Покой нам только снится…


Едва закончились долгие майские праздники, как молдавское общество снова окунулось в пучину политических пертурбаций, которые все никак не прекратятся с самой зимы. За последние дни успело произойти немало событий. Тимофти отказался промульгировать законопроект о Конституционном суде, зато одобрил проект о возвращении старой избирательной системы, о повышении избирательного порога с 4% до 6%, о расширении полномочий и.о. премьер-министра и о переподчинении Национального антикоррупционного центра правительству.

Не успела начаться рабочая неделя, как один из независимых депутатов Михай Годя, о котором говорят, что он близок к Плахотнюку, подал в Конституционный суд запрос с требованием признать неконституционной отмену смешанной избирательной системы и повышение порога на выборах. Не прошло и нескольких часов, как КС уже ответил Годе, отклонив его запрос. Молдова вновь подтвердила почетное звание страны-метеора!

Правда, другому просителю – Михаю Гимпу, ставшему завсегдатаем Конституционного суда, высшая правовая инстанция пока не ответила. Напомню, что главный либерал требует признать не соответствующими Основному закону положения о расширении полномочий и.о. премьера. Страна замерла в ожидании, ибо прошлый запрос Гимпу по поводу правомочности выдвижения Филата кандидатом в премьер-министры закончился красной карточкой лидеру ЛДПМ и перевернул с ног на голову политический расклад в правящей верхушке, открыв дорогу к тактическому сближению «зеленых» с ПКРМ.

Наконец, 14 мая партия Филата выдвинула в премьеры Юрия Лянкэ, а 15 мая Тимофти официально назначил его кандидатом, дав 15 дней на представление команды и программы. Коммунисты сразу обозначили свою позицию: за кандидата от ЛДПМ они голосовать не будут. Представитель ДПМ Андриан Канду, которого называют фином Плахотнюка, намекнул, что их партия тоже может отказать Лянкэ. О Гимпу и говорить не приходится – кажется, будто партия Филата для него стала хуже коммунистов. Социалисты Додона тоже заявили об отказе. Если принять за основу эти высказывания и предположить, что они не изменятся на момент голосования в парламенте, то даже без калькулятора видно, что за Лянкэ в лучшем случае проголосуют только ЛДПМ, «реформированные» либералы и, возможно, группа Мишина, считающаяся близкой к «зеленым». То есть 31+7+3. Недобор.

Строго говоря, с 15 мая начался новый отсчет 45 дней, в течение которых должен быть одобрен или отклонен (дважды) новый премьер. Значит, примерно к концу июня мы увидим, будут ли в Молдове досрочные парламентские выборы или нет. Я не берусь давать точные прогнозы по развитию ситуации – как минимум, по двум причинам. Во-первых, последние месяцы показали, что молдавские политики в массе своей не склонны быть последовательными, не мыслят тактически грамотно и действуют почти всегда ситуационно, так что полтора месяца – просто-таки огромный срок для блиц-политики. Во-вторых, беспрецедентное давление западных структур на бывший альянс и приказной тон из Брюсселя и Страсбурга показывают, что саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе для ЕС и Совета Европы превыше всего, в том числе политического кризиса в РМ.

Европейские функционеры не понимают или делают вид, что не понимают, элементарную вещь: сохранение нынешней конфигурации власти в Молдове означает замораживание кризиса и всех существующих противоречий, имеющих прямое воздействие на демократические институты власти. Именно замораживание, а не урегулирование. Причем даже в Европе раздаются взаимоисключающие заявления. Так, депутат Европарламента Грэм Уотсон сказал, что у Молдовы очень мало шансов подписать хотя бы один документ в Вильнюсе. Это в корне отличается от того, что до сих пор утверждали чиновники вроде Фюле или Эштон. Но «дерзость» Уотсона вряд ли изменит общий благостный настрой Брюсселя, который не откажется от попыток слепить новый правоцентристский альянс в Молдове ради «чего-нибудь» в Вильнюсе.

И еще: в последние дни обозначились косвенные признаки того, что давление Кукловода и его внутренних и внешних лоббистов на Филата и Партию коммунистов не только не прекратится, но и может возрасти. Во-первых, уголовное дело в отношении начальника Налоговой инспекции Николая Викола (считается человеком Филата) передано в суд. Во-вторых, близкие к Плахотнюку аналитики и блогеры начали новую волну диффамации ЛДПМ и ПКРМ, а это, я уверен по опыту последних месяцев, говорит о двойственности положения олигарха: он одновременно нервничает и гневается, не стесняясь в средствах. Ясно только одно: до окончания борьбы в верхах еще весьма далеко.