Заря нового Халифата. Часть 1.

Господа! Джихадистская революция, о необходимости которой всё время говорили боевики, совершилась!

…Примерно так, если перефразировать Ленина, можно охарактеризовать последние события на вечно неспокойном Ближнем Востоке. 29 июня из Ирака пришло сообщение: террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» объявило о создании на подконтрольной территории Ирака и Сирии «Исламского Халифата» и о назначении лидера ИГИЛ Абу-Бакра аль-Багдади «Халифом». Однако джихадисты тут же оговорились: «Халифат» будет простираться от Средиземного моря до Персидского залива, то есть, очевидно, будет включать весь Ирак, Сирию и Ливан.

«Законность всех эмиратов, группировок, государств и организаций отныне ничтожна после распространения власти Халифа и прибытия его войск в эти области, - сказал пресс-секретарь ИГИЛ Абу Мухаммед аль-Аднани, заявление которого распространил катарский телеканал «Аль-Джазира». – Слушайте своего Халифа и подчиняйтесь ему. Поддерживайте ваше государство, которое растет с каждым днем».

Как пишет в связи с этим обозреватель агентства «Регнум» Дмитрий Неведенко, новость вызвала серьезную обеспокоенность не только в Багдаде и Дамаске, но и в Бейруте, а также в Аммане. Умеренный суннитский проамериканский режим в Иордании не дружит ни с Асадом, ни с аль-Малики, но вовсе не желает стать «десертом» на пиру у джихадистов. «Самое страшное, что у боевиков нового образования есть власть над нефтяными районами Ирака, что дает им возможность закупать оружие и одерживать победы, а также создавать новые ячейки и вести активную подрывную деятельность в разных странах мира», - отмечает обозреватель.

По понятной причине, появление «Халифата» никак не может порадовать Иран. С первых же дней прорыва джихадистов из Сирии в Ирак и особенно после падения Мосула и Тикрита в середине июня Тегеран дал понять, что не будет безучастно взирать на происходящее. Дело не только и не столько в судьбе шиитского премьера Ирака Нури аль-Малики, сколько в опасности, которую представляет ИГИЛ для самого Ирана.

Интернет-журнал «Новое восточное обозрение» сообщил, что в Ирак были введены части элитного иранского Корпуса стражей исламской революции, в том числе суперэлитную бригаду «Аль-Кудс». Издание отмечает, что резкое усиление радикальных суннитских сил выгодно Саудовской Аравии, которая нанесла опосредованный удар по Тегерану и Дамаску. С другой стороны, полная неразбериха в Ираке ставит крест на планах правительства страны по увеличению добычи и экспорта нефти, что могло напрямую задеть интересы саудитов.

В другом материале этого издания говорится о том, что открытое вмешательство персов в иракский кризис чревато сложностями для Вашингтона. «С одной стороны, они (США) в краткосрочном плане заинтересованы в том, чтобы Тегеран поддержал иракское правительство и нанес поражение боевикам ИГИЛ. С другой стороны, Вашингтон не хочет видеть прецедента такого вооруженного иранского вмешательства в арабском мире», - отмечает «Новое восточное обозрение». Издание добавляет, что против такого сценария выступят и Израиль, и арабские монархии Персидского залива.

Уже знакомый нам российский блогер, востоковед Анатолий Эль-Мюрид считает, что Саудовская Аравия, безусловно, заинтересована в сдерживании Тегерана, но определенные силы в королевском доме, а именно: династии Сунайян и Шаммар – считают крайне опасным такой метод борьбы с Ираном, как развал Сирии и Ирака.

«Саудовская Аравия сама склонна к распаду, будучи собранной из четырех весьма разнородных территорий. Распад Ирака может инициировать шиитско-суннитскую войну в регионе, что для самой Саудовской Аравии может закончиться катастрофой - нефтеносная Восточная провинция и пограничный с Йеменом Асир населены преимущественно шиитами», - отмечает автор.

В то же время, полагает Эль-Мюрид, даже более воинственный саудовский клан Судейри (к нему принадлежит опальный шеф разведки Бандар бин Султан, главный организатор антисирийской и антииранской кампании) обеспокоен тем, что ИГИЛ благодаря захвату огромного количества военной техники и денег получил самостоятельность и может выйти из-под опеки Саудовской Аравии.

Французский политолог Тьерри Мейсан указывает на причастность Эр-Рияда и НАТО к успешной кампании ИГИЛ в Ираке. По словам эксперта, формальным руководителем организации является Абу Бакр аль-Багдади, но она полностью подвластна принцу Абдуле Рахману аль-Файсалу, брату саудовского принца Мауда аль-Файсала (глава МИД) и принца Турки аль-Файсала (бывший директор спецслужб, ныне посол в Вашингтоне и Лондоне). «В мае аль-Файсалы купили оружейный завод на Украине. Оттуда тяжёлые вооружения были доставлены самолётом на турецкий военный аэродром, откуда турецкие спецслужбы доставили их спецтранспортом ИГИЛ. Представляется маловероятным, что такая логистическая цепь могла быть осуществлена без участия НАТО», - уверен Мейсан.

Между тем, в самом Вашингтоне новости из Ирака вызвали большую обеспокоенность. В июне экспертное сообщество США просто разрывалось от количества комментариев в прессе. Например, авторитетный журнал The National Interest выдавал по 4-5 материалов в день (!), и в каждом из них в той или иной степени говорилось о необходимости совместных действий США с Ираном для борьбы с ИГИЛ, пусть и не на дружеской основе.

«Во-первых, вовлечение США гарантирует, что Ирак не станет всецело зависимым от иранской помощи и что США сыграют важную роль в формировании оперативной обстановки. Во-вторых, Соединенные Штаты будут более эффективными в попытке достижения политического урегулирования конфликта через вовлечения Ирана. В-третьих, сотрудничество между США и Ираном в значительной степени позволит выстроить доверие между двумя странами, что посодействует успеху нынешних переговоров по ядерной программе», - пишет The National Interest.

«Ошеломляющие победы ИГИЛ высветили непоследовательность американской политики в Ираке. Вашингтон по понятной причине обеспокоен успехами ИГИЛ в северном и западном Ираке, что отразилось в стремительном захвате второго города страны Мосула и большей части суннитского центра. В то же время управление внешней поддержкой сирийской революции и свержения Башара Асада, в чем Вашингтон играет ключевую роль, несомненно, обернулось выгодами для ИГИЛ», - отмечает это же издание.

«Для Ирана стремление сотрудничать с США по Ираку простирается дальше простого желания улучшить отношения с Америкой, как считают многие наблюдатели. ИГИЛ – это крупнейшая угроза безопасности Ирана с момента вторжения США в Ирак в 2003 году», - отмечает газета The Wall Street Journal.

«Нынешняя атака ИГИЛ в суннитском сердце Ирака – это апофеоз совокупных последствий трех действий США: плачевные результаты кампании Буша в Ираке, катастрофическое решение Обамы сбросить Каддафи и отстранение Асада как основная цель сирийской политики США. (…) Этот транснациональный комплекс представляет собой значительно возросшую угрозу со стороны мирового джихадистского терроризма. Что еще более важно, ИГИЛ имеет территориально-экспансионистский и геноцидальный характер, да еще с политической программой, которая включает провозглашение Исламистского государства, «очищенного» от шиитов, и стирание существующих границ в самом сердце Ближнего Востока. И это намного серьезнее всего того, что когда-либо заявляла «Аль-Каида», - пишет в другом материале издание The National Interest.

«В Ираке большая часть проблемы – аль-Малики, но он та проблема, которую создали и легко могут разрешить иранцы совместно с американцами. Саудовская Аравия знает, что аль-Малики – человек Ирана в Багдаде, так что первым же пунктом гипотетической повестки дня саудовско-иранских переговоров могло бы стать новое распределение власти в Ираке, которое исключает аль-Малики и вновь интегрирует суннитов в политическую жизнь. Так как шииты составляют в Ираке большинство, баланс сил всегда будет отклоняться в их пользу, но это не следует понимать как исключение суннитов и доминирование шиитов (как в данной ситуации с аль-Малики), и иранцы с саудовцами могут это обсудить», - считает американское издание The New Republic.

И еще одно мнение The National Interest. «Вместо того чтобы вторгаться в Ирак или начинать долгосрочную кампанию бомбардировок беспилотниками, Обама отправил в Ирак 300 сотрудников «специального назначения» на легальных основаниях для оценки ситуации на месте. Что еще важнее, он отправил госсекретаря США Джона Керри на встречу с премьер-министром Нури аль-Малики, чтобы заставить его и других иракских лидеров создать подлинно единое правительство, которое бы представляло все этноконфессиональные группы. Керри также встретился с лидерами других стран региона и выразил желание работать с Ираном в ограниченной объеме для стабилизации ситуации в Ираке», - написало издание.

Испанское издание Publico отмечает, что Израиль и Саудовская Аравия, недовольные американо-иранским сближением, перешли в контрнаступление на позиции Тегерана. «Стремление ослабить позиции шиитов в Сирии, Ливане, Ираке и Иране привело к тому, что они (Израиль и саудиты) стали использовать суннитские вооруженные группировки и подрывать интересы Ирана в Ираке, - отмечает испанская пресса. – Отстранение от власти Нури аль-Малики или Башара Асада положило бы конец переговорам по ядерной проблематике между Тегераном и Вашингтоном, а также подтолкнуло бы Иран к наращиванию своей военной мощи».

Между тем, на фоне бурной реакции США и Ирана почти незамеченными прошли действия России. В конце июня московская пресса распространила новость о том, что РФ в ускоренном режиме поставила Ираку истребители Су-30 (вероятнее всего, в количестве шести штук). По другим данным, Москва в передала Багдаду (во исполнение ранее подписанного контракта) партию из пяти штурмовиков Су-25. «Новое восточное обозрение» уточняет, что в скором времени у Ирака может оказаться воздушная эскадрилья в составе 12 самолетов Су-25 и двух Су-24. Машины не новые, но, судя по сообщениям в СМИ, они прошли ремонт в Беларуси и на них установлены новые двигатели.

Тот же источник, ссылаясь на израильский сайт DEBKAfile, который считается близким к спецслужбам, сообщил, что еще 23 июня иорданские ВВС нанесли удар по колонне бронемашин ИГИЛ у границы с Иорданией. По всей видимости, джихадисты хотели перерезать коридор между Ираком и Иорданией, чтобы подготовить почву для последующего вторжения в Хашимитское Королевство. Как я уже отметил в начале, Амман вовсе не желает стать добычей для «Халифата», поэтому принял упреждающие меры. Кроме того, 24 июня сирийская авиация нанесла удары по позициям ИГИЛ в западной иракской провинции Анбар, уничтожив несколько десятков террористов. И даже Саудовская Аравия подтянула к границе с Ираком 30-тысячную группировку, чтобы позволить иракскому правительству перебросить свои силы на борьбу с ИГИЛ.

В заключение вновь процитирую Эль-Мюрида. Он поясняет, что халиф не просто правитель, а глава всех мусульман, и призыв подчиниться аль-Багдади – прямой вызов Саудовскому королевскому дому, который считается хранителем двух святынь ислама – Мекки и Медины. «Аль-Багдади претендует на титул, стоящий выше титула короля Саудовской Аравии. Его потенциальные подданные – это в первую очередь обездоленные и деклассированные жители огромного региона, которые как раз во многом и стали обездоленными стараниями Саудов, старательно раскачивающих регион в последние годы. Десятки миллионов потенциальных подданных нового Халифа – достаточная причина для того, чтобы совсем неглупые принцы отложили в сторону внутренние распри», - пишет блогер.

Картина более чем интересная. Рождение «Халифата» - это не просто очередное потрясение на Ближнем Востоке. Это принципиально новое явление религиозного, исторического, геополитического и социального характера. Но, помимо противостояния по линии «сунниты – шииты» или «Иран – Саудовская Аравия», события в Ираке актуализировали другой вопрос, весьма и весьма застарелый, но в последние годы всё более «свежий». Это Курдистан. Как считают наблюдатели, сегодня курды как никогда близки к полной суверенизации своего де-факто государства на севере Ирака. Но об этом во второй части публикации.

Продолжение следует…