Linkuri accesibilitate

«Понимал, что до суда могу просто не дожить». Как журналиста Радио Свобода судят в аннексированном Крыму


Одиночный пикет жены Владислава Есипенко Екатерины у офиса президента Украины в Киеве 7 июля 2021 года. Фото: Крым.Реалии
Одиночный пикет жены Владислава Есипенко Екатерины у офиса президента Украины в Киеве 7 июля 2021 года. Фото: Крым.Реалии

Российский МИД так и не ответил на призыв американских дипломатов в Киеве освободить арестованного в Крыму журналиста Радио Свобода Владислава Есипенко. Его задержали 10 марта – и с тех пор журналист находится за решеткой в Симферополе. Владислав снимал видео на полуострове для проекта Радио Свобода – Крым.Реалии. Российское следствие обвиняет Есипенко в сборе информации для украинских спецслужб и перевозке самодельного взрывного устройства. Есипенко заявляет: из него пытками выбили признание.

Районный суд Симферополя. Первое открытое заседание по делу Владислава Есипенко 15 июля длится ровно 15 минут. Через стекло со скамьи подсудимых журналист обращается к семье: "Скучаю сильно. Ну, у меня все в порядке. Моральное состояние хорошее. Будем бороться".

Владислав Есипенко за решеткой уже почти пять месяцев. Сотрудники ФСБ задержали его в Крыму 10 марта. Последний материал, который он успел снять на полуострове, – опрос крымчан о том, как изменилась их жизнь после аннексии.

Российское следствие обвиняет Владислава в том, что он якобы передавал отснятые материалы украинским спецслужбам и хранил гранату в своей машине. Жена журналиста, Екатерина Есипенко, рассказывает, что после задержания его заперли в подвале:

"Они заключили его в подвал, со слов Влада, это было где-то 46 километров от Севастополя. И там происходили пытки: электрический ток, избиения, детектор. Электрический ток, избиения, детектор. Примерно в такой последовательности это продолжалось".

Так Владислава вынуждали дать признательные показания. Через несколько дней после задержания на российском телеканале "Крым 24″ появилось интервью с Владиславом, в котором журналист подтверждает: снимал в Крыму для проекта Радио Свобода и передавал материалы украинским спецслужбам.

"Когда я увидела это видео, это было 18 марта, больше одного раза я его пересмотреть не смогла, – вспоминает Екатерина Есипенко. – Были видны следы побоев, покраснения. Опухшее лицо, заторможенная речь, взгляд без фокуса".

После признательных показаний Есипенко впервые разрешили позвонить домой, говорит Екатерина. Но на первом же заседании суда, которое проходило в закрытом режиме 6 июля, Владислав от своих показаний отказался и заявил о пытках. Об этом Есипенко также рассказал и в письме редакции Радио Свобода:

"Я понимал, что если я не буду давать признательные показания против себя, то оперы ФСБ будут меня "урабатывать" и до суда я как минимум могу стать инвалидом, а как максимум просто не доживу до него", – писал журналист.

Почти месяц к Владиславу не допускали независимых адвокатов. Сейчас его делом занимается Дмитрий Динзе, который раньше защищал политзаключенного Олега Сенцова.

"Есипенко должен занять активную наступательную позицию, – говорит о начавшемся процессе адвокат. – Весь ход предварительного следствия его "глушили" сотрудники ФСБ, теперь настал его черед предоставить "ответочку" сотрудникам ФСБ – в форме вопросов, опровержений их доводов и так далее".

Владислав Есипенко у здания подконтрольного России Симферопольского районного суда. 15 июля 2021 года. Фото: Крым.Реалии
Владислав Есипенко у здания подконтрольного России Симферопольского районного суда. 15 июля 2021 года. Фото: Крым.Реалии

На заседании суд продлил арест Владислава до 18 декабря. С требованием помочь в освобождении мужа Екатерина Есипенко несколько раз приезжала к офису президента Украины на одиночный пикет. А на Майдане Независимости в поддержку журналиста собирались его коллеги и активисты.

"Только международное давление на Российскую Федерацию, только вот такие мероприятия, – не важно, это в Украине, в Париже, в Лондоне, главное, чтоб это происходило, – чтобы западное сообщество знало, что снова задержан журналист, снова Радио Свобода, за то, что он просто делал свое дело, пусть и на оккупированной территории", – говорил на акции в поддержку Есипенко его коллега, журналист Станислав Асеев.

В Службе внешней разведки Украины заявили, что информация о работе Владислава Есипенко на украинские спецслужбы – это российская провокация. В прокуратуре Крыма, которая сейчас находится и работает в Киеве, открыли уголовное дело по факту задержания журналиста. Немедленно освободить Есипенко призвали министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и омбудсмен Людмила Денисова.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG