Саудовцы и «Арабская осень»

Лето 2014 года обозначилось интересными тенденциями вокруг Саудовской Аравии. Богатое ваххабитское королевство, кажется, сумело пережить хаос «арабской весны» и, если не повернуть процессы вспять, то хотя бы взять их под контроль. Вкратце ситуация выглядит так:

- Сирия продолжает преследовать джихадистов на своей территории, но они по-прежнему хозяйничают на востоке и частично в городе Алеппо на севере. В связи с этим саудовцы, похоже, решили оставить Асада в покое и уже не оказывают активного содействия «подопечным» боевикам

- Ирак находится в стадии полураспада, и эксперты приписывают именно Эр-Рияду главную роль в организации успешного рейда «Исламского государства» для противодействия Ирану и пресечения экспорта иракской нефти как серьезного конкурента нефти саудовской. Однако захват боевиками ИГ банков и крупных военных баз в Ираке, а также контрабанда нефти по бросовым ценам привели к тому, что «халифат» стал самодостаточной силой, которая мало того что не подчиняется саудитам, но и способна бросить им открытый вызов

- Египет прошел стадию внутренней нестабильности и обрел нового президента в лице фельдмаршала Абдель Фаттаха ас-Сиси, которого поддержала не только Саудовская Аравия, но и Россия. Вероятно, самая авторитетная страна арабского мира вскоре вернется на положенное ей место, откуда ее сбросили «Братья-мусульмане» и Катар при поддержке администрации Обамы

- Ливан по-прежнему лихорадит из-за активности «Хезболла», которая выступает в роли второго фронта против антисирийских террористов и посему подвергается сильнейшему давлению саудовцев и, как прежде, Израиля. При этом Эр-Рияд стремится увеличить влияние в Ливане через поставку крупной партии французского вооружения

- Катар всё сильнее теряет влияние в регионе и балансирует на грани «удара возмездия» со стороны Саудовской Аравии и Эмиратов. Обе монархии не могут простить соседа за длительную кампанию дестабилизации и в особенности за поддержку враждебных Эр-Рияду «Братьев-мусульман».

И это далеко не полный список проблем. Государство-фантом Ливия, неспокойный Йемен и нестабильная Иордания, рискующая стать одной из жертв ИГ, «прекрасно» дополняют картину. Если попытаться в этом контексте описать нынешнюю тактику Саудовской Аравии одним предложением, получится так: «Хватит искать приключений и будоражить соседей, пора мыслить конструктивно и усиливать оборону». Почему так, рассмотрим далее.

Поделить по-братски

1 августа королю Абдалле исполнилось 90 лет. Он настолько немощен, что во время недавнего кратковременного визита в Каир даже не смог выйти из самолета, и президенту Египта ас-Сиси пришлось подняться к нему на борт. Проблема престолонаследия остра как никогда, но, видимо, в королевском доме нашли решение. Сообщается, что указом Абдаллы от 27 марта вторым наследником престола объявлен принц Мукрин. Первым претендентом пока остается «молодой» 78-летний принц Салман, но у него тоже большие проблемы со здоровьем, и он вряд ли долго протянет (сообщалось, что он и вовсе может отказаться от престола). Поэтому монарх решил подкрепить шатающийся трон более молодым Мукрином – ему 69 лет.

«Король Абдалла, будучи человеком ответственным и настоящим национальным лидером, находясь в очень плохом физическом состоянии, хочет оставить после себя королевство в состоянии стабильности. Он заинтересован в том, чтобы его смерть не стала началом внутреннего раскола и борьбы за власть. С этой целью он ввел новую должность, которой раньше не было, - заместителя наследника престола», - говорит президент Института религии и политики Александр Игнатенко в интервью «Газете».

Надо пояснить, что в Аравии престол наследуется не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Страной уже многие десятилетия правят сыновья первого короля Саудовской Аравии – Абдель Азиза. Принц Мукрин – его последний сын. Однако и у потенциального престолонаследника есть серьезная проблема: его мать была йеменской наложницей, поэтому он считается «безродным», и это может лишить его права на трон. Возможно, Абдалла таким хитроумным способом решил обеспечить передачу королевства своему сыну, 60-летнему Митабу, возглавляющему элитную Национальную гвардию.

«Тем не менее, наследный принц Мукрин очень компетентен, в том числе и во внешней политике. Вероятно, что Мукрин нацелен на расширение взаимодействия с Европой, в то время как Митаб может в большей степени обратиться в сторону США и России. Возможность будущих реформ в королевстве в случае правления Мукрина остается под вопросом, так как договариваться об их необходимости придется непосредственно с другими принцами, а также со священнослужителями, которые не уважают его из-за родословной. С другой стороны, реформы при Митабе будут проходить очень медленно и осторожно», - сказал «Газете» ведущий эксперт центра военного и политического анализа INEGMA Теодор Карасик.

В то же время Александр Игнатенко считает, что определенные властные группировки хотят изменить действующий строй (с абсолютной монархии на конституционную) и ради этого даже готовы на своеобразную «цветную революцию». Чтобы предотвратить это, считает востоковед, король Абдалла и его ближайшее окружение могут опереться на внешних сторонников, включая Египет, Кувейт, Эмираты и даже Сирию (кто бы мог подумать, что Асад еще пригодится саудитам!).

Время собирать камни

Но если проблема престолонаследия выглядит решенной, то на внешнем периметре у саудовского королевства дел невпроворот. На днях Абдалла выступил с важным заявлением в адрес Европы и США. Он предупредил, что в ближайшие месяцы террористы могут перенести «место работы» с Ближнего Востока на Запад. «Прошу вас передать это послание вашим лидерам. В данный момент терроризм представляет собой злую силу, против которой необходимо бороться быстро и с умом. Если этим пренебречь, то я убежден, что через месяц терроризм дойдет до Европы, а еще через месяц – до Америки», - передает слова короля агентство «Рейтер» (цитата по «Новому Региону»).

Террористическую угрозу вряд ли можно считать новостью (ранее уровень опасности повысили Великобритания и Норвегия), но впервые это предупреждение озвучено главой государства, которое само подозревается в поддержке террористических движений. Для примера: заявление правительства Ирака, мнение западных экспертов и СМИ, заявление МИД России, мнение российского эксперта. Вероятно, во внешней политике Саудовской Аравии на самом деле произошел серьезный перелом, первым звоночком которого стало решение Эр-Рияда в марте 2014 года объявить «Братьев-мусульман» террористической организацией.

Российский блогер Анатолий Эль-Мюрид видит две составляющие в выступлении короля Абдаллы. Во-первых, считает он, среди джихадистов много граждан США и стран Европы, и им никто не может запретить вернуться в свои страны – со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, уверен эксперт, королевское предупреждение имеет внутриполитический характер, связанный опять-таки с темой престолонаследия. Как я уже писал выше, принц Салман нездоров, а у Мукрина проблемы с «родословной», и это резко обостряет клановую борьбу.

«В этой борьбе внезапно получили резкое усиление кланы, ориентированные на неоконов США – в первую очередь, крупнейший и знатнейший клан Судейри. Именно они запускали проект исламского Халифата, который сегодня воцарился в суннитской части Ирака, и именно они пытаются использовать его, как один из инструментов влияния уже внутри Королевства, - поясняет Эль-Мюрид. – Нынешний король Абдалла активно двигает к высшей власти своего сына Митаба, командующего Национальной гвардией. Подобные внешне- и внутриполитические расклады его не устраивают совершенно. И уже поэтому Абу Бакр аль-Багдади («халиф») - смертельный враг Абдаллы».

Тем не менее, король не хочет напрямую воевать с Исламским государством в Ираке и Сирии, т.к. рискует ослабить Национальную гвардию, то есть своего сына Митаба. С другой стороны, бросить вызов «халифу» - значит, поддержать шиитский режим в Багдаде, что будет враждебно принято в суннитском мире, и клан Судейри не упустить возможности потеснить соперников. (Тем более что именно Судейри считается главным покровителем джихадистов). Демарш Абдаллы, резюмирует блогер, нацелен на получение западной поддержки в межклановой борьбе.

Но как раз на западном направлении саудитов может ждать неприятный сюрприз. Как пишет французский политолог Тьерри Мейсан, в Вашингтоне будто бы принято решение «реформировать» Саудовскую Аравию. Эксперт приводит некий план французского стратега Лорана Муравика от 2002 года (подробности по ссылке), где ключевая мысль выражена в трех фразах: «Ирак – это тактическая опора; Саудовская Аравия – это стратегическая опора; Египет – это награда».

И поскольку сегодня Ирак стоит на грани распада, в Саудовской Аравии понимают, что они могут стать следующей целью. В связи с этим королевский дом затеял сложную игру: делать многозначительные заявления для Запада; опираться на Египет; оставить Сирию; поддерживать суннитов в Ираке, но не дать джихадистам ИГ чрезмерно усилиться. Тьерри Мейсан сообщает, что Абдалла даже пошел на восстановление опального принца Бандара бин Султана, который в апреле был отстранен за провал сирийской операции и враждебность к администрации Обамы. Теперь, подчеркивает французский эксперт, принц будет заниматься Ираком, но осторожно: разделить эту страну на три части совместно с США, но не дать террористам (и заодно американским «реформаторам») перекинуться на Аравию.

Посмотрим внимательнее на египетско-саудовский тандем. «Не будет сильного и стабильного Египта, не будет и Саудовской Аравии, - заявил «Коммерсанту» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – В ситуации противостояния с Ираном и Катаром, террористами из «Исламского государства» у самых границ королевства, похолодания в отношениях с США опереться саудовцам совершенно не на кого. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда для Эр-Рияда сотрудничество с египетскими военными стало едва ли не последней надеждой».

Тьерри Мейсан обращает внимание на то, что две арабские страны обменялись информацией по поводу деятельности «Братьев-мусульман». В частности, президент ас-Сиси передал королю Абдалле планы захвата власти в Аравии и Эмиратах «Братьями». Кроме того, пишет французский политолог, 18 и 22 августа Арабские Эмираты (с одобрения Аравии, разумеется) и Египет нанесли авиаудары по позициям террористов в Ливии – еще одном исчезающем государстве Ближнего Востока.

«Впервые два суннитских государства объединились в борьбе против суннитских экстремистов в третьем суннитском государстве», - пишет Мейсан и поясняет, что целью военных был некий альянс, включающий Абдельхакима Белхая, бывшее третье лицо «Аль-Каиды», которого НАТО назначила военным губернатором Триполи. И поскольку «Аль-Каида» уже давно в черном списке Саудовской Аравии, этот авиаудар стал еще одним эпизодом расширения арабской контрреволюции, затеянной королевским домом в Эр-Рияде.

Рука Москвы

Тот факт, что новый президент Египта после вступления в должность посетил Россию, говорит как минимум о двух вещах: во-первых, Каир считает Москву важной региональной силой, способной потеснить «провинившихся» американцев. Во-вторых, в Кремле прекрасно знают, кто главный покровитель новых властей Страны пирамид, и что за визитом фельдмаршала ас-Сиси маячит саудовский дом. Намек был понят правильно, и летом министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Аравию, встретившись в порту Джидда на Красном море с руководством страны.

Анатолий Эль-Мюрид в другой публикации пишет, что российский гость провел переговоры со своим коллегой, принцем Сауд аль-Фейсалом, сыном короля Фейсала (1964-1975гг), который основал клан Сунайян, враждебный клану Судейри. Именно Фейсал в свое время создал Национальную гвардию, которую сегодня возглавляет сын короля Митаб (кстати, Абдалла и Митаб происходят из клана Шаммар). Так вот, Лавров встретился и с Митабом, что говорит о стремлении короля выдвинуть на первый план не просто сына, но и будущего короля и главного противовеса Судейри. С российским министром беседовали также оба брата Абдаллы – Салман и Мукрин.

По мнению блогера, хаос в Ираке не устраивает Россию и умеренные силы в Саудовской Аравии (кланы Шаммар и Сунайян), которые, хоть и считают Иран соперником, не горят желанием устраивать очередную войну в регионе. «Джинн выполз из бутылки, и его нужно загонять обратно. В этом смысле вполне логичен визит Лаврова в ту страну, которая и распечатала эту бутыль, не менее логичными выглядят встречи с теми принцами, которые наиболее обеспокоены происходящим. Эти же принцы в случае смерти короля способны жестко противостоять «ястребам» династии, которые не скрывают своих задач по противодействию влиянию Ирана и России в регионе любой ценой – вплоть до развязывания войн. Собеседники Лаврова не выглядят миротворцами, но рассматривают ситуацию с гораздо более прагматичных позиций. Они менее привязаны к США и более договороспособны», - резюмирует Эль-Мюрид.

В то же время издание «Иран.ру» пишет, что Лавров предупредил Эр-Рияд о необходимости пересмотреть политику в регионе. В частности, Москва требует от саудитов отказаться от агрессивных планов в отношении российских интересов и интересов партнеров РФ, а взамен предлагает широкую программу сотрудничества. И чтобы в королевском доме не сомневались в серьезности России, Москва поставила иракскому правительству, борющемуся с джихадистами, партию боевых самолетов.

«Новое восточное обозрение» приводит мнение бывшего посла Египта в России Иззата Сада. По его словам, у Каира есть свои интересы с Москвой, и он «не подчинится какому-то давлению со стороны». А египетская газета «Ат-Тахрир» считает поездку президента ас-Сиси в РФ как «закладку краеугольного камня в строительство нового этапа отношений двух стран».

…Всё вышеописанное можно было бы охарактеризовать пословицей «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Саудовская Аравия подозревается в финансировании террористических движений, но теперь она сама рискует пасть их очередной жертвой. Династия саудов настолько увлеклась борьбой с Ираном, Сирией, «Хезболла», иракскими и бахрейнскими шиитами, что не заметила, как взрастила прямо под боком первоклассный террористический интернационал, который при первом же удобном случае вышел из-под контроля. Не удивляйтесь, уважаемые читатели, если однажды услышите новость о том, что США, Иран и Саудовская Аравия совместно нанесли удары по джихадистам ИГ в Ираке – так бывает, когда бросаешь камни в соседей, сидя в стеклянном доме, а потом вдруг приходишь в себя…