Платформа неопределенности: кто с кем и зачем

Четвертый день в Кишиневе продолжается акция протеста сторонников правоцентристской платформы «Достоинство и правда». Это самая долгая с 2002 года манифестация противников власти. Надо сказать, что количество палаток, которое день ото дня увеличивается на центральной площади Великого национального собрания, удивляет даже тех, кто верил в успех митинга. Когда его организаторы объявили со сцены в первый день, 6 сентября, что «мы никуда не уйдем, пока не будут выполнены наши требования», многие мои коллеги отреагировали скептически. Я же интуитивно поверил в серьезность платформы.

Находясь в 30-тысячной толпе в воскресный день, я почувствовал кураж, серьезный настрой и… усталость людей, окончательно разочаровавшихся во власти. Слыша со сцены обличительные слова в адрес «европейцев» молдавского Олимпа, толпа ревела от восторга и, как говорят в Интернете, «яростно плюсовала» аплодисментами. Что интересно, особенное одобрение получила фраза одного из выступавших о необходимости отставки президента, «потому что это не президент».

И вот, толпа действительно не ушла; количество палаток перевалило за 250. И я там побывал, желая впитать атмосферу «почти Майдана». Кстати, сравнение не в пользу Киева. В отличие от украинского протеста, молдавский как-то более аккуратен (подметают территорию, как в Ереване с его «Электрическим протестом») и менее озлоблен. Слышал я среди палаток и русскую речь. Протест хорошо организован с точки зрения логистики: подвозят стройматериалы для улучшения быта, регулярно доставляют еду и воду, установлены биотуалеты, палатки пронумерованы, указаны районы, откуда приехали манифестанты, а это вся Молдова. Накануне Интернет облетела умилительная фотография, сделанная моей коллегой Мариной Шупак: школьница сидит на площади (ей постелили какой-то удобный материал) и делает домашнее задание, пока ее мама участвует в акции.

Конечно, далеко не всё так радужно. В тот же день, 6 сентября, в Кишиневе параллельно проходила акция сторонников левой оппозиции в лице партии «Наш дом – Молдова», которую чаще называют «Красный блок». Около 400 активистов прошли маршем от Академии наук до центральной площади, а затем свернули к зданию Генеральной прокуратуры. Тут-то и началось. «Красные» решили установить палатки, но были быстро сметены полицейским спецназом, хотя никаких силовых действий не совершали – их единственным «преступлением» было сидение на ступеньках перед зданием ГП.

Всего было задержано 8 человек, включая лидера «НДМ» Григория Петренко, Павла Григорчука, Михаила Амерберга, Александра Рошко и др. В рюкзаке у Григорчука были найдены цепи и замки – как потом выяснилось, для строительства баррикад. Лично для меня этот замысел остался непонятным, но наличия цепи было достаточно, чтобы полицейские, а вслед за ними и пресса, близкая к вездесущему кукловоду, заговорили о подготовке к массовым беспорядкам. Задержанные арестованы на 30 суток, некоторым грозят уголовные дела по очень неприятным статьям. И это притом, что в отношении Амерберга и Григорчука еще не закрыты предыдущие уголовные дела, открытые в преддверии парламентских выборов 2014 года.

Было бы логично, если бы лидеры платформы хотя бы на словах выразили поддержку арестованным, ведь, несмотря на полярность внешнеполитических предпочтений, эти две силы объективно работают на одну цель: смену власти. Вероятно, «классовая ненависть», как сказали бы в советские годы, не позволяет уважаемым правым активистам перешагнуть через политико-психологический барьер и потребовать освобождения «экстремистов». В связи с этим хотелось бы напомнить господам из платформы слова немецкого пастора Нимёллера…

Однако вернемся непосредственно к «майдану». Конечно, главный вопрос, над которым ломает голову всё молдавское общество, независимо от политических предпочтений, - «кому это выгодно». Если сгруппировать богатейшие версии, получим три основных направления. Сторонники самой платформы гордо и уверенно говорят, что за ними народ, западные партнеры и всё прогрессивное человечество. Противники со стороны лагеря Плахотнюка (собственно, главной мишени митинга) говорят, что платформа заодно с левыми радикалами, что это рука Москвы (куда же без нее), враг европейской интеграции и всего прогрессивного. Противники с левой стороны говорят, что за платформой стоят румыны, американцы, что это никакая не альтернатива власти, а еще более опасная ее разновидность.

Самая экзотическая версия – акцию организовал сам Плахотнюк, чтобы шантажировать своих «партнеров» по коалиции, а еще лучше – избавиться от них, как например, от Филата. Однако это предположение перестало вызывать улыбку, когда сам господин олигарх написал на своей странице в Facebook довольно любопытное обращение, где дал понять, чем не возражает против досрочных парламентских выборов и не боится их.

Надо сказать, что еще не состоявшаяся европейская революция успела резко повысить градус общественных настроений – правда, к счастью, не до критической отметки. А еще в этой ситуации выявляются ангажированные личности, работающие на того или иного политика. Например, я для себя подтвердил и обновил список блогеров и журналистов, работающих на кукловода, - разумеется, я оставлю этот список при себе. Но самые главные выводы мы делать не будем. Платформа с площади не уходит, власть не сдается, общество взбудоражено, левая оппозиция обозлена, западные посольства в целом довольны. Но что если какой-то из этих пяти участников перестанет быть предсказуемым?.. Майдан в Киеве тоже был поначалу мирным…