как государство решит, каким образом эти вещества могут легально распространяться.

Тамара Ляленкова: Пока государство решает, Эльвира, мы можем говорить не только о потребления, но и о завязке определенной молодежной культуры на психоактивные вещества?

Эльвира Ариф: Мне кажется, когда мы говорим об употреблении запрещенных психоактивных веществ, то очень важно понимать, что вопрос стоит не в плоскости жизни и смерти, вопрос стоит в качестве жизни. И мне кажется, что это очень важно. С другой стороны, есть понимание рисков – люди отдают себе отчет в тех рисках, которые они встретят в процессе употребления психоактивных веществ.

Культур много. И очень сложно говорить о том, что есть какая-то одна культура употребления запрещенных психоактивных веществ. Есть культура потребления кокаина, есть культура потребления героина, культура потребления того же каннабиса и так далее. И они ранжируются.

Мы говорим о множестве иерархизированных культур

Например, те, кто употребляет психоактивные вещества, чтобы получить какой-то опыт познания мира, – это одна иерархия. Для них, например, люди, которые просто долбятся, чтобы провести вечер и дружно посмеяться, находятся в другой степени иерархии. То же самое, например, для ребят, которые употребляют кокаин в ночных клубах, – это совершенно не та же публика и не тот же статус, чем ребята, которые употребляют дезоморфин, который они сварили из того, что было. С этой точки зрения мы говорим о множестве иерархизированных культур, в рамки которых включается человек в зависимости оттого, какие он имеет компетенции.

Тамара Ляленкова: Действительно, значительные различия. Тем не менее, психоактивные вещества становятся повседневностью, во всяком случае, в некоторой части молодежных групп. И хорошо бы понимать, как к этому относиться: может быть, не столь категорично, находить общий язык и предъявлять экспертное мнение.

XS
SM
MD
LG