День 30 сентября 2015 года войдет в историю сирийского конфликта как День коренного перелома. Слухи, циркулировавшие в западной и турецкой прессе с середины августа, подтвердились на высочайшем уровне: Россия вступает в сирийскую геополитическую партию. В последний день сентября президент РФ Владимир Путин направил в Совет Федерации запрос о разрешении на использование вооруженных сил за рубежом, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 года. Разумеется, высшая палата российского парламента в тот же день (!) единогласно выполнила просьбу Кремля.
«Мы исходили из того, что в первую очередь это в интересах национальной безопасности России по многим причинам. Потому что, если сегодня эту гидру не задавить на корню там, где она воюет, если сегодня не разгромить «Исламское государство», возможна угроза всему миру, угроза расползания ИГИЛ в другие государства, вплоть до Европы и России», - сказала спикер СФ Валентина Матвиенко по итогам голосования в среду (цитата по «Интерфакс»).
Но оставался вопрос о том, от кого исходила инициатива. Сомнения, однако, быстро развеял глава администрации Кремля Сергей Иванов, приехавший на заседание Совета Федерации. «…Хочу вас проинформировать, что президент Сирийской Арабской Республики обратился к руководству нашей страны с просьбой об оказании военной помощи. Таким образом, можно констатировать, что с терроризмом, конечно, бороться надо, надо объединять усилия, но при этом необходимо соблюдать нормы международного права», - цитирует чиновника РИА Новости. Иванов добавил, что речь идет о применении военно-воздушных и военно-космических сил, а наземной операции не планируется.
И не успели информагентства возвестить миру о решении Москвы, как посыпались сообщения об уже начатых атаках российских ВКС на позиции террористов в Сирии. Соответствующую информацию официально подтвердило министерство обороны России. «Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу проинформировал своих коллег по ОДКБ о том, что в ходе воздушной операции в Сирии самолеты российских ВКС наносят удары по военной технике, узлам связи, транспортным средствам, складам оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов, принадлежащих террористам ИГИЛ», - сказал официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков («Интерфакс»).
Однако главной причиной небывалого мирового ажиотажа стал не сам факт начатой операции, а то обстоятельство, что российские боевые самолеты и ракеты поражают объекты не только ИГИЛ, но и других группировок, включая тех, кого на Западе принято называть «умеренной оппозицией». Первые удары ВКС РФ, размещенных в Латакии, пришлись на позиции противников Асада в Хаме, Хомсе и Идлибе. В те же дни стало известно о создании в Багдаде совместного информационного центра России, Ирана, Ирака и Сирии; там работают представители генеральных штабов этих стран.
Менее чем за 2 недели российские удары серьезно изменили расклад в пользу официального Дамаска; джихадисты и террористы всех мастей несут потери в технике, живой силе и инфраструктуре. Кульминацией процесса стали совсем уж внезапные ракетные удары из Каспийского моря (!) по позициям ИГ в Ракке и других опорных пунктах. Сообщается, что 26 крылатых ракет «Калибр» были запущены с четырех кораблей Каспийской флотилии РФ, пролетели на высоте 25-50 метров через воздушное пространство Ирана и Ирака и попали в цель с точностью до трех метров. Всего же, по словам министра Шойгу, было уничтожено более сотни различных объектов ИГИЛ (подробности на инфографике от РИА Новости).
Интересно посмотреть на первую реакцию западных политиков. РБК сделал хорошую подборку комментариев:
Джон Керри, госсекретарь США: «Если Путин встал плечом к плечу с Асадом, Ираном и «Хезболлой», он получит серьезные проблемы с суннитскими странами в регионе. Суть в том, что завершить этот конфликт, не включив суннитов в процесс поиска политического решения, невозможно».
Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Если Россия будет поддерживать силы международной коалиции, сражаясь против ИГ, значит, всё идет правильно. Но если она будет бомбить сирийскую оппозицию, это шаг назад. Но надо еще понять, что случилось на самом деле».
Лоран Фабиус, глава МИД Франции: «Разумеется, все мы должны сражаться вместе против ИГ. Но чтобы присоединиться к западной коалиции, Москва должна соблюдать ряд условий. Целью бомбардировок должны быть позиции ИГ и других террористических группировок, но не мирное население и умеренная оппозиция. Надо положить конец беспорядочному бомбометанию сирийской армии. Башар Асад в конечном счете должен уйти из власти, чтобы дать сирийскому народу надежду: нельзя допустить, чтобы у народа была возможность выбора только между преступным режимом и варварами-террористами».
Франк-Вальтер Штайнмайер, глава МИД ФРГ: «До сих пор у нас нет надежных данных о целях российских авиаударов. Необходимо получить скорейшее разъяснение по поводу этих позиций. Должна быть международная поддержка военных действий, иначе, с учетом градуса всей ситуации, есть опасность возникновения дальнейших недопониманий и разногласий».
Комментарии политиков и прессы Запада менялись по мере усиления военных ударов РФ…
Продолжение следует