Поствыборная Украина: правее только стенка

26 октября в Украине состоялись досрочные выборы в Верховную Раду. Напомню, что 25 августа, сразу после празднования Дня независимости страны, президент Петр Порошенко подписал указ о роспуске парламента. Тогда и сейчас политологи были уверены в том, что новый украинский лидер преследовал минимум две цели: во-первых, окончательно поставить крест на амбициях «горячо любимой» Юлии Тимошенко, вражда с которой длится почти 10 лет, еще с «оранжевой революции». Во-вторых, президент хотел на волне продолжающейся войны в Донбассе расправиться с Партией регионов и с коммунистами, чьих представителей в Киеве называют предателями и «пособниками сепаратистов».

Уже сейчас можно сказать, что обе цели достигнуты. Этому, однако, способствовали не только досрочные выборы, но и ряд событий до них. В сентябре о выходе из «Батькивщины» Юлии Тимошенко заявили практически все ее важнейшие соратники: Александр Турчинов, Арсений Яценюк, Арсен Аваков, Андрей Парубий и др. «Оранжевая принцесса» в одночасье лишилась важнейших людей в своем окружении. Еще раньше от нее ушел Юрий Луценко.

Птенцы Юлиного гнезда составили костяк созданного в марте этого года «Народного фронта». А Луценко возглавил партию «Солидарность», которая в тот же день была переименована в «Блок Петра Порошенко». Что касается регионалов, их отдельные представители вошли в Оппозиционный блок под вывеской Партии развития или в индивидуальном порядке. А Компартия, находясь под угрозой запрета, впервые за 23 года не прошла в парламент.

Предварительные итоги выборов по партийным спискам выглядят так: Народный фронт – 22,17%, Блок Порошенко – 21,82%, «Самопомощь» (лидер – мэр Львова Андрей Садовый) – 10,99%, Оппозиционный блок – 9,38%, Радикальная партия Олега Ляшко – 7,45%, «Батькивщина» – 5,68%. Остальные партии, включая «Свободу» Олега Тягнибока и «любимца» российских СМИ «Правый сектор», в Раду не прошли. Правда, сам лидер ПС Дмитрий Ярош стал депутатом в одномандатном округе.

То есть по пропорциональной системе Народный фронт обошел Блок Порошенко, но в мажоритарных округах пропрезидентские кандидаты лидируют с огромным отрывом: из положенных по закону 198 мандатов БПП получает 68, а НФ – лишь 18. У «Свободы» их 6, у Оппозиционного блока и «Батькивщины» - по два. «Самопомощь» и «Правый сектор» - по одному мандату. Еще 97 мест заняли самовыдвиженцы.

Интересны высокие показатели партии львовского мэра. Есть вероятность, что деньги на ее «раскрутку» дал вездесущий украинский кукловод Игорь Коломойский. С другой стороны, как раз вопреки ему, неплохие результаты показала Радикальная партия несколько карикатурного Ляшко, который теперь претендует на звание «любимого фашиствующего радикала» Украины, вместо «Свободы» и Правого сектора.

Итак, результаты досрочных выборов в Раду имеют знаковый характер, но не только в смысле разгрома Юлии Тимошенко или ухода коммунистов в небытие. Оппозиционный блок имеет слишком мало мест, чтобы хоть как-то влиять на расклад сил, поэтому мы не будем принимать его в расчет. Остаются, однако, только правые и праворадикальные партии! Блок Порошенко, Народный фронт, «Самопомощь», Радикальная партия и «Батькивщина» будут отныне соревноваться в номинации «Правее только стенка». Так что Запад вчистую переиграл Россию на электоральном поле Украины, если, конечно, интересно, что делается на киевском властном Олимпе.

Мы даже не будем углубляться в детали возможных коалиционных соглашений – это вопросы второго порядка, не меняющие сути. А суть в том, что за 8 месяцев с момента свержения Януковича Украина прошла путь от ментально разделенной страны к консолидированному обществу. Конечно, мы не берем в расчет Крым и районы Новороссии, которые не контролируются Киевом. Мы не посмотрим на то, что в восточных и южных областях была довольно низкая явка, местами до 30%. Выборы состоялись, результаты налицо, и их признала даже Россия.

С политологической точки зрения важно то, что Украина сумела преодолеть извечный раскол на «восток» и «запад». Нет больше этого разделения! Есть «обескрымленная» Украина, потерявшая (давайте говорить откровенно) часть Донецкой и Луганской области с перспективой потерять больше, если война возобновится (а она, увы, возобновится). Но есть и значительно более ожесточенная Украина, антирусский таран, который «созрел» во многом из-за самой России, хотела она того или нет. События 2014 года привели к консолидации украинского общества, и Москве рано или поздно придется сделать тяжелейший выбор: либо смириться с существованием большого русофобского государства (теперь в Украине никто не будет стесняться употреблять это слово), жаждущего реванша, либо приложить усилия для продолжения проекта «Большой Новороссии» и отправить Украину в небытие. Третьего не дано. Трагедия продолжается…