В Палате представителей Конгресса США состоялось голосование по процедуре импичмента президента Дональда Трампа. Республиканцы, голосовавшие против, называют расследование мошенничеством, демократы – защитой американской демократии.
Резолюция, которую поставила на голосование спикер палаты Нэнси Пелоси, – не окончательное решение. Она регламентирует предстоящую процедуру, и в этом ее значимость. До сих пор расследование обвинений в отношении президента носило хаотический характер, его вели три разных комитета, которые допрашивали свидетелей преимущественно при закрытых дверях. И хотя в составе каждого комитета есть республиканцы, на прошлой неделе группа конгрессменов-республиканцев ворвалась в специальную секретную комнату, где проходило слушание, требуя гласности.
Теперь их желание исполнилось. Отныне слушания будут проходить только в публичном формате. Вести расследование поручено комитету по делам разведки. В них могут принимать участие юристы Белого дома. Они вправе вызывать для дачи показаний своих свидетелей, в том числе повесткой. Упорядочен и ход заседаний. Обычно каждый член комитета получает пять минут на вопросы свидетелю и потом дожидается своей очереди во втором раунде. В это время входит и продолжительность ответов. Слово предоставляется попеременно представителям обеих партий. Такой регламент давал возможность республиканцам сбивать фокус, а свидетелям – тянуть время, давая уклончивые ответы. Теперь председатель комитета и его заместитель от оппозиционной партии получили по 45 минут и право продлевать это время, если ответы свидетеля их не удовлетворяют. Кроме того, задавать вопросы теперь смогут не только члены палаты, но и профессиональные юристы, работающие в аппарате Конгресса.
Представляя проект резолюции на пленарном заседании нижней палаты, спикер Нэнси Пелоси сказала, что не понимает, почему бы республиканцам не проголосовать за него.
Эти действия, этот процесс, эти открытые слушания, имеющие целью выяснить истину и довести ее до сведения американского народа, дадут Конгрессу возможность принять в будущем очень трудное решение, следует ли отстранить президента от власти. Это решение еще не принято. Оно будет принято на основании результатов расследования. Не знаю, почему республиканцы боятся правды. Каждый член палаты должен позволить американцам услышать факты собственными ушами. Вот предмет этого голосования. Речь идет об истине. Какова цена вопроса? Не более и не менее, чем наша демократия.
Один из активных противников импичмента республиканец Стив Скэлис обвинил демократов в изначальной предвзятости.
Мадам спикер, я решительно возражаю против этой резолюции. К прискорбию, с самого начала, со дня инаугурации президента Трампа, мы видим тех, кто публично заявляет о своем желании сместить его. Не за тяжкие преступления или правонарушения, как гласит Конституция, а просто потому, что они не согласны с результатом выборов 2016 года. Это, мадам спикер, не причина отстранять президента от власти. В истории нашей страны было лишь три прецедента. Всякий раз процесс начинался не с голосования полным составом палаты, а с беспристрастности. Мы не имеем этой беспристрастности сегодня.
Демократ Хаким Джеффрис произнес вдохновенную тираду в пользу резолюции.
Палата представителей – самостоятельная и равная по значению ветвь власти. Мы не работаем для этого или любого другого президента. Мы работаем ради американского народа. У нас есть конституционная обязанность служить сдержкой и противовесом для вышедшей из-под контроля исполнительной власти. Отцы-основатели не хотели во главе государства короля, не хотели диктатора, не хотели монарха. Они хотели демократии, и это именно то, что мы защищаем сейчас. Никто не выше закона.
Резолюция была принята, поскольку у демократов в палате большинство. За не проголосовал ни один республиканец, хотя еще накануне некоторые из них колебались. Зато два демократа подали голоса против. За голосовал и единственный независимый конгрессмен. В итоге резолюция прошла 232 голосами против 196.
Итоги голосования прокомментировал в интервью телекомпании Fox News видный сенатор-республиканец Линдси Грэм.
Необходимо признать президента Трампа президентом. Они не признают итог выборов. Америка ненавидит тех, кто не умеет проигрывать достойно, больше, чем любая другая страна на свете. Этот недобросовестный процесс затеяли не умеющие проигрывать неудачники.
Аналогичного мнения придерживается конгрессмен-республиканец Джим Джордан.
Американский народ видит, чего все это стоит, потому что американский народ – честный народ, справедливый народ, народ здравого смысла, и он не потерпит этого. Отдаю должное нашему лидеру и его руководящей роли и нашей фракции, которая вся проголосовала против, потому что мы смотрим на это точно так же, как американский народ, и мы просто знаем, что это неправильно.
Слушания по новой процедуре начнутся уже на второй неделе ноября. Согласно Конституции, следствие по делу об импичменте ведет нижняя палата Конгресса. Она утверждает обвинительное заключение простым большинством и голосов и передает его в Сенат, который исполняет функции суда. Однако в Сенате для того, чтобы признать президента виновным, требуется квалифицированное большинство в две трети, тогда как у демократов в верхней палате нет и простого.