Политическое землетрясение в Европе. Часть 1 – «гранды»



22-25 мая в 28 странах-членах ЕС состоялись выборы в 751-местный Европейский парламент. Результаты голосования вызвали на Старом континенте легкий шок и до сих пор вызывают дискуссии. Утром 26 мая первые полосы ведущих газет запестрели заголовками с общим мотивом «Землетрясение в Европе». С 1979 года явка на выборах неуклонно снижалась, но в 2014 году выросла. Однако радости европейским политикам это не принесло – правые и левые евроскептики, ультраправые и ксенофобские партии в совокупности удвоили результат, получив 140 мест. Евросоюз в смятении.

Главным триумфатором стал французский Национальный фронт во главе с Марин Ле Пен, дочерью основателя НФ Жана-Мари Ле Пена. По итогам выборов Фронт получил 24 места из 74, выделенных Франции в Европарламенте. Успех Ле Пен объясняется не только усталостью французов от наплыва иммигрантов и, как следствие, краха политики мультикультурализма, но и диктатом европейской бюрократии, которую французский политик назвала «взбесившейся машиной», не уставая повторять, что считает неприемлемым, когда большинство законов пишется в Брюсселе. Кстати, ее главный лозунг был «Нет Брюсселю, да Франции!».

Голосование французов вызвало острые дискуссии в правящей верхушке страны. Так, президент Франсуа Олланд назвал результаты выборов «болезненной правдой» и посетовал на то, что во Франции, стране-основательнице Евросоюза, крайне правые силы столь убедительно лидируют. (Источник). В свою очередь, премьер-министр Манюэль Вальс заявил, что Франции «нужна более сильная, более солидарная, более справедливая, более щедрая Европа». Он добавил, что «нельзя более терять ни минуты» для реформирования Европы. Марин Ле Пен жестко ответила ему в интервью после выборов: «Вальс будто упал с Луны! Французский народ хочет восстановить свой суверенитет!». (Источник).

А за несколько дней до выборов дал о себе знать бывший президент Франции Николя Саркози, который впервые с момента ухода из Елисейского дворца в 2012 году выступил с официальным заявлением – по сути, с программной статьей. На страницах французского издания Le Point и немецкой ежедневной газеты Die Welt бывший президент призвал французов к «глубокому обновлению ЕС как гаранту цивилизационной модели» с опорой на «большую франко-германскую экономическую зону», а также к выходу из нынешнего Шенгенского соглашения.

Саркози призвал сохранить единство Европы, но не терять французской идентичности. «Мы европейцы и французы», - написал экс-президент, неофициально призвав поддержать «Союз за народное движение» - правопреемника «Объединения в поддержку республики», в котором сосредоточены правые неоголлисты. В итоге СНД занял второе место на европейских выборах, оттеснив на третью позицию правящих во Франции социалистов, что еще сильнее расстроило Олланда и его команду. (Источник).

Между тем, немецкая газета Die Zeit написала, что успех Национального фронта был обусловлен недовольством чрезмерным весом Германии. Издание процитировало высказывание Марин Ле Пен о том, что, «к сожалению, экономический центр Европы находится в Германии, но политический центр теперь вернулся во Францию». Видимо, Ле Пен намекала на то, что французские евроскептики попытаются возглавить кампанию давления на Брюссель и заодно на Берлин. «Чувство чрезмерной опеки со стороны сильного немецкого соседа заставило избирателей поставить галочку рядом с партией Ле Пен, которой удалось связать недовольство с политикой ЕС», - отметила газета Die Zeit.

Не менее бурные события разворачивались по другую сторону Ла-Манша. На Британских островах триумфатором стала Партия независимости Соединенного Королевства, которая получила 24 места из 73-местной британской квоты. Лидер ПНСК (UKIP) Найджел Фарадж похвастался тем, что его партию, от которой всего несколько лет назад в приличных домах воротили нос, сегодня заняла первое место, обойдя традиционно главенствующих в стране консерваторов и лейбористов.

Газета The Guardian откровенно пишет об этом: «Тори, лейбористы и либералы должны будут признать этот глубоко символический момент – партия, основанная в 1993 году, вырвалась вперед, оставив позади партии с более чем столетней историей».

Консервативный мэр Лондона Борис Джонсон предложил отказаться от нынешней концепции ЕС как наднационального органа управления Европой. «Во всем Евросоюзе мейнстримные политики наподобие Николя Саркози сейчас говорят то, о чем мы, консерваторы, твердили годами: ЕС должен делать меньше, стоить меньше и вмешиваться в дела меньше», - заявил Джонсон (Источник). По его мнению, страны Европы должны без промедления начать переговоры об изменении Евросоюза как организации, поскольку избиратели показали, что ЕС должен «измениться или умереть». Как пишет цитируемое российское издание, британцы дали понять, что не допустят назначения на пост главы Еврокомиссии бывшего премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера, которого премьер Британии Дэвид Кэмерон считает «слишком большим, слишком начальственным и слишком сильно вмешивающимся».
Более того, Кэмерон пригрозил выходом Великобритании ЕС, если Юнкер всё же станет главой Еврокомиссии. Как пишет РБК со ссылкой на немецкий журнал Spiegel, назначение Юнкера может сыграть на руку сторонникам выхода Великобритании из Евросоюза. Spiegel отмечает, что Кэмерон считает Юнкера «лицом из 80-х, которое не может решить проблемы ближайших пяти лет».

Одна из самых сильных позиций британских «независимых» - это антииммигрантская риторика. Как пишет «Эксперт», с момента расширения ЕС на восток в 2004 году в Британию приехало более миллиона мигрантов из Восточной Европы. По данным переписи 2011 года, польский стал вторым по распространению языком Британии, обойдя не только пенджабский и бенгальский, но и валлийский — язык жителей Уэльса. «Неудивительно, что за UKIP больше всего голосовали именно в Англии – эта партия, в отличие от остальных, совершенно не стесняется говорить, что «мигранты должны вернуться домой», а «Британия должна сама контролировать свои границы»», - пишет издание.

В Германии всё было гораздо спокойней: правящие христианские демократы сохранили большинство и на европейских выборах. Партия Ангелы Меркель получила 34 мандата из 96, предназначенных Германии. Социал-демократы, которые после выборов 2013 года состоят с ХДС/ХСС в коалиции, получили 27 кресел. «Зеленые» и «Левые» имеют, соответственно, 11 и 7 мест. Маленький, но важный успех завоевала новая для страны и ЕС партия «Альтернатива для Германии». Она была основана в апреле 2013 года и успела принять участие в национальных парламентских выборах, но не преодолела 5%-ный барьер. Теперь же «альтернативщики» получили 7 мест в Европейском парламенте, ратуя за отказ от евро.

Еще одна крупная европейская страна, где партия власти одержала победу, - Испания. Правящая правоцентристская Народная партия получила 16 мест из 54, выделенных Испании. Оппозиционные социалисты довольствуются 11 креслами, а левый блок – 6 местами. НП и социалисты значительно потеряли голоса избирателей и впервые получили в совокупности менее 50% голосов в национальной квоте Европарламента. Сенсацией стало вхождение в Европарламент самой молодой в Европе партии – леворадикального объединения «Podemos» («Мы можем»), созданного всего лишь в марте этого года. Новая партия, выражающая скептицизм по поводу европейской политики финансовой помощи бедным странам-членам ЕС, «с порога» взяла 8% или 5 мандатов.

Наиболее уверенную победу партия власти одержала в Италии. В процентном отношении (более 40%) правящая левоцентристская Демократическая партия опередила даже немецких христианских демократов, но и число мандатов оказалось внушительным – 31 место из 73 мест итальянской квоты. Молодой лидер партии Маттео Ренци всего три месяца возглавляет итальянское правительство и уже успел, как видим, заручиться поддержкой населения. Однако итальянцы удивили и своим евроскептицизмом – на втором месте с 17 мандатами оказалось движение «Пять звезд» во главе с Беппе Грилло, которое тоже, как и немецкая «Альтернатива», предлагает отказаться от евро, но при этом ругает самих немцев за «корыстные» действия в рамках ЕС. Еще более убежденные евроскептики и даже италоскептики из «Лиги севера» Маттео Сальвини получили 5 кресел, заняв 4-е место.

Итак, в большой европейской пятерке сложилась любопытная картина. Франция, вторая по значимости страна ЕС, «ушла» к противникам брюссельской бюрократии, мигрантов и американского влияния, а правящие социалисты с треском провалились. Вечно обособленная Британия резко накренилась в сторону еще большей изоляции, а «новые независимые» переплюнули даже традиционных евроскептиков из Консервативной партии. Стабильная Германия доказала верность курсу, но вхождение «Альтернативы» в Европейский парламент должно заставить немецких политиков задуматься. Испания сохранила шаткое равновесие, показав брожение электората и его склонность всё меньше верить двум традиционным партиям и всё больше искать альтернативные силы. Наконец, Италия уверенно показала приверженность проевропейским партиям, но наличие двух партий-скептиков – это не то, что может радовать политиков в Риме и Брюсселе.

Не менее интригует ситуация в «малых» странах Европейского Союза. Это и в целом перспективы ЕС на ближайшие пять лет мы рассмотрим во второй части публикации.

Продолжение следует…