Сирия сегодня: резолюция, выборы и новые вызовы


Вторая половина мая и первая половина июня в Сирии ознаменовались подготовкой и проведением президентских выборов и подведением их результатов. 3 июня измученная трехлетней войной с терроризмом страна впервые в современной истории выбирала президента. Понятно, что это по большому счету были выборы без выбора, и не только ввиду безальтернативности Башара Асада – коней на переправе не меняют. Ситуация была и остается такой, что сам факт проведения голосования был невыгоден джихадистам внутри страны и так называемым «друзьям Сирии» за рубежом.

Вето в СБ ООН

Еще до президентских выборов произошло важное событие: 22 мая Россия и Китай заблокировали в Совете Безопасности ООН резолюцию, предполагавшую передачу «сирийского досье» в Международный уголовный суд. Проект был предложен Францией и поддержан тринадцатью членами СБ, включая 10 непостоянных.

Как пишет газета «Коммерсант», в проекте резолюции говорилось, что рамки расследования МУС должны быть ограничены конфликтом между режимом Башара Асада и оппозицией. При этом юрисдикция Гаагского суда не будет распространяться на «нынешние или бывшие официальные лица или персонал» третьих стран, не ратифицировавших устав МУС. «Этот тезис теоретически мог оказаться полезен США: если бы началось вторжение в Сирию, американские военные могли бы не опасаться расследования своих действий в Гааге», - отмечает «Ъ».

«Мы возражаем против такого подхода, поскольку считаем, что это контрпродуктивно в нынешней ситуации, и основная затея состоит в том, чтобы добиться, основываясь на главе 7 Устава ООН, принятия решения для последующего силового воздействия на Дамаск», - заявил «Интерфаксу» замминистра иностранных дел России Геннадий Гатилов, назвав документ «заведомо политизированным».

В свою очередь, президент Сирии Башар Асад заявил 24 мая, что Россия, наложив вето на резолюцию, «спасла весь Ближний Восток». «Россия, в четвертый раз наложив вето на резолюцию СБ ООН, спасла не только Сирию, но и весь Ближний Восток, сохранив стабильность в мире и прекратив западную гегемонию. Заслуга в этом принадлежит Путину», - цитирует Асада РИА Новости.

Агентство также привело слова постпреда России в ООН Виталия Чуркина, который назвал проект резолюции «предлогом для силового вмешательства в Сирии». Ту же оценку дал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 23 мая. «Буквально вчера наши западные партнеры в СБ ООН поставили на голосование проект резолюции, который со ссылкой на гуманитарный кризис в Сирии предлагал подвести всю эту ситуацию под главу 7-ю Устава ООН. В том, что это стало бы первым шагом к тому, чтобы обосновывать внешнее вмешательство, сомнений никаких нет. Прекрасно понимая, какой опасностью это чревато, Россия и Китай наложили вето на эту резолюцию, она не прошла», - пояснил министр.

С разгромным комментарием выступил французский политолог Тьерри Мейсан. Он «прошелся» по министру иностранных дел Франции Лорану Фабиусу, который был автором проекта резолюции, и назвал гарантии Фабиуса об отсутствии силовой подоплеки «чистейшей воды пропагандой». Политолог охарактеризовал Международный уголовный суд как «карательный орган победителей», который «обслуживает интересы империализма».

Тьерри Мейсан рассказал о приговорах МУС в отношении политиков из восьми африканских стран, и во всех случаях «Суд вынес приговоры лишь тем, кто выступал против западных держав». «Всем ясно, что этот орган не осуществляет правосудие, он делает его политическим инструментом», - пишет эксперт.

Возвращаясь к персоне Фабиуса, Мейсан напомнил, что тот на посту главы МИД поддержал «ястребов» в Израиле и США, организовал в Париже конференцию «Друзей Сирии» и «поставил военного преступника Абу Салеха на трибуне рядом с президентом Франсуа Олландом, когда тот произносил речь». По словам политолога, Лоран Фабиус одобрил организацию теракта 18 июля 2012 года, в котором погибли члены сирийского Совета Национальной безопасности, и отказался осудить этот теракт, стоивший жизни генералов Дауда Раджи (министр обороны, православный христианин), Ассефа Шавката (замминистра, алавит) и Хассана Туркмани (советник по Национальной безопасности, суннит).

Более того, напоминает Мейсан, еще 17 августа 2012 года Фабиус в ходе визита в Турцию заявил: «Я сознаю суровость слов, которые я произношу: Башар аль-Ассад не заслуживает права быть на этой земле». Политолог считает эти слова уголовно наказуемыми. «Конечно, нужно судить всех, кто в Сирии совершал преступления, но это не может быть осуществлено Международным уголовным судом, стоящим на службе у тех, кто атакует эту страну и уничтожает её народ, - заключает французский эксперт. – Тех, кто оплачивает эту войну, нужно судить в первую очередь, они находятся в Вашингтоне, Лондоне и Париже, Анкаре, Дохе и Эр-Рияде. Некоторые из них оплачивают также и Международный уголовный суд».

Победа Асада

Итоги президентских выборов 3 июня никого не удивили. По официальным данным, около 89% пришедших к урнам избирателей поддержали Башара Асада. Его соперниками были всего два кандидата: депутат-коммунист из Алеппо Махер Абдель Хафиз Хаджар и бизнесмен, бывший министр Хасан Абдель Иллахи ан-Нури. Явка составила 73%. Выборы в стране проходят впервые после конституционной реформы 2012 года. Глава государства избирается всенародно на 7 лет и максимум на два срока подряд.

В голосовании не смогли принять участие сирийские беженцы, покинувшие страну из-за войны. Так, в странах Залива им запретили приходить к участкам в посольствах Сирии – вероятно, шейхи побоялись, что беженцы проголосуют за Асада. С другой стороны, и в самой Сирии выборы по определению не могли пройти в районах, которые контролируют боевики исламистских группировок. Однако в таких городах, как Алеппо, которые регулярно подвергаются артиллерийским атакам джихадистов, было открыто 800 избирательных участков, и никаких минометные обстрелы (с человеческими жертвами!) не смогли помешать людям сделать свой выбор.

Так или иначе, страны Запада не признали итогов выборов. Даже не итоги, а выборы как таковые. Еще до их проведения всемирно известная Дженнифер Псаки назвала выборы в условиях войны «пустой тратой времени». Той же позиции придерживается Евросоюз. Что интересно, основным мотивом для отказа в признании сирийских выборов явилась гражданская война. Естественным образом возникли аналогии между Сирией и Украиной. В обоих государствах вооруженный конфликт с вовлечением внешних сил, но при прочих равных условиях США и ЕС признали Украину, но не признали Сирию, одновременно требуя от «несознательных» официально признать украинские выборы и искренне удивляясь поддержке итогов сирийского голосования.

Когда разговор о выборах в Украине и Сирии зашел в стенах Совбеза ООН, российский полпред Виталий Чуркин вспомнил еще и об Афганистане. «Сирию, мне показалось, лучше сравнить с Афганистаном, если уж сравнивать одно с другим. Там тоже выборы президента проходят в состоянии вооруженной борьбы, - заявил дипломат. – Тем не менее, наши западные коллеги признавали итоги этих выборов, как и мы признавали, учитывая характер ситуации в этой стране. Но мы последовательны, мы и признавали, и признаем выборы в Афганистане и Сирии, а они нет».

«Вот в этом двойные стандарты, которыми они пользуются очень часто, применительно к гуманитарным и другим вопросам они руководствуются политической целесообразностью. Что соответствует их политическим интересам, то они и поддерживают», - цитирует Виталия Чуркина агентство ИТАР-ТАСС.

Проекция иракской трагедии

Что бы там ни было, Асад продолжает оставаться в кресле главы государства, и за политическими заявлениями пока ничего не последовало. Пока. Еще до внезапной вылазки боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта» на северо-западе Ирака (12 июня) были подозрения в том, что Асад по-прежнему не сможет чувствовать себя спокойно на президентском посту. Это справедливо хотя бы в том смысле, что пригороды Дамаска и Алеппо всё еще обстреливаются боевиками, а восток Сирии уже более года под их контролем.

Еще в конце мая профессор Центра ближневосточных исследований университета Оклахомы Джошуа Лэндис говорил, что стремление Барака Обамы увеличить объем помощи сирийским повстанцам лишь продлит гражданскую войну. «Согласно данным ЦРУ, в Сирии сейчас действуют около 1500 различных группировок. Если повстанцы одержат победу, вероятность превращения Сирии в очередной Сомали или продолжения конфликта уже между самими боевиками без участия правительственных сил очень высока. Это может привести к тому, что еще больше беженцев покинут Сирию», - сказал эксперт агентству РИА Новости.

Уже знакомое нашим читателям американское издание Consortium News пишет примерно в том же ключе. «Туманное обещание Обамы «нарастить» помощь избранным оппозиционерам – это малодушная подачка тем силам, которые выражают претензии по поводу того, что до сих пор поддержка американцами оппозиции (…) была недостаточной и что Асада можно свергнуть, только если Америка сделает больше», - пишет издание.

Американцы пишут, что сирийцы осознают опасность исламистской альтернативы Асаду. «В результате этого, с начала конфликта в марте 2011 года данные опросов и результаты референдума в феврале 2012 года по новой Конституции, участие в парламентских выборах в мае 2012 года и другие факты уверенно показывают, что большинство сирийцев по-прежнему поддерживают Асада», - полагает Consortium News.

«Внешняя поддержка противников Асада после марта 2011 года одновременно ускорила и укрепила эту тенденцию через инфильтрацию иностранных джихадистов, которых, по меньшей мере, частично финансируют Саудовская Аравия и другие союзники США в Персидском заливе, - пишет далее американское издание. – По оценкам разведсообщества США, сейчас примерно 26 тыс. «экстремистов» воюют в Сирии, а более 7 тыс. из них приехали из-за пределов страны».

Западное политическое и экспертное сообщество в последние месяцы упорно твердило, что неприкрытая поддержка джихадистского интернационала рано или поздно аукнется в Европе и в соседних с Сирией странах. И вот 12 июня боевики «ИГИЛ» молниеносной атакой взяли Мосул на северо-западе Ирака. Разумеется, катастрофическая ситуация в этой стране не может не отразиться на Сирии. Но какие выводы будут сделаны? Признаются ли самим себе лидеры США, ЕС и Персидского залива, что финансирование противников Асада привело регион на грань настоящей исламистской революции, на фоне которой «арабская весна» покажется либеральной игрой? Поймут ли они, что плохой парень Асад целых три года воевал именно с теми, кто сегодня приготовил «сюрприз» в Ираке? Похоже, кое-кого История совсем ничему не учит, но еще не поздно предотвратить грандиозную бойню на Ближнем Востоке. Продолжаем следить за событиями!