Само собой, венское соглашение по Ирану всколыхнуло экспертное и политическое сообщество во всем мире. Строго говоря, новость от 14 июля не была абсолютной сенсацией, т.к. различные политики, наблюдатели и инсайдерские источники говорили о высокой вероятности заключения сделки, а значит, могли позволить себе просчитать ее примерное содержание и, самое главное, краткосрочные последствия.
Основная масса комментариев наполнена оптимизмом и грандиозностью оцениваемых прожектов. Но есть и скептические оценки – с них и начнем. Так, известный американский политолог Ариэль Коэн, блестяще владеющий русским языком, опубликовал на страницах российской версии журнала «Форбс» свое видение венской сделки. «Барак Обама выпустил иранского джинна из бутылки, не получив должных гарантий ни в ядерной части, ни в геополитической составляющей соглашения, - без обиняков пишет эксперт. – В результате, ядерная программа аятолл не демонтирована, а просто приторможена. И не навсегда, а всего на 10 лет. Наука и технологии будут развиваться. Центрифуги – крутиться, уран – обогащаться».
Ариэль Коэн далее приводит мнение заместителя советника президента США по национальной безопасности Бена Родса, который утверждает, что Белый дом рассчитывает путем снятия санкций втянуть Тегеран в стратегическое партнёрство с Вашингтоном. «Соединенные Штаты перенапряжены после войн в Ираке и Афганистане, считает президент и его команда. Америка втягивается в геополитические ловушки на Ближнем Востоке как в песчаные воронки в Сахаре», - отмечает политолог. Между тем, он считает, что очень непросто в новых условиях придется России, т.к. иранские углеводороды, вернувшись в полном объеме на мировой рынок, обрушат цены, и «при ценах на нефть в $40 за баррель Роснефти и «Газпрому» придется непросто». «Над Ближним Востоком взошло солнце новой эры, эры тектонических сдвигов, нестабильности и угроз», - заключает Коэн.
Спикер Палаты представителей Конгресса США, республиканец Джон Бейнер полагает, что соглашение «лишь подбадривает Иран». «Вместо того чтобы остановить распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке, это соглашение, скорее всего, приведет к гонке ядерных вооружений по всему миру», - цитирует Бейнера Русская служба ВВС. В свою очередь, Линдси Грэм, сенатор-республиканец, выдвинувший свою кандидатуру на пост президента США, назвал это соглашение «ужасным» и добавил, что оно лишь ухудшит положение на Ближнем Востоке.
По словам главы ближневосточного отдела новостей ВВС Джереми Боуэна, соглашение изменит Ближний Восток, хотя на данный момент трудно предсказать, как именно. Боуэн напоминает, что еще 2 года назад Израиль угрожал разбомбить ядерные объекты Ирана, что могло привести к масштабному вооруженному конфликту на Ближнем Востоке. Тот факт, что теперь это вряд ли произойдет, уже можно считать большим достижением дипломатии, уверен эксперт.
Еще один американский политолог Иен Бреммер на своей странице в Facebook написал, что достигнутое соглашение – «это действительно конец, но не повести, а только ее первой главы». Он солидарен со своими коллегами в том, что венская сделка – это победа иранской дипломатии и начало новой главы в истории Ирана с дальнейшим усилением его позицией на Ближнем Востоке. «Суннитские государства региона с полным основанием могут опасаться роста влияния Тегерана, который будет подкреплен сотнями миллиардов долларов, полученными от отмены санкций», - пишет «Эксперт», ссылаясь на публикацию Бреммера.
Он указывает на три основных следствия венской сделки:
1. Обострение борьбы между Саудовской Аравией и Ираном с дальнейшим смещением баланса в сторону последнего.
2. Официальное открытие иранской экономики. «Иран очень привлекателен для инвесторов в самых разных областях, начиная от туризма и логистики и заканчивая фармацевтической промышленностью и производством потребительских товаров», - поясняет политолог. Он приводит и другие цифры: объем ВВП Ирана – 420 млрд. долларов. Ожидаемый годовой рост – до 8%. Четвертое место в мире по разведанным запасам нефти и второе по газу. Ожидаемые ежедневные поставки нефти – 1 млн. баррелей. Сегодняшний объем торговли с ЕС – 8,3 млрд. долларов, но ожидаемый рост в ближайшие годы может быть четырехкратным.
3. Борьба с «Исламским государством». Иен Бреммер считает этот пункт самым главным последствием соглашения. «Иран возглавит борьбу с ИГ в то самое время, когда Обама не может позволить более активного участия США в событиях, происходящих в регионе, - пишет автор. – Тегеран усилит борьбу с джихадистами, несмотря на то, что экономические санкции и эмбарго на продажу оружия ослабили военную мощь этой страны… Усиление влияния Ирана и его экономических возможностей позволит ему занять лидирующее положение в регионе и в военном отношении».
«США и Иран не начнут доверять друг другу, - замечает политолог, - и уж тем более не станут друзьями, но в новой ситуации, которую создаст соглашение, ИРИ будет значить для Вашингтона значительно больше, чем Саудовская Аравия и другие близкие союзники Америки».
Что интересно, на тему новой роли (новой ли?) Ирана на Ближнем Востоке высказался сам президент США Барак Обама. После заключения соглашения в Вене хозяин Белого дома признался, что урегулирование конфликта в Сирии невозможно без Тегерана. «Должно быть соглашение между ключевыми державами, которые заинтересованы в решении кризиса в Сирии, - цитирует Обаму «Газета». – Иран в числе этих игроков, и я думаю, для них важно быть частью этого переговорного процесса». «Я согласен с тем, что мы не сможем решить вопросы в Сирии без русских, иранцев, без наших партнеров в странах Персидского залива», - добавил американский лидер. Он также признал, что Иран имеет серьезное влияние в Ираке и, следовательно, может оказать помощь в борьбе с ИГИЛ.
По мнению постоянного собеседника «Газеты», американского эксперта по Ближнему Востоку Теодора Карасика, участие Ирана в разрешении сирийского конфликта не означает, что Асад останется на своем посту. «Видимо, Москва и Иран поняли, что нужно избавляться от Асада и искать другое руководство для Сирии», - говорит эксперт, работающий в Дубаи. По словам Карасика, благодаря ядерной сделке удалось добиться определенного ослабления позиции Саудовской Аравии в регионе. «При покойном короле [Саудовской Аравии] Абдалле мишенью был сначала Асад, а потом уже все представители алавитов. Сейчас, при правлении короля Салмана, используется тот же принцип, но благодаря ядерной сделке и ее значению для региона позиции королевства уже не так сильны. Так что Иран победил», - добавил Карасик.
Приведенный краткий обзор показывает, что в западном экспертном сообществе в целом с оптимизмом смотрят на итоги и возможные последствия заключенного в Вене соглашения. По мнению большинства экспертов, это не только победа иранской дипломатии, но и большое достижение для геополитических интересов США. Во-первых, американцы получили «дубину», с помощью которой можно будет бороться с джихадистами, не вступая в войну самостоятельно. Во-вторых, общее усиление Ирана в регионе позволит США несколько ослабить собственное присутствие и перенаправить силы в Восточную Азию, против Китая. В-третьих, снятие санкций откроет американцам перспективный иранский рынок, а в-четвертых, выброс иранской нефти и газа снизит цены и ослабит Россию, конфронтация с которой далека от завершения. И именно по этой причине на иранскую сделку в Москве смотрят весьма сдержанно…
Окончание следует