Поздно вечером 27 июля президент Молдовы Николай Тимофти подписал указ о выдвижении кандидатуры депутата от Либерально-демократической партии Валерия Стрельца на пост премьер-министра. Но молдавская политика не была бы молдавской политикой, если бы это, в сущности, протокольное событие осталось только протокольным событием.
После отставки Кирилла Габурича и назначения Натальи Герман исполняющей обязанности главы правительства коалиция правых партий вновь, как и 6, и 5, и 2 года назад, приступила к закулисным переговорам с целью определения приемлемой для всех кандидатуры. Вновь, как и прежде, главным генератором волн в тазике был председатель Либеральной партии Михай Гимпу. Он то выдвигал условия, то пересматривал их, то забывал, что вообще чего-то требовал. Словом, был самим собой.
Либеральные демократы то и дело запускали слухи для зондирования почвы – например, некоторое время назад упорно говорилось о выдвижении самого председателя ЛДПМ Влада Филата, и это притом, что постановлением Конституционного суда от 22 апреля 2013 года ему, уволенному по обвинению в коррупции, вход в премьерский кабинет заказан.
Демократы ничего не говорили – они дело делали. Например, были арестованы родственники Филата по обвинению в причастности к хищению средств из «Banca de Economii». Поскольку мы прекрасно знаем, какая партия (вернее, какой олигарх) имеет непосредственное влияние на Центр по борьбе с коррупцией, несложно понять, насколько «случайными» были эти задержания во время переговоров коалиции.
Издание «Newsmaker» ссылается на анонимный источник в ЛДПМ и пишет, что задержание родственников Филата связано с желанием демократов получить пост премьера, сохранив за собой кресло спикера. «Эти люди хотят всю страну», - отметил он. На вопрос NM, пойдут ли либеральные демократы на уступки, он ответил: «Вряд ли. Можно сгибать, сгибать, но в один момент все разогнется». О том, что демократы намерены претендовать на пост главы правительства, ранее NM говорил высокопоставленный собеседник в ДПМ. «ЛДПМ уже не раз получала эту должность. Что из этого вышло — мы все видим. Может, пришла пора уступить?» - сказал он.
Однако фамилия Филата так и не прозвучала, и либеральные демократы решили удивить страну, выдвинув в премьеры и.о. министра образования Майю Санду. Всё бы ничего, но эта хрупкая дама сумела показать характер и последовательность при реализации непопулярной реформы образования, а самое главное – весной раскритиковала собственное правительство, назвав Молдову «захваченным государством». (По этому поводу читайте также в западных отчетах). С таким «багажом» шансов на премьерство у нее было не больше, чем у Филата.
Но госпожа Санду всё равно показала зубки. Сначала появились утечки о том, что министр требует права на формирование своей команды и отстранения председателя Нацбанка и Генерального прокурора. Не дожидаясь подтверждения или опровержения, на кандидата набросился Гимпу, позволив себе откровенно хамские заявления про «красивую куклу», «она тут не умнее нас» и т.д. И это тот самый Гимпу, который зимой требовал назначения европейского прокурора. За полгода прокурор не поменялся, но лидер ЛП, надо полагать, всем доволен. И вот коалиция остановилась на Валерии Стрельце.
Но под шумок коалиционных споров власть разработала еще один план. Демократы, либеральные демократы и либералы захотели поменять Конституцию в части процедуры избрания президента. Как известно, Ст. 78 гласит, что главу государства избирают тремя пятыми депутатских голосов (61) и только с двух попыток, в случае провала которых парламент распускается и назначаются досрочные выборы.
Теперь любимые народом избранники решили, так сказать, растянуть удовольствие. А Конституционный суд уже разрешил это. Суть проста: попыток будет три, а не две, и каждая последующая будет проще: 61 депутат в первый раз, 57 во второй раз и 51 в третий раз. «У нас должен быть определенный механизм. Не может такого быть, чтобы в парламентской республике премьер-министр, который является основной фигурой и обладает главными полномочиями, избирался 51 голосом, а президент, который только издает указы и награждает, избирался тремя пятыми голосов», - цитирует «Newsmaker» Михая Гимпу.
К чему это всё? К тому, что депутаты коалиции, видимо, понимают недолговечность своего пребывания у власти, особенно в свете приближающихся в марте 2016 года выборов президента. Спешу напомнить, что именно злополучное число «61» становилось причиной объявления досрочных выборов президента в 2001, 2009 и 2010 годах, и 16 марта 2012 года правая коалиция едва не повторила судьбу предшественников, спасшись только благодаря трем «золотым» голосам группы Додона. Очевидно, теперь власть нашла формулу спасения.
Но вот что интересно: такой подход говорит мне о том, что власть страшно боится своего народа или, как минимум, не доверяет ему. Молдова – парламентская республика, и избрание президента парламентом в общем-то нормально, но если в истории страны было столько провалов избрания, то, наверное, виновата не процедура, а сами депутаты, которые не могут договориться – разве нет? Когда с момента избрания парламента этого созыва не прошло даже года, а уже случилось много «хорошего», депутаты коалиции будут действовать исключительно из чувства самосохранения – для них это нормально, а для народа не очень. Вопрос в другом: сумеют ли они договориться в марте 2016 года даже с новой процедурой и не перессорятся ли они, как бывало не раз?..