Linkuri accesibilitate

«Подготовка к фальсификациям». Как российские власти готовились к выборам


В пятницу, 17 августа, начинаются выборы депутатов Государственной думы, глав 12 субъектов и выборы депутатов законодательных органов власти в 39 субъектах России. Накануне начала голосования мы подводим итоги предвыборного периода: с чем боролись российские власти, что они пытались запретить и кого старались мобилизовать к участию в голосовании.

Недопуск оппозиционных кандидатов на выборы, препятствование агитации, принуждение работников бюджетной сферы принять участие в голосовании – новости о таких событиях появляются практически перед каждыми выборами. Однако в этом году подобные "предвыборные акции" стали более массовыми и более откровенными, считает политолог Дмитрий Орешкин.

Дмитрий Орешкин
Дмитрий Орешкин

"Это делается то ли от ощущения полной безнаказанности, то ли от ощущения полного испуга, – говорит Орешкин. – Похоже, что данные внутренних социологических опросов показывают, что дела у "Единой России" довольно плохие, а это значит, что у Путина они довольно плохие.

Есть некоторые изменения в тональности, в стилистике. Фундаментальное отличие, мне кажется, связано с тем, что раньше большинство людей так или иначе одобряли в целом курс, которым движется наша власть. "Левада-центр" (внесен в реестр иноагентов. – Прим. РС) проводил опрос: "Страна движется в правильном направлении или в неправильном?" Достаточно уверенное большинство и в 2018 году, и в 2016 году говорило, что "да, в правильном". А сейчас результаты практически сравнялись, примерно 4548 процентов говорят "в правильном" и "не в правильном". И отсюда отношение к выборам. На этом фоне общество не осознает, а скорее, как-то селезенкой чувствует, что эти фальсификации начинают раздражать".

Снятые за связь с Навальным и не только

В июне движение "Голос" (внесено в реестр иноагентов) опубликовало доклад, согласно которому не менее 9 миллионов человек в России лишены права избираться – это люди со вторым гражданством или иностранным видом на жительство. Кроме того, многие россияне лишены возможности избираться из-за судимости – участвовать в выборах не могут люди, осужденные по 417 уголовным статьям. В докладе не учитывалось количество людей, которые лишились пассивного избирательного права после принятия так называемого "закона против ФБК" – в начале июня президент Владимир Путин подписал закон, который на несколько лет запрещает баллотироваться на выборах участникам и сторонникам организаций, признанных в России экстремистскими. Согласно закону, причастность к экстремистской организации должен установить суд, однако в реальности оппозиционные кандидаты были сняты с предстоящих выборов без какого-либо решения суда – их обвинили в связях с ФБК, который признан в России экстремистской организацией и иностранным агентом.

По этой причине сняли с выборов в Мосгордуму муниципального депутата Илью Яшина, соратник Навального Олег Степанов был снят с выборов в Госдуму, также сняли нескольких бывших региональных руководителей штабов Навального – среди них Ирина Фатьянова из Петербурга, Виолетта Грудина из Мурманска, Александр Черников из Калининграда – и многих других.

Согласно докладу политолога Александра Кынева, в нынешней предвыборной кампании число выбывших кандидатов заметно выше, чем в кампании 2016 года. Тогда всего выбыло 234 кандидата, к 1 сентября этого года – 321. Политолог предположил, чтобы к концу предвыборной кампании будет 336 выбывших кандидатов.

"Меньшее количество партий участвуют в этих выборах, чем в предыдущих, – говорит политолог Дмитрий Орешкин. – Но это, может быть, и естественно, потому что некоторые партии умерли, некоторые не смогли собрать необходимое число подписей и так далее. То есть чисто формально их меньше.

В Москве поснимали многих, которые напрямую связаны с Навальным, потому что начальство жестко приказало, но некоторых оставили, отчасти для того, чтобы не сорвало клапан. В конце концов, за что снимать Рыжкова? А Шлосберга надо снимать, потому что он опасен, он может набрать много голосов. Скажем, какого-нибудь Грудинина тоже нельзя допускать, потому что он тоже опасен, или какого-нибудь Платошкина из коммунистов. Поэтому, да, снимать стали больше. Во всяком случае, это более заметно".

Охота на "Умное голосование"

Команда оппозиционера Алексея Навального в 2018 году создала проект "Умное голосование", цель которого – объединить протестные голоса за самого сильного кандидата не из партии "Единая Россия" и таким образом не допустить избрания ее членов. Эта стратегия использовалась в некоторых кампаниях в 2019 и 2020 годах, команда Навального предложила использовать ее и на нынешних выборах. Однако в этот раз внимание власти к проекту усилилось: доступ к сайту и приложению "Умного голосования" пытаются ограничить всеми возможными способами.

В конце июня Роскомнадзор потребовал Google прекратить техническую поддержку сайта проекта, аргументируя это тем, что ресурс нарушает правила обработки персональных данных пользователей. 5 сентября Арбитражный суд Москвы запретил Google и Yandex показывать словосочетание "умное голосование" в поисковой выдаче. Это обеспечительная мера по иску ставропольской компании "Вулинтертрейд", которая занимается продажей овечьей шерсти. В июне "Вулинтертрейд" зарегистрировала "Умное голосование" как свой торговый знак. Yandex тогда заявил о намерении оспорить решение суда, но убрал "умное голосование" из поисковой выдачи. Google не стал это делать, и вскоре в офис компании в Москве пришли судебные приставы.

На следующий день после вынесения судебного решения политик Леонид Волков заявил, что Роскомнадзор начал блокировку сайта "Умное голосование". Ранее, в августе, появились сообщения о блокировке приложения "Навальный", в котором можно получить рекомендации насчет голосования. 14 сентября стало известно, что "Ростелеком" предложил запретить доступ к использованию публичных DNS-серверов (система доменных имен) Google, Cloudflare и сервиса DoH, чтобы ограничить доступ к запрещенным ресурсам. Перед этим Роскомнадзор обращался к зарубежным IT-компаниям, среди которых Google, Cloudflare, Аpple и Cisco, с требованием не предоставлять "Умному голосованию" средства для обхода блокировки.

Публикации в социальных сетях об этом проекте тоже стали наказуемы – в Ростове-на-Дону два журналиста были приговорены за это к административным арестам. Журналистку RusNews признали виновной в публичном демонстрировании символики экстремистских организаций за то, что она опубликовала в инстаграме сториз с фотографией, на которой была заметна листовка проекта "Умное голосование". Так как Фонд борьбы с коррупцией был признан экстремистской организацией, суд счел и символику "Умного голосования" экстремистской.

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, повышенное внимание властей к "Умному голосованию" связано с тем, что его начали воспринимать как угрозу. Профессор факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов и доцент того же факультета Михаил Турченко исследовали эффективность "Умного голосования" на региональных и местных избирательных кампаниях в сентябре 2020 года. Они пришли к выводу, что электоральный результат кандидатов, поддержанных "Умным голосованием" в 2020 году, увеличился по сравнению с прошлыми выборами на 5,19%.

"Это очень серьезно, особенно в одномандатных округах. Если альтернативный кандидат получает помощь "Умного голосования", у него получается вот такая небольшая фора. У кандидата от правящей партии есть фора административного ресурса, есть фора фальсификата, но она тоже ограниченна – и если шансы более или менее равные, "Умное голосование" может сыграть. И в Кремле начали это понимать. И опять же это не производит впечатление, что они гоняют это "Умное голосование" от ощущения вседозволенности, и что им можно хоть головы всем отрывать. Скорее, это производит ощущение испуга, во всяком случае, у меня такой взгляд – они его боятся откровенно. И, в общем, правильно делают, потому что "Умное голосование" стало реальным политическим фактором – ему создана дополнительная реклама усилиями прежде всего той же самой власти.

Доброкачественно поддерживающего электората становится все меньше, а ресурс приводного электората – который рисуют или которого заставляют прийти проголосовать – ограничен. Больше, чем можно бюджетников притащить на участки, притащить нельзя, тут есть некоторый физический предел, и неоткуда черпать дополнительные ресурсы. А "Умное голосование" – альтернатива, новая идея, и она может набирать своих сторонников. Так что здесь есть о чем беспокоиться, и Навальный, мне кажется, политологически грамотно использовал эту штуку. Другой вопрос – как дорого он за это платит. И конечно, если бы он был на воле и если бы их так сильно не прессовали, то они бы это "Умное голосование" развернули гораздо сильнее. Но я думаю, и сейчас уже начальству мало не кажется, особенно на уровне одномандатных округов", – говорит Дмитрий Орешкин.

Три дня выборов и наблюдатели "иноагенты"

За месяц до выборов Минюст внес движение в защиту прав избирателей "Голос" в новый список незарегистрированных организаций-иноагентов. Сопредседатель "Голоса" Григорий Мельконьянц назвал случившееся "атакой на крупнейшее сообщество независимых наблюдателей за выборами". Как рассказал Радио Свобода член Совета движения "Голос" Виталий Аверин, внесение в реестр иноагентов не помешало движению продолжить работу.

Виталий Аверин
Виталий Аверин

"Единственная проблема возникла из-за шквала вопросов со стороны журналистов – несколько дней мы были вынуждены отвлекаться от текущей деятельности. А так никоим образом это не отразилось и не отражается на нашей работе.

В принципе, ограничения касаются только маркировки материалов. От общественного объединения мы наблюдателей не можем выдвигать еще с 2005 года, тогда это право было у нас отнято. Последние годы мы работаем во взаимодействии со средствами массовой информации, мы пользуемся поддержкой дружественных СМИ, от которых аккредитуем журналистов для освещения хода голосования. И также мы работаем с абсолютно разными партиями и кандидатами. Поверьте, спектр предельно широкий, и это далеко не только партии, занимающие правозащитную, либеральную позицию", – сказал Виталий Аверин.

Голосование на предстоящих выборах будет длиться три дня, с 17 по 19 сентября. Когда ЦИК принял это решение, политики и общественные деятели высказались против, так как трехдневное голосование увеличивает возможности для фальсификации выборов. В конце июня созданный группой общественных деятелей Объединенный координационный центр "Гражданский контроль-2021" направил главе ЦИК открытое письмо с просьбой отменить это решение. Как отмечает Виталий Аверин, трехдневное голосование создает трудности для всех участников выборного процесса: для избирательных комиссий, для кандидатов, для партий и для наблюдателей.

"Увеличивается физическая нагрузка, это требует больше человеческих ресурсов. У нас наблюдатели работают на волонтерской основе, это отвлекает их от основной работы, опять же пятница, 17 сентября, это рабочий день. Конечно, теперь нужно больше наблюдателей. И поверьте, этим не доволен ни один участник выборного процесса: ни избирательные штабы партий, ни кандидаты. Для них это вещь затратная, у них наблюдатели работают на коммерческой основе: нужно их готовить, обучать, и это тоже все определенные расходы. То есть наблюдение стало дорогим, безусловно, для всех партий и кандидатов.

Это также нагрузка для комиссий. Не нужно забывать, что основная часть членов комиссий – это педагогические коллективы, а все-таки в большинстве регионов это рабочий день. И как бы ни заверяли, что это не отражается на учебном процессе, все равно это отражается, потому что будут укороченные дни, сокращаются часы, проводятся непрофильные мероприятия, имеющие агитационные цели. И это создает трудности также для тех, кто все это затеял: представьте, если раньше шумным был один воскресный день голосования, теперь этот визг будет слышен на протяжении трех дней. И получится, что визга много – шерсти мало, как говорится. Трехдневное голосование вводилось с какой целью? Не столько с целью фальсификаций, потому что фальсификации у нас носят массовый характер меньше чем в трети регионов. Основной целью было обеспечить административный привод. И мы видим, что в основном все сотрудники бюджетных организаций будут голосовать по месту работы в пятницу с помощью сервиса "Мобильный избиратель". Шум будет длиться все три дня, жалобы будут подаваться, это нисколько не усилит легитимность выборов, а наоборот, будет только подрывать", – говорит Аверин.

Помимо введения трехдневного голосования ЦИК закрыл общий доступ к единому порталу наблюдения за избирательными участками, на нем можно было посмотреть записи с камер видеонаблюдения. Трансляция с участков теперь будет идти на специальном служебном портале, наблюдатели смогут попасть на него через личные кабинеты на портале госуслуг, предварительно подав заявку в центр наблюдения. На предыдущих выборах на записи камер попадали вбросы бюллетеней или, например, нападение на члена избирательной комиссии в Петербурге.

В этом году впервые с 2007 года ОБСЕ не направил наблюдателей на выборы – причиной стала попытка российских властей ограничить число направляемых этой организацией наблюдателей. ОБСЕ просили Россию пустить миссию, которая состояла бы из 80 долгосрочных и 420 краткосрочных наблюдателей. Но впоследствии допустимое число наблюдателей было ограничено до 60 человек из-за санитарно-эпидемиологической ситуации в России. В ОБСЕ заявили, что не видят ограничений, которые могли бы помешать полноценному наблюдению за выборами.

"Очевидно, что был разработан план, – говорит Виталий Аверин. – И в данном случае администраторы выборов – мы понимаем, кто ими является, это администрация президента – решили сделать именно такой сценарий выборов с применением превентивных репрессивных мер не только в отношении сообщества независимых наблюдателей, но и в отношении независимых СМИ.

Судя по всему, это именно подготовка к фальсификациям. Фальсификаторы боятся огласки, поэтому они препятствуют работе независимых СМИ и независимых наблюдателей на выборах".

К окончанию предвыборного периода в движение "Голос" поступило достаточно много сообщений о нарушениях – в основном это сообщения о применении административного ресурса для обеспечения явки, об административном приводе некоторых категорий граждан, которые находятся в зависимости от своего работодателя. Также было много сообщений о нарушении правил агитации, о различных нарушениях избирательного законодательства.

Как отмечает Виталий Аверин, в этом году перед выборами происходила "сушка явки" с мобилизацией определенных категорий граждан – тех, чье участие в голосовании легко контролировать.

"Осуществляется определенный контроль за явкой, и это чисто техническая задача – кого легко в этот процесс вовлечь, чтобы организованно открепиться с участка и организованно прикрепиться. И вместо того, чтобы проголосовать в воскресный день по месту фактического жительства, люди вынуждены голосовать по месту работы. В откреплении и прикреплении нет ничего противозаконного и предосудительного. Но нехорошо, что это делается под нажимом, людей фактически принуждают это делать.

Кстати, обратите внимание, выплаты у нас были обещаны сотрудникам правоохранительных органов, военным, вот там идет мобилизация, в структурах МЧС, в структурах ФСИН и так далее. На региональном уровне выплаты сделаны таким категориям бюджетников, как врачи и учителя, потому что они находятся на обеспечении региональных бюджетов. И в целом ряде регионов – Ивановская область, Владимирская область – там обещаны и уже производятся выплаты в отношении этих групп, и там мы тоже видим мобилизацию в учебных заведениях, в медицинских учреждениях", – говорит Аверин.

Ожидать ли протестов?

В 2019 году недопуск оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму закончился массовыми протестами за честные выборы. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, вероятность протестов после выборов в этом году невелика.

"Левада-центр проводил опрос по этому поводу, респондентам задавали вопрос: "Как вы думаете, больше людей стало готово участвовать в уличных протестах?" И за год количество людей, которые думают, что уличные протесты возможны, что люди готовы к уличным протестам, стало на 7–8 процентов больше. Но при этом, когда этих же людей спрашивают: "А вы сами собираетесь участвовать в уличных протестах?" – утвердительно ответили на 5–6 процентов меньше. То есть когда их спрашивают об окружении, то есть как бы о самочувствии страны, они говорят: "Да, людей довели, они готовы выходить на улицы". – "А вы сами?" – "А я сам нет". Таких людей, которые готовы выходить, оказалось меньше, чем год назад. С одной стороны, люди злы, а с другой стороны, они уже боятся. Кому охота лишний раз получать по морде, садиться в тюрьму, терять работу и так далее. Поэтому вот такая амбивалентная ситуация, которая, в общем, довольно скверно характеризует дела в стране. То есть людей бояться научили, надеяться на правомерное отстаивание своих интересов отучили. И готовятся к массированным фальсификациям, что касается выборов", – говорит Орешкин.

XS
SM
MD
LG