Кино и немцы: Берлин стал жестче говорить с Москвой

Характер уже не нордический

Одним из ключевых игроков в украинском кризисе продолжает оставаться Германия. С начала Евромайдана, крымской операции и войны в Донбассе Берлин следовал общей евроатлантической линии, но старался смягчать удары, выступая в роли если не адвоката России, то хотя бы «понимающего оппонента».

Подобный тон немецкой стороны объяснялся не только опасением разорвать экономические связи с Россией, цена которых – 350 тыс. рабочих мест в Германии и 76 млрд. евро товарооборота в 2013 году. Гораздо важнее, что правительство Меркель не желало идти всецело в фарватере США и проамериканских стран ЕС (Польши, Швеции, Балтии, Румынии и т.д.). Немцы всегда видели себя в особой роли на пространстве Центральной и Восточной Европы, но именно украинский кризис стал тем обстоятельством, которое поставило немецкую особость под вопрос.

Однако терпение немцев оказалось небесконечным. Меркель больше не могла сидеть на наковальне национального бизнеса, зависящего от России, и регулярно получать удары молота атлантической солидарности. Как утверждает британская газета The Telegraph, в первый раз нервы фрау канцлер сдали в июле, через несколько дней после крушения малайзийского «Боинга». «Спутник и погром», ссылаясь на лондонское издание, пишет, что перед началом обсуждения нового пакета санкций против РФ госпожа Меркель тщетно пыталась дозвониться Путину, но тот несколько раз отказывал ей. Тогда оскорбленная дама позвонила Обаме и сообщила ему, что Берлин не будет препятствовать санкциям.

После этого немцы, похоже, решили стать бóльшими американцами, чем сами американцы. Так, в начале сентября Финляндия неожиданно воспротивилась новым санкциям против России (вернее, не против санкций как таковых, а против отсутствия ясного механизма их отмены) и затянула процедуру их принятия. По некоторым сведениям, в число «несогласных» вошли также Чехия, Словакия, Венгрия и Кипр, но важнее то, что «телефонным правом» для продавливания санкций воспользовался не Вашингтон, а Берлин. Решение было принято.

Терпение лопнуло даже у того, кто по долгу службы должен был его сохранять ради успеха собственной миссии. Имеется в виду специальный координатор правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнерства Гернот Эрлер. Знаток России и славянских языков, умеренный политик и сторонник компромиссов совершил на днях визит в Москву, по итогам которого дал интервью газете «Коммерсант».

Он без обиняков сказал, что европейские политики, включая немцев, разочарованы бездействием России в реализации минских договоренностей от 5 и 19 сентября. «Мы практически не видим давления России на людей, которые контролируют Донецк и Луганск, чтобы пункты договоренностей могли исполняться шаг за шагом. Ополченцы в Донецке и Луганске намерены провести собственные выборы 2 ноября, что не предусмотрено соглашениями контактной группы. Это означает, что они трактуют договоренности как шаг к независимости, которая вслед за присоединением Крыма стала бы тяжелым ударом для территориальной целостности Украины», - сказал Эрлер. Он пояснил, что Германия выдвигает требования не только России, но и Украине – в частности, в расследовании одесской трагедии 2 мая и стрельбы зимой на Майдане, в «недостаточном отмежевании» Киева от праворадикальных сил и т.д.

А дальше дипломат сделал примечательное заявление, которое опровергло расхожее утверждение о том, что европейский (немецкий) бизнес чуть ли не готов задушить своих политиков за санкции, которые бьют по самой Европе. «Мы знаем, что санкции, которые ввела не Германия, а ЕС по итогам сложнейшего согласования внутри ЕС, вредят нам самим. Но представители немецкой промышленности, которые обращали на это наше внимание, в то же время признавали приоритет политики. У нас есть экономические и промышленные интересы, но первую скрипку должна играть политика», - без экивоков сказал собеседник «Ъ».

Он также рассказал о тревогах немецких политиков по поводу истинных целей России. А вдруг, говорит эмиссар Берлина, Россия «вспомнит» о 25 млн. сограждан в Балтии или на севере Казахстана? Германия не может быть уверена в русских, поэтому поддержала создание сил быстрого реагирования НАТО. «Одна из основ внешней политики – предсказуемость, это залог доверия и партнерства. Но мы не знаем, к чему стремится президент России на востоке Украины. Присоединить еще одну область? Заморозить конфликт, как в Приднестровье? Или будет достаточно особого статуса регионов?» - задается вопросом немецкий политик.

Куда податься немцам?

Как считают политологи и историки, проблема в отношениях России и Германии гораздо глубже и многограннее, чем украинский кризис. С одной стороны, европейцы в целом и немцы в частности никогда особо не жаловали Россию – а проще говоря, боялись и ненавидели ее. Что в XIX, что в XX, что в XXI веке. Поэтому западный мир не может упустить случая задвинуть Россию как можно дальше на восток, а Россия, соответственно, сопротивляется этому со времен Петра Первого и отчаянно рвется обратно на Запад.

С другой же стороны, немцы объективно заинтересованы в экспансии на Восток – из чисто практических соображений. Богатая немецкая экономика требует точки приложения, и эта точка – вся или почти вся Европа. Давайте скажем честно: Европейская ассоциация угля и стали (затем ЕЭС и ЕС) были созданы немцами и для немцев (французы всегда были на вторых ролях). В результате сегодня мы видим Евросоюз в составе 28 государств, добрая половина которых, если не две трети, не может действовать без оглядки на Берлин. Даже проамериканские страны, которые я упомянул в начале текста, не могут совсем игнорировать мнение Германии.

И вот такая мощная Германия, привыкшая рулить Европой, вдруг оказывается в ситуации, когда на восточных границах ее «вотчины» возникает крупный очаг нестабильности, а что еще ужаснее – там начинает командовать парадом не она, не Германия. Зимой-весной немцы еще старались «заземлять» американскую прыть и русское упрямство, но, испортив отношения и с одними, и с другими, они в итоге оказались перед тяжелым выбором. Политика лавирования провалилась – пришло время делать окончательную ставку.

Сотрудник Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в интервью «Эксперту» сказал, что политическое влияние Германии в Европе явно преувеличено и что проамериканские страны всё-таки имеют достаточный вес, способный переломить позицию Берлина. «У нее (Германии) нет собственной просчитанной и долговременной внешней политики. Так, Германия позиционировала себя как важнейшая страна-посредник в отношениях между атлантическими державами и Россией. Сейчас же Германия эту роль играть не может – а других, аналогичных по своему значению, у нее нет», - уверен политолог. С другой стороны, полагает он, отказ Германии или какой-либо другой страны ЕС от введения санкций подорвал бы единство Союза, поэтому никто не захотел идти на односторонние действия. «Стихийный распад Евросоюза, гаранта стабильности в регионе, неизбежно вызовет серьезное обострение отношений между рядом европейских стран», - заключил Брутер.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в интервью «Бизнес ФМ» высказал интересную мысль: «Главное, что удалось добиться в первую очередь американцам, – это ликвидировать вообще возможность создания единого центра силы, оси Россия-Германия». Политолог убежден, что между Россией и ЕС имеют место ценностные разногласия, и не будь Крыма или Донбасса, появилось бы что-нибудь другое. «Я думаю, что санкции — это надолго, надеяться на быструю отмену санкций было бы наивно. Более того, я не исключаю, что будут еще следующие этапы санкций, каждый раз будет находиться какой-то повод», - добавил Минченко.

«Германия сейчас находится на распутье в определении роли, которую она хочет играть в международной политике и в мире в целом», - заявила «Эксперту» Лора Анна Виола, политолог из Свободного университета (Берлин). Она считает, что американцам не стоит беспокоиться по поводу того, что немцы поменяют свои политику и начнут вмешиваться в международные конфликты наперекор США. «Несмотря на всё большее нежелание играть роль «младшего брата», в мире сейчас у немцев слишком много проблем, которые США и ФРГ должны решать вместе», - говорит эксперт.

Даже шпионский скандал с прослушиванием телефона Ангелы Меркель американским Агентством национальной безопасности не стал для Берлина достаточным аргументом в пользу некоторого дистанцирования от США. Как пишет «Внешняя политика», скандал усилил антиамериканские настроения в германском обществе. Опрос общественного мнения, проведенный еженедельником Der Spiegel, показал: 57% респондентов высказались «за большую самостоятельность» Германии от США в вопросах внешней и оборонной политики. 69% опрошенных заявили о том, что их доверие к альянсу с США отныне подорвано. Тем не менее, американо-германская дружба лишь укрепляется назло России.

Вот и ЦРУ прекратило слежку за некоторыми странами Западной Европы. Анонимный источник Associated Press в ЦРУ заявил, что в ведомстве хотят понять, насколько слежка за союзниками эффективна и оправдывает расходы. «Секретная директива руководства ЦРУ гласит, что сотрудникам разведки в некоторых странах Западной Европы (список стран не называется) запрещено проводить такие операции, как встречи с источниками в правительствах государств, а также вербовку новых агентов», - пишет Лента со ссылкой на американское информагентство. При этом в ЦРУ неофициально признают, что «пауза в шпионаже» вызвана не только июльским скандалом, когда в Германии были раскрыты сразу два американских шпиона, но и разоблачениями Эдварда Сноудена о программах слежки спецслужб США и Великобритании в Интернете.

«…но продолжали есть кактус»

Не могу не процитировать любопытный документ, опубликованный на сайте американского аналитического издания The Consortium News. Ветераны разведсообщества США, объединенные в ассоциацию «Ветераны-профессионалы разведки за благоразумие», обратились к канцлеру ФРГ Ангеле Меркель с призывом не поддаваться на провокационные утверждения о том, будто Россия готовит вторжение в Украину. Отставные чекисты, в частности, говорят, что подобные заявления «не подтверждаются надежными источниками в разведсообществе».

Ветераны далее сетуют на то, что президент Обама не контролирует собственную администрацию, которая «слабо ориентируется в истории, мало знает о войне и подменяет политику антироссийской инвективой». Разведчики вновь напоминают, что год назад эти ястребы едва не втянули США в военную авантюру в Сирии.

«Мы верим, что Ваши советники продолжают информировать Вас о кризисе в Украине с начала 2014 года и о том, что возможное вступление Украины в НАТО станет проклятием для Кремля», - пишут отставные «бойцы невидимого фронта», напоминая Меркель о том, что еще в 2008 году Сергей Лавров вызывал тогдашнего американского посла Уильяма Бернса и вновь говорил о недопустимости вступления Украины в Альянс.

Между тем, председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес подверг критике новые санкции Евросоюза от 12 сентября. В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung (текст от Ленты) он сказал: «Мы надеялись, что состояние прекращение огня на Украине можно было бы укрепить путем задержки вступления в силу санкций. Новые санкции не будут способствовать разрешению кризиса. Мы сейчас, вероятно, находимся в начале опасной спирали санкций». Восточный комитет немецкой экономики представляет 200 компаний, которые преимущественно инвестировали деньги в Россию. «Среди немецкого среднего класса чувство большой досады из-за санкций. Особенно это относится к малым и средним предприятиям, которые имеют значительную долю своего бизнеса в России и не могут легко переключиться на другие рынки. Их существование находится под угрозой», - сообщил Кордес.

Газета «Ведомости» 29 сентября написала о том, что Берлин по-прежнему против ослабления санкций против России. По данным высокопоставленного европейского чиновника, только Италия из стран G7 поднимала этот вопрос. «Должны быть отмечены положительные сдвиги, самые положительные за последние месяцы. Но мы далеки от этого. Они (русские) все еще переходят (украинскую) границу, все еще оказывают помощь», - сказал чиновник. Уже на следующий день стало известно о том, что санкции остались в силе.

А тем временем журнал Spiegel пишет, что МВФ снизил прогноз по экономике ФРГ на 2014 и 2015 годы примерно до 1,5%. За два месяца оценки немецкой экономики резко ухудшились, хотя в июле МВФ прогнозировал немецкой экономике рост в 1,9% в 2014 году, а в 2015-м – 1,7%.

Как отмечает «Эксперт», заказы немецких предприятий сократились до самого низкого с 2009 года уровня. После июльского роста на 4,9% последовало августовское падение в размере 5,7%. По сравнению с августом 2013-го падение составило 1,3%. Внутреннее потребление в августе уменьшилось на 2%. Упали заказы по всем категориям. В министерстве считают, что, помимо сезонного «затишья», играют роль еще два фактора: геополитические риски и замедление развития экономики еврозоны. Под геополитическими рисками, видимо, подразумеваются обоюдные санкции и нестабильность в Украине.

Как видим, ситуация продолжает оставаться напряженной и неопределенной. Евроатлантическая солидарность немецкого правительства «успешно» отрывает Германию от России, подрывая экономики обеих стран. В самом деле: если бы украинского кризиса не было, его следовало бы придумать. Всё больше я укрепляюсь в том, что санкции – это не средство урегулирования регионального конфликта, а самоцель. Как подзабыт «Боинг», так и забудут потом перемирие в Донбассе. Самое абсурдное, что пакет санкций от 12 сентября был принят спустя всего неделю после первого минского протокола о перемирии – как будто за неделю можно успеть сделать далеко идущие выводы о честности или нечестности России. В общем, драка продолжается, драка по-крупному, где мы еще увидим разлетающиеся осколки старой системы глобальной политики…

Читайте также:

Пакт Путина – Меркель

Старая дубинка для новой Германии