В сентябре на первые позиции в мировой прессе снова вышла сирийская проблема. Впервые с июня 2014 года, когда ИГИЛ совершил дерзкий победоносный бросок на запад Ирака, именно сирийский фронт оказался более значимым, по актуальности затмив даже сделку по Ирану и пошаговый выход Исламской Республики на мировую арену. Что же такого произошло? Героем новой главы сирийской эпопеи, однако, стал не Башар Асад и не джихадисты, а Россия. Информационный взрыв в западной прессе показал: Москва, невзирая на продолжающуюся конфронтацию из-за Украины, не собирается сидеть молча и не боится вызвать новую волну критики от западных стран.
Сначала в медиа-пространстве появились отдельные утечки и вбросы: в Сирии замечены российские войска и бронетехника. Москва промолчала. Потом были опубликованы снимки со спутников и вполне серьезные сообщения со ссылкой на разведку. Москва ответила в духе «Не исключено». Затем сами российские власти в лице МИД дали понять, что войска и вооружения в Сирии не просто есть, а есть давно. Правда, делалась оговорка, что в порты Латакия и Тартус (где, к слову, еще с советских времен находится база снабжения ВМФ) прибыли лишь военные советники и техника для сирийской армии.
Так, агентство Reuters со ссылкой на неназванных американских чиновников заявило, что Россия разместила 7 танков Т-90 на авиабазе недалеко от Латакии. The New York Times со ссылкой на Пентагон пишет, что РФ может превратить этот опорный пункт в авиабазу для нанесения ударов по джихадистам («Газета»).
Американский телеканал Fox News со ссылкой на разведку сообщил, что наращивание российского военного присутствия в Сирии произошло после секретной московской встречи Владимира Путина с генерал-майором и командующим иранским спецподразделением «Аль-Кудс» Касемом Сулеймани. Источники видели в Сирии более тысячи российских военных («Газета»).
Американские разведчики зафиксировали российскую военную технику в аэропорту Дамаска. Один из собеседников канала АВС рассказал, что в расположении российской базы создаются казармы, в которых могут находиться «сотни военных». Между тем, сами россияне в лице одного офицера ВМФ на условиях анонимности говорят, что в настоящее время происходит укрепление базы военно-морского флота в Тартусе, куда «потихоньку» завозится новое техническое оборудование, что позволит превратить его в полноценную морскую базу. Двое других военных рассказали, что задача русских гостей – помощь сирийцам в обслуживании советских комплексов ПВО («Газета»).
Аналитический центр Stratfor опубликовал спутниковые снимки российского присутствия под Латакией. Сообщалось, там расширяют взлетно-посадочную полосу для приема тяжелых транспортников и строят две дополнительные вертолетные площадки. До публикации Stratfor о российском присутствии агентству Reuters рассказывали правительственные источники в США и министр обороны Израиля. Bloomberg писал, что Россия планирует разместить на авиабазе в Латакии самолеты МиГ-31 и Су-25. Еще российские источники говорят об отправке тяжелых «бортов» из Моздока, что в Северной Осетии, прямиком в Сирию, а также об отплытии флотилий из Новороссийска в Латакию и Тартус. Источники в сирийской армии сообщили Reuters, что армия Асада стала использовать новые виды российского высокоточного воздушного и наземного вооружения («Газета»).
Дальше – больше. Официальный представитель МИД России Мария Захарова (кстати, этот пост впервые заняла дама) заявила, что Россия никогда не делала секрета из военно-технического сотрудничества с Сирией. Передаваемые Россией сирийской армии вооружения предназначены для противодействия террористической угрозе, отметила Захарова («Взгляд»).
Интересные факты приводит наш постоянный источник Тьерри Мейсан. По его словам, Россия только сейчас начала передавать сирийской армии спутниковые разведданные. Это в корне меняет положение на фронте, т.к. до сих пор террористы избегали ударов со стороны сирийской армии «благодаря спутниковой информации, которую НАТО поставляла им в реальном времени». Теперь Альянс будто бы перестал давать информацию ИГИЛ, но продолжает делиться с «Фронтом Джебхат ан-Нусра» (филиал «Аль-Каиды»).
Москва, тем временем, решила взять быка за рога. Говорят, сирийская тема станет одной из ведущих в ходе предстоящего выступления Путина в ООН, а пока министр обороны РФ Сергей Шойгу провел телефонные переговоры со своим американским коллегой Эштоном Картером. К слову, это первая беседа двух военных министров за год. «В ходе часовой беседы министры подробно обсудили обстановку на Ближнем Востоке в целом и ситуацию в Сирии и Ираке в частности. В центре особого внимания – необходимость координации двусторонних и многосторонних усилий по противодействию международному терроризму», - сказал официальный представитель Минобороны РФ, генерал-майор Игорь Конашенков («Интерфакс»).
Однако не прошла незамеченной его оговорка о том, что «по большинству вопросов мнения сторон близки или совпадают». Ему фактически вторил госсекретарь США Джон Керри, который в ходе встречи с британским коллегой Филиппом Хэммондом сказал, что у России и Америки «общие цели» в ходе борьбы с ИГИЛ («The Guardian»). Но так ли оптимистично настроены в России и на Западе?..
Продолжение следует