Linkuri accesibilitate

«Плевок в душу потомкам». В Сандармохе ищут расстрелянных красноармейцев


Представители Российского военно-исторического общества (РВИО) ищут жертв финских расстрелов на территории памятника истории карельского мемориала памяти жертв политических репрессий Сандармох. Поисковики уверяют, что данные о сталинских расстрелах преувеличены, а факты о том, что финские солдаты убивали в этом месте советских пленных, просто пока не подтверждены. Исправить эту "несправедливость" РВИО попросили чиновники карельского минкульта.

– Но вот, уже кое-что есть, – говорит руководитель экспедиции РВИО Сергей Баринов, показывая предмет, похожий на солдатскую пуговицу. Ее, по словам представителей РВИО, нашли в одной из ям на территории мемориала жертвам политрепрессий Сандармох. По предположению Баринова, она принадлежит солдатам Красной армии.

Пуговица, найденная РВИО
Пуговица, найденная РВИО

12 августа этого года Российское военно-историческое общество начало раскопки на территории мемориала в Медвежьегорском районе Карелии. На сайте организации говорится, что поисковая экспедиция проходит по согласованию с правительством Карелии и при поддержке Минобороны России, ее цель – "поиск захоронений узников финских концентрационных лагерей и погибших военнослужащих РККА в боях против финских оккупантов в Карелии в 1941–1944 гг."

Сергей Баринов
Сергей Баринов

​Аналогичную экспедицию РВИО уже проводило год назад: тогда на территории мемориала нашли останки пяти тел, но эксперты так и не установили причину их смерти, также как не смогли определить и то, что они были бойцами Красной армии.

– Униформа не установлена, хотя они были одеты в зеленую одежду, похожую на шинели. Но сказать, что это военнослужащие, нельзя, для этого нас пригласили на повторную экспедицию, чтобы мы установили окончательно принадлежность этих людей группе – или военнослужащие, или гражданские, – пояснил Баринов журналистам.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

Находки экспедиции-2019

– Очень похоже, что это армейские ботинки, – под такие комментарии проходили поисковые работы представителей РВИО.

В этом году вместе с РВИО в Сандармох приехали представители Союза поисковых отрядов Карелии и Регионального отделения Поискового движения России. За первые три дня полевых работ поисковики вскрыли семь раскопов, обнаружили останки 11 человек.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

Журналистов, а также представителей петербургского "Мемориала" к раскопам подпускали неохотно, просили не снимать процесс, а во время работы следователей из Медвежьегорска прессу выставили на огороженную территорию. 14 июля представители РВИО вызвали полицию, чтобы проверить наличие американского гражданства у корреспондента "Новой газеты".

– Приехали двое полицейских – как стало потом понятно, Баринов вызвал их из-за нахождения в Сандармохе "гражданки Америки". Подошли, проверили документы, но в целом были настроены к нам благожелательно, на прощание пожелали удачи, – рассказала работающая в "Мемориале" Елена Кондрахина.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

Вместе с поднятыми останками, которые, по словам поисковиков, должны отправить на экспертизу, в раскопках нашли предмет, похожий на пуговицу, а также гильзы от пуль.

– Были найдены: предмет, похожий на пуговицу военного образца, на котором отчетливо виден контур, похожий на звезду, но заключение даст эксперт. Также найдена гильза от пули предположительно иностранного производства, очень маленький калибр, – сказал руководитель Союза поисковых отрядов Карелии Александр Осиев, показывая найденные предметы в упакованных пакетиках.

Александр Осиев (слева)
Александр Осиев (слева)

В одном из раскопов поисковики обнаружили валенки и самодельные галоши. По словам Осиева, галоша сшита руками из машинной покрышки и камеры. Представители РВИО утверждают, что похожие предметы они уже находили на других объектах.

– Я не утверждаю, что это красноармейцы. Пусть экспертные заключения делают эксперты – Следственный комитет РФ. Я не говорю, что это были красноармейцы – могут быть гражданские, военные, партизаны – кто угодно мог сделать эти галоши. Но это очень похоже на окруженцев, солдат, попавших в окружение, – заявил Баринов.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

Споры о теории и законность работ

Мемориал памяти жертвам советских репрессий "Сандармох" открыли в 1997 году представители петербургского "Мемориала" Ирина Флиге и Вениамин Иофе и петрозаводский исследователь Юрий Дмитриев. Сандармох – это памятник международного значения: здесь похоронены русские, финны, карелы, украинцы, поляки, немцы, белорусы, представители более 60 национальностей и 9 религиозных конфессий. По оценке "Мемориала", на территории памятника были расстреляны в 1937–1938 годах более 7 тысяч человек, из них известны имена 6241 человека.

С момента обнаружения общественными организациями разных стран здесь были поставлены кресты и памятные знаки в память о погибших, мемориал неоспоримо признавали местом массового расстрела политзаключенных. Сандармох имеет статус памятника исторического значения – это указано на сайте карельского Центра по охране объектов культурного наследия.

Согласно федеральному закону №73 "Об объектах культурного наследия", исследования на территории объектов культурного наследия могут проводиться только на основании историко-культурной экспертизы и с наличием проектной документации, которую должно опубликовать управление охраны объектов культурного наследия на своем сайте. Но такого документа на сайте ведомства нет.

– Историко-культурная экспертиза нам не требуется, потому что у нас было письмо от Министерства культуры республики Карелия с просьбой провести повторную экспедицию с поиском военнослужащих, предположительно захороненных на данном урочище, – заявил Сергей Баринов журналистам.​

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

То, что экспедицию действительно пригласили карельские власти, подтверждает письмо в адрес РВИО, подписанное и. о. министра культуры Сергеем Соловьевым.

В обращении говорится, что "идея о захоронении в урочище "Сандармох" жертв политических репрессий активно используется рядом стран в деструктивных информационно-пропагандистских акциях в сфере исторического сознания", что, по мнению представителя минкульта Карелии, "наносит ущерб "международному имиджу России" и "закрепляет в общественном сознании необоснованное чувство вины перед якобы репрессированными представителями зарубежных государств". Уточнить сведения и истину "по спорным моментам" карельские чиновники попросили у РВИО.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

"Спорные моменты" в истории Сандармоха появились в 2017 году, когда историки Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского госуниверситета Сергей Веригин и Юлий Килин впервые выдвинули гипотезу, что в Сандармохе могут быть расстрелянные финнами советские военнопленные. По информации Веригина и Килина, на территории урочища могли быть захоронены не только жертвы политических репрессий, а узники финских концентрационных лагерей, которые находились во время финской оккупации 1941–1944 годов в 19 км от Сандармоха – в городе Медвежьегорск. Однако никаких документальных фактов таких захоронений историки до сих пор не представили.

Называть произвольные предположения в стиле "почему бы и нет" научной гипотезой наивно и непрофессионально

Выдвинутая гипотеза подверглась жесткой критике со стороны профессионального сообщества. Историк Петрозаводского госуниверситета Ирина Такала назвала такой подход антинаучным.

– Если говорить о попытках как-то научно обосновать поиск уничтоженных в финских концлагерях советских военнопленных именно в Сандармохе, то они не выдерживают никакой критики, – сказала Ирина Такала. – В документах, на которые ссылаются два карельских историка, нет ни слова о местах расстрелов. Сами документы – протоколы допросов СМЕРШа – источник весьма специфический, требующий тщательной верификации. Но даже по ним видно, что расстрелы военнопленных в финских лагерях Медгоры не носили массового характера. Откуда же сведения о тысячах расстрелянных? Насколько авторами "гипотезы" изучены документы других, в том числе финляндских архивов? Почему именно сейчас стали искать места захоронений советских военнопленных, а не 20, скажем, лет назад, и почему именно в Сандармохе, рядом с линией фронта, а не у мест дислокации лагерей? Вопросов больше, чем ответов. Словом, называть произвольные предположения в стиле "почему бы и нет" научной гипотезой наивно и непрофессионально. Проверять же такого рода предположения столь варварским способом, как незаконные раскопки места, имеющего статус "памятника истории", просто преступно, не говоря уж о попрании всех норм человеческой морали.

Впрочем, не представили разрешений на поисковые работы внутри памятника культурного наследия, мемориала "Сандармох" ни в минкульте Карелии, ни в управлении по охране объектов культурного наследия республики, ни в РВИО.

Со ссылкой на 73-й федеральный закон, а также на ст. 214 ("Вандализм"), ст. 243 ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия") и ст. 244 ("Надругательство над телами умерших и местами их захоронений"), санкт-петербургский "Мемориал" попросил Генеральную прокуратуру России проверить законность раскопок в урочище.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

​– Вскрытие захоронений на мемориальном кладбище и извлечение из них останков на основании одних только голословных, ничем не подкрепленных гипотез – это не просто бессмысленная попытка доказать недоказуемое. Это еще и беспримерный акт вандализма, акт осквернения могил – деяние, караемое законами Российской Федерации. Это оскорбление памяти 6241 человека, лежащих в расстрельных ямах 1937–1938 годов, попытка вновь уничтожить память о них, однажды воскресшую благодаря усилиям многих историков и краеведов, плевок в душу тысячам их потомков, – заявила руководитель петербургского "Мемориала" Ирина Флиге.

По мнению руководителя центра "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке в Петербурге, составителя книг памяти жертв сталинских репрессий "Ленинградский мартиролог" Анатолия Разумова, работы на памятнике истории проводить возможно, но только не такими способами, как это делает РВИО.

– Не руками этого РВИО и таких людей, которые пришли, собака порылась, и ушли. Это, безусловно, недопустимо вообще. А если бы, к примеру, как поляки: государственная экспедиция с криминалистами, со всеми специалистами по эксгумации, по археологии, по антропологии занимается вскрытием погребений, а затем захоронением, с сохранением всех вещей и так далее (как пока и это не сделано), почему этот вариант недопустим? Он допустим, но он у нас нереализуем. Мы имеем просто показательное всовывание носа вонючего не туда, куда надо. Вот и все, – пояснил Разумов.

12 августа волонтеры направили обращение на имя главы Карелии Артура Парфенчикова с просьбой остановить работы на мемориале. Также с требованием остановить вторую "экспедицию" РВИО в Сандармохе в Тверской суд Москвы обратилась депутат карельского Заксобрания Эмилия Слабунова. Ранее она уже обращалась в Генпрокуратуру России с просьбой проверить законность работ РВИО на мемориале в 2018 году. Но решения по прошлогоднему вопросу нет.

– Считаю, что пока суд не вынес решение по моему иску к Генпрокуратуре и прокуратуре Карелии за отказ проверять по существу раскопки Российского военно-исторического общества (РВИО) в Сандармохе, новые экспедиции в Сандармохе проводить просто невозможно, – заявила Слабунова.

Раскопки в Сандармохе, август 2019
Раскопки в Сандармохе, август 2019

Иск Слабуновой с требованием "обязать РВИО воздержаться от производства работ в рамках поисковой экспедиции до вступления в законную силу решения суда" Тверской суд Москвы рассмотрит 19 сентября.

XS
SM
MD
LG