В середине февраля украинский кризис, который тянется уже год, перешел в качественно новую фазу. 11 февраля в Минске начались беспрецедентно долгие переговоры между Владимиром Путиным, Петром Порошенко, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом. Беседа четырех лидеров в «нормандском формате» длилась 16 часов (!) – с вечера 11-го до пополудни 12-го февраля. Само собой, переговоры проходили очень тяжело, хотя присутствовавший там Сергей Лавров и назвал их «лучше, чем супер».
Главная проблема, однако, была не в длительности переговоров как таковых и не в наличии абсолютно естественных в такой ситуации разногласий. Дело в том, что подписи под согласованным документом поставили не президенты, а персоны, прямо скажем, второго порядка: лидеры ДНР и ЛНР, соответственно, Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, посол России в Киеве Михаил Зурабов, второй президент Украины Леонид Кучма и специальный представитель ОБСЕ Хайди Тальявини (так называемая минская контактная группа). «Да кто они такие? Сколько стóят их подписи?» - задавались вопросами наблюдатели, особо не стараясь быть вежливыми.
В самом деле, уровень президентов не на одну, а на три головы выше контактной группы, которая состоит, мягко говоря, из не очень убедительных персон. Захарченко и Плотницкий воспринимаются в Киеве не как участники переговоров, а в лучшем случае как исполнители воли Москвы. Кучма не пользуется авторитетом на востоке Украины, где его, как Януковича, считают таким же двурушником и предателем. Зурабов – вообще самая нелепая фигура в этом квинтете. Якобы посол России, который «проспал» все события в Киеве последних лет, провалил вверенное ему направление и был в украинской столице незаметным, в отличие от западных дипломатов. Вопрос «Куда смотрит посольство России?» был год назад и остается сейчас притчей во языцех. Наконец, Хайди Тальявини, швейцарский дипломат с огромным опытом работы в постсоветских конфликтах и со знанием русского языка, вроде бы особых возражений ни у кого не вызывает, но одной этой хрупкой женщины явно недостаточно, чтобы запрячь в одну телегу «коня и трепетную лань».
Поэтому эксперты сразу выразили глубокий скептицизм относительно успеха подписанного соглашения. К его содержанию мы еще вернемся, а пока обратим внимание на главный пункт: вступление в силу очередного режима перемирия с 00 часов 15 февраля. Как и следовало ожидать, новое перемирие оказалось таким же условным и шатким, как и все предыдущие, начиная с лета. С 15 февраля стороны продолжают обвинять друг друга в нарушении режима. Кстати, этому способствует странная формулировка, принятая в Минске: украинская сторона отводит войска и вооружения от старой (сентябрьской) линии соприкосновения, а ополчение Донбасса – от новой линии. И поскольку за полгода ДНР-ЛНР расширили территорию на запад, ополченцы оказываются намного восточнее сегодняшней де-факто линии, а украинская армия – ближе к ней.
До Минского саммита произошли не менее интересные события. Так, 6 февраля в Москву прилетели Ангела Меркель и Франсуа Олланд – между прочим, впервые после начала войны в Донбассе! А перед этим оба лидера встретились в Киеве с Петром Порошенко, с которым чуть ранее успел побеседовать госсекретарь США Джон Керри. Американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на неназванный западный источник написала, что Путин перед приездом Олланда и Меркель в Москву направил им письмо, содержание которого сводилось к требованию о предоставлении ополченцам большей территории и автономии. По данным WSJ, лидеров ФРГ и Франции не удовлетворили условия Путина, и они выступили со встречной инициативой.
Как пишет «Коммерсант», информацию WSJ частично подтвердил Керри. С другой стороны, европейский дипломатический источник пояснил «Ъ», что западные лидеры везут в Москву план по размещению иностранного миротворческого контингента на линии соприкосновения в Донбассе. При этом подчеркивается, что Киев категорически возражает против появления российских миротворцев (пример Приднестровья хорошо знаком Украине).
Между тем, «Интерфакс» со ссылкой на британскую газету The Independent писал, что Олланд и Меркель намерены представить Путину план, основанный на ранее сделанных им же предложениях по урегулированию украинского кризиса. «Как представляется, этот план будет основан на инициативе из 9 пунктов, ранее выдвинутой господином Путиным, которую госпожа Меркель и господин Олланд дополнили положениями других мирных планов, такими как более широкая автономия для некоторых районов востока Украины», - пишет издание.
В Лондоне при этом отмечают, что внезапный визит лидеров ФРГ и Франции в Москву означает, что Европа обеспокоена дальнейшей эскалацией конфликта. «Неожиданная совместная миссия Меркель и Олланда свидетельствует о глубокой озабоченности в столицах стран ЕС, которые опасаются, что дальнейшая эскалация боевых действий на Украине выльется в новую фазу конфликта, который уже нанес ущерб их связям с Россией и отрицательно сказался на некоторых европейских экономиках», - говорится в сообщении.
Российское издание «Газета» в редакционном комментарии тоже пишет, что блиц-визит вызван серьезной обеспокоенностью европейцев. Правда, не надо забывать о том, что «обеспокоенность» возникла именно после того, как ополченцы внезапно решили наступать на Мариуполь, а положение украинской армии в Дебальцевском котле стало катастрофическим (к слову, ополчение взяло этот стратегически важный населенный пункт уже после начала перемирия).
«Ополченцы начали наступление, которое может завершиться окружением в районе Дебальцево 35-40% боеспособных войск Киева, включая тяжелое вооружение. Более того, присутствует масса намеков на то, что Дебальцево – вовсе не конечный пункт наступления повстанцев. Заявления главы ДНР Захарченко о «мобилизации» до конца февраля 100 тыс. человек многие расценили как намек на возможное массовое участие «отпускников» в военной кампании», - писала «Газета» 6 февраля.
С другой стороны, в последние месяцы США «открыто заявляют о намерении начать поставки вооружений на Украину». «То есть, по сути, сделать то, в чем уже давно обвиняют Россию. Непонятно, смогут ли противотанковые комплексы переломить ход военной кампании, но Вашингтон станет куда более существенным фактором в разгорающемся с новой силой конфликте», - отмечает издание.
Забегая вперед, скажу, что США всё же не решаются начать поставки оружия Украине, справедливо опасаясь ответных действий России. Хоть в чем-то у великих держав преобладает здравый смысл.
Продолжение следует…