Россия и США – обреченные быть вместе? Часть 2



Один из важнейших вопросов, которым задается общество на пространстве от Вашингтона до Москвы, касается не столько перспектив урегулирования в Украине, сколько будущего российско-американских отношений. Они определяют суть и качество решения основных задач мировой политики сегодняшних дней: иранская ядерная программа, сирийский кризис, израильско-палестинское урегулирование, проблемы «замороженных конфликтов» на постсоветском пространстве, безопасность на Корейском полуострове, вывод войск коалиции из Афганистана и дальнейшая обстановка в этой стране, территориальные проблемы в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море и проблемы экспансии Китая в регионе.

Украинская драма подорвала доверие между двумя сверхдержавами, но не привела их к полному разрыву. Надо помнить, что даже в дни Карибского кризиса – самого серьезного двустороннего клинча – страны находились на прямой связи и сумели в конечном итоге преодолеть разногласия. Есть ли шансы на их преодоление сегодня? Посмотрим, что говорят эксперты.

Начну с очень интригующего текста, который появился 4 мая на страницах уже упомянутого мною издания Consortium News. Это не что иное, как обращение ветеранов американских спецслужб к их президенту – Бараку Обаме. Текст озаглавлен недвусмысленно: «Нужен саммит Обамы и Путина по Украине». Предлагаю перевод нескольких наиболее интересных фрагментов (текст от первого лица множественного числа):

Мы предлагаем Вам публично дезавуировать любое стремление втянуть Украину в НАТО и послать Москве ясный сигнал о готовности без промедления лично встретиться с российским президентом Владимиром Путиным и обсудить с ним пути ослабления кризиса и признать законные интересы различных сторон.

Вы совершенно точно знаете теперь, что некоторые из Ваших ключевых советников не разделяют цели воспрепятствовать еще большему насилию. Или, если же они и разделяют, почему они дают Вам столь однобокую картину относительно истоков и виновников неизбежного скатывания к еще более широкомасштабным враждебным действиям и небывалой человеческой драме для украинцев.

Мы уверены, что Вам необходимо отстранить таких людей, как госсекретарь Джон Керри, чьи слова и действия кремлевские лидеры воспринимают как попытку дать Москве по носу прямо на ее заднем дворе и – неслучайно – как разрушение рабочих отношений, которые Вы и Владимир Путин успешно развивали прежде.

Вы сумели сделать что-то подобное в конце прошлого лета, когда в последнюю минуту отменили планы атаки на Сирию. Тогда госсекретарь Керри и другие советники были на волоске от того, чтобы ошибочно втянуть Вас в грандиозную войну, по которой они знали лишь сомнительные обвинения об ответственности сирийского правительства к химическим атакам возле Дамаска 21 августа.

Действия тех же самых советников по Украине, которых рефлексивно поддержали «ведущие СМИ», приняв их указания как истину в последней инстанции, грозят привести к полномасштабной гражданской войне в Украине, к российской военной интервенции и долгосрочному ухудшению отношений с Россией.

Мы не видим особых причин верить, будто президент Путин хочет послать российские войска в Украину. Однако сейчас похоже на то, что его вынудят сделать это, - особенно после таких зверств, как убийство более 30 человек из лагеря противников украинского правительства в Одессе. Жертвы были среди тех, кто искали убежища в здании от агрессивно настроенных проукраинских футбольных фанатов, которые забросали здание «коктейлями Молотова».

Господин президент, если Вы не поторопитесь, станет невозможным оживить Женевское соглашение от 17 апреля, которое Кремль уже назвал мертвым документом. И неоднократные предупреждения Москвы о том, что она вмешается в Украину с целью защиты этнических русских, являются угрозой, которую следует воспринимать всерьез.

Израильтяне и их неоконсервативные сторонники всё еще зализывают раны после Вашего решения от 31 августа, когда Вы НЕ позволили втянуть Вас в мышеловку атаки на Сирию. Они хотят резко оборвать даже частичное сотрудничество между Россией и США, которое помогло приблизить то решение (и также способствовало продвижению переговоров с Ираном).

Дальше ветераны спецслужб предлагают американскому президенту ряд конкретных рецептов для выхода из тупиковой ситуации. Это обращение из серии «не могу молчать». Видимо, разведсообщество, которое несказанно лучше журналистов и даже чиновников Госдепартамента информировано о событиях в Украине, решило выразить громкий протест против неверной, по их мнению, интерпретации драмы в этой стране.

Почему же отставные чекисты считают, что вашингтонская администрация неверно воспринимает ситуацию в Украине? Обратимся к оценкам наблюдателей. Влиятельное российское издание «Эксперт», в частности, написало:

«Американская политика живет двухлетними циклами выборов в Конгресс, горизонт внешнеполитического планирования редко превышает два президентских срока, и при такой близорукости совершенно неудивительно, что после завершения холодной войны, постепенно перестав вплотную заниматься Советским Союзом, в Вашингтоне обнаружили Китай с его успехами. Пока изучение Китая входило в моду, случилось 11 сентября, после которого востребованной стала специализация по Ближнему Востоку».

«Тем временем за все эти годы почти полностью забыли о необходимости изучения России. Планомерно и последовательно закрывались соответствующие кафедры в колледжах и университетах, сокращались библиотечные фонды, изучать Россию стало просто немодно, - отмечает автор публикации. – В результате в профильных американских ведомствах резко сократилось число специалистов по России, а мнение ветеранов-экспертов становилось все менее востребованным — то, что они говорили, далеко не всегда совпадало с тем, что хотели бы слышать в Белом доме и Госдепартаменте. Даже сегодня, в условиях кризиса в российско-американских отношениях, вызванного ситуацией на Украине, этих экспертов почти не используют, а Госдепартамент призывает общественность остановить российские войска на Украине рассылкой проукраинских «селфи» и твитов».

Приведу еще один «срез» экспертных мнений. Российская газета «Коммерсант» недавно опубликовала внушительный материал на ту же тему, опросив ряд крупных американских специалистов.

Так, директор программы по изучению России и Евразии в Центре стратегических международных исследований (CSIS) Эндрю Качинс сказал, что развал СССР, который не предсказал почти никто из американских советологов, нанес по отрасли мощнейший удар. «Мы в США закрыли много программ по изучению России, закрыли курсы по изучению русского языка, уменьшили все связанные с постсоветским пространством бюджеты», - рассказал вице-президент Фонда Карнеги Эндрю Вайс. «Самые яркие мозги молодого поколения, все, кто в университете начал изучать международные отношения после терактов 11 сентября, выбрали арабский мир или Китай. Люди, которые занимаются Россией, сейчас воспринимаются как маргиналы, любители экзотики», - считает Вайс.

«Среди американских дипломатов все меньше специалистов по России, которые всю карьеру сделали на советском, российском направлении. Которые если где-то и бывали, то, может быть, в Болгарии или Польше. Все меньше дипломатов, которые бы хорошо владели русским языком», - вторит им руководитель Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.

Далее издание «Коммерсант – Власть» опросило высокопоставленных собеседников в Белом доме, и речь зашла о спецслужбах США. «Они работают очень хорошо. Качество их информации, беспристрастность и лаконичность анализа на высшем уровне. Все специалисты там – настоящие профессионалы, что не всегда можно сказать обо всех частях правительства», - говорит источник.

Вместе с тем, спецслужбы США не имеют права делать рекомендации. «Между теми, кто принимает решения, и разведкой законодательно установлена китайская стена, - объясняет старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) Сэм Чарап. – Задача спецслужб – анализировать информацию и только. Предлагать решения они не могут, как бы ни хотелось». По словам источника «Ъ» в Службе национальной безопасности США: «На совещаниях (…), как только начиналась дискуссия о возможных действиях в отношении России, представители спецслужб замолкали и не открывали рот, пока их не попросят».

Наконец, цитируемое издание пишет, что все принципиальные решения принимаются лично Обамой, но после совещания с членами Кабинета. А как мы с вами видели в первой части публикации и в вышеприведенных цитатах, корень проблемы именно в команде президента. В эту группу входит Джон Керри, министр обороны Чак Хейгел, помощник президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, ее заместитель Бен Родс и другие лица. «Важная проблема состоит в том, что все наши политики такого уровня давно не занимались конкретно Россией. Она всплывала в контексте Ливии и Сирии, но экспертами по этой стране никто не является», - говорит источник «Ъ» в Белом доме. Кроме того, в Вашингтоне понимают, что ситуация в Украине развивается настолько быстро, что не может быть и речи о выстраивании какой-либо стратегии – только оперативное ведение, только тактика.

Словом, положение не из легких. В американской администрации отдают себе отчет в том, что события в Украине не вполне соответствуют той картине, которую демонстрируют американские же телеканалы. То ли по инерции, то ли из нежелания потерять лицо заокеанские власти продолжают прежнюю политику, уменьшая шансы организовать прямой антикризисный диалог между Путиным и Обамой.

Что происходит в высоких кабинетах на реке Потомак, вы уже прочитали. Что там будет дальше, сказать сложно. В одном можно быть уверенным: если ветераны спецслужб более не могут молчать и прямо указывают Обаме на источник проблем в его администрации, настало время откровенного разговора между различными группировками в Вашингтоне. А если президент США сумеет переломить ситуацию, как он сделал в случае с Сирией, то мы, возможно, станем свидетелями исторического саммита Путина и Обамы. Миру нужны ответственные волевые политики и их выверенные решения!

Часть 1