Затопление стыда и совести

Эрнест Варданян, политолог, журналист


В последние дни читаю новости из города Крымска, что в Краснодарском крае России. Читаю и ужасаюсь – не только и не столько масштабам стихийного бедствия, сколько безграничному потоку лжи и фальсификаций, которые организовала краевая – а с ее подачи и федеральная – власть. И этот поток способен не просто снести дома и мосты, а как минимум растрясти троны региональных князьков-миллиардеров и заодно московской элиты.

Впрочем, я пишу это и сам себе не верю. Да где это видано, чтобы в России власть теряли из-за таких «пустяков», как пара-тройка сотен человеческих жизней? Вот и Путин призвал на совещании «не преувеличивать масштабы трагедии». Это живо напомнило мне ответ экс-президента Украины Леонида Кучмы на обвинения в адрес Минобороны страны по поводу уничтожения пассажирского самолета над Черным морем в октябре 2001 года. «Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию» - сказал он тогда.

На дворе год 2012-й, но слова все те же. Российская блогосфера раскалена до предела. Многочисленные сообщения от частных лиц из зоны бедствия на корню опровергают лживую версию властей о том, что причиной трагедии якобы стали ливневые дожди. «Был внезапный сброс воды с Неберджаевского водохранилища», - в один голос твердят местные жители, и эти слова уже, наверное, прожгли дыру в голове Путина, но ему и кубанскому губернатору Ткачеву всё нипочем.

Более того, говорится о попытках чиновников и полиции воспрепятствовать журналистам и просто людям с фотокамерой снять зону бедствия и поговорить с пострадавшими. Некоторым даже угрожают и пытаются отобрать технику. Но и этим власти не ограничились. Есть информация о том, что у тех, кто уцелел после катастрофы, собирают подписи под «документом», который полностью подтверждает официальную версию событий. То есть ложь обрела институциональный характер, если говорить научным языком. Поговаривают, что тем, кто откажется ставить подпись под индульгенцией, не дадут компенсации.

Пожалуй, этого достаточно, чтобы оценить масштаб и глубину цинизма. Ведь цена вопроса – не 171 погибший (по официальным данным) и даже не 500-1000 погибших, как говорят местные жители. Цена вопроса – миллиарды долларов. В Интернете циркулирует информация о том, что губернатор Александр Ткачев и его брат Алексей, действуя через дочь последнего Анастасию, фактически прибрали к рукам богатейший регион. А еще вспомним, что в крае есть ряд роскошных объектов недвижимости, принадлежащих первым лицам России. Эти фантастические дворцы (скромно сказано!), говорят, возведены краевыми властями в качестве подарка (читай: элитного отката) Путину и Медведеву за возможность семейству Ткачевых спокойно «работать» на Кубани.

В общем, картина ясна. В Краснодаре и Москве страшно боятся народного гнева, поэтому все глубже затягиваются в болото собственных фальсификаций. А гнев неминуем, ибо люди доведены до отчаяния враньем и безразличием. И еще… Меня в эти дни не покидает ощущение дежа-вю.

Вспомним: 2000 год, первый год первого «пришествия» Владимира Путина. Гибель «Курска». Постоянная ложь, попытки сокрытия истинных причин, поздние меры реагирования, желание выгородить власти любой ценой.

2012 год, первый год второго «пришествия» Владимира Путина. Затопление Крымска. Постоянная ложь, попытки сокрытия истинных причин, поздние меры реагирования, желание выгородить власти любой ценой.

Кстати, примерно в том же духе выражается российский оппозиционер Илья Яшин. В своем «Твиттере» он написал: «Сегодня (9 июля) общероссийский траур по погибшим на Кубани. С 2000 года День траура в России объявлялся уже 16 раз. То есть за время правления Путина траур у нас был чаще, чем Новый год».

Ни убавить, ни прибавить.

И как тут не вспомнить слова героя Владимира Высоцкого: «Ты не друга потерял, ты совесть потерял». На Кубани затопило не город Крымск. На Кубани окончательно затопило стыд и совесть властей.