Едва альянс заявил о своем существовании, как лидер либералов Михай Гимпу выступил с гневной критикой в его адрес. В прессе и социальных сетях был распространен текст протестного заявления председателя ЛП. Коротко процитирую эти тезисы:
1. ЛДПМ и ДПМ не хотели коалиции с ЛП, предпочитая ПКРМ
2. пренебрежение мнением европейцев, высказанным в аэропорту
3. предательство интересов граждан, голосовавших за проевропейские партии
4. отказ от приглашения европейского прокурора и от подлинной реформы юстиции
5. компрометация имиджа РМ в глазах европейцев и американцев
6. ЛДПМ и ДПМ реализуют проект Путина «взять Молдову без единого выстрела» и т.д.
Между тем, жесткая и недвусмысленная реакция была и у европейцев в лице всё того же Грэма Уотсона, председателя Альянса либералов и демократов в Европейском парламенте. «Из Молдовы пришла очень плохая новость. Премьер-министр Юрий Лянкэ и Либеральная партия вытеснены на обочину интересами крупного бизнеса. Таким образом, выбор сделан в пользу соглашения с коммунистами», - сказал политик.
Гражданское общество в Молдове тоже довольно живо отреагировало на заключение коалиционного соглашения. Уже вечером 23 января в социальных сетях стали быстро распространяться комментарии недовольных людей и призывы к протестам против «предательства». Любопытно, что каждый политический фланг по-своему трактует это слово. Для левых сил предателями являются коммунисты, которые фактически спасают правоцентристскую коалицию своим «ситуационным» альянсом. И в этом плане сегодняшняя ПКРМ «функционально» идентична депутатам группы Додона, которые 16 марта 2012 года голосованием за кандидатуру Тимофти спасли тогдашний альянс от досрочных выборов.
Для правых сил предатели – сами демократы и либеральные демократы, которые, вступая в неформальную коалицию с коммунистами, отказываются от европейских предложений и тем самым обеспечивают себе надежные тылы в виде «своего» прокурора. Альянс ДПМ+ЛДПМ+ПКРМ, лоббированный, по моим сведениям, посольством США, взял верх над европейским проектом правоцентристской коалиции. Американский вариант «сильнее» тем, что у этой группы партий в совокупности 63 мандата, то есть вопрос избрания президента решается.
23-24 января стали стихийно возникать протестные инициативы под двумя лозунгами: #Je suis Moldova и «Нет чудовищной коалиции, нет лжи и предательству!». Под этими лозунгами несколько десятков человек провели акцию протеста на площади Великого национального собрания в воскресенье 25 января. Что интересно, у здания правительства собрались люди разных убеждений: и левые, и правые со своих позиций критиковали сформированную коалицию. Левых, однако, получилось меньше, потому что многие выражали сомнение в целесообразности протеста как такового (сказывается полное разочарование в несостоявшейся «бархатной революции»), не были уверены в том, не является ли митинг провокацией, или же не желали находиться рядом со сторонниками прорумынских идей. В итоге правых оказалось больше, и они выдвинули несколько требований, которые ближе им по духу:
1. Исключение ПКРМ из формата власти
2. Формирование правоцентристской коалиции по европейскому плану
3. Назначение на должность генпрокурора и председателя Высшей судебной палаты РМ представителя страны Европейского союза
4. Взаимное подключение энергосистем Молдовы и Румынии
5. Расследование коррупционных дел и привлечение виновных к ответственности.
Само собой, это только «начало начала» очередной эпопеи с формированием коалиции. Не далее как 27 января президент Тимофти созывает лидеров ЛДПМ, ПКРМ, ДПМ и ЛП на совещание. Любой результат беседы, равно как и его отсутствие, будет иметь объяснение и последствие. Молдавские партии поднаторели в закулисных торгах – и в этой же степени граждане устали от беззастенчивого превращения коалиционных переговоров в аукцион. В очередной раз жители РМ стали безучастными наблюдателями циничного дележа портфелей, где интересы самих жителей, как мы видим по разношерстным протестам, игнорируются уже на обоих флангах. В очередной раз Молдова стала полем соперничества двух Владов – Филата и Плахотнюка, но теперь к ним почти официально присоединяется Владимир Воронин – в качестве недостающего звена для формирования альянса «двух с половиной партий». Не самое лучшее амплуа для бывшего президента.
* Точка зрения автора не обязательно совпадает с мнением редакции Свободной Европы.