Все дороги ведут в Тегеран. Часть 2

Несмотря на скепсис консервативного крыла иранского истеблишмента, оно не стало блокировать Соглашение с международными посредниками. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи одобрил венскую сделку и распорядился начать ее выполнение, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на агентство Reuters. Известно также, что положительный отзыв поступил от Корпуса стражей исламской революции – самого элитного подразделения иранской армии.

Кроме того, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано заявил, что Иран уведомил Агентство о начале применения дополнительного протокола к соглашению о гарантиях. «18 октября гендиректор был проинформирован Ираном, что Тегеран начнет применять дополнительный протокол к соглашению о гарантиях, не дожидаясь его ратификации меджлисом, а также будет полностью выполнять измененный код 3.1», - говорится в сообщении на сайте агентства, на которое ссылается «Коммерсант».

А в конце сентября официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест сообщил, что Иран начал взаимодействовать с МАГАТЭ еще до вступления Соглашения в силу. «Иран на протяжении долгого времени сопротивлялся сотрудничеству с любыми инспекциями, которые собиралось проводить МАГАТЭ. Но мы теперь видим данные о том, что Иран сотрудничает с инспекциями МАГАТЭ», - цитирует чиновника газета The Washington Times, на которую ссылается «Газета».

По словам Эрнеста, визит в Парчин (там расположен один из ядерных объектов) генерального директора Агентства Юкии Амано опровергает заявления критиков о том, будто «Иран сам себя инспектирует», а также то, что иранская сторона не предоставит доступа специалистам МАГАТЭ к своим военным объектам.

Тем временем правительство Ирана дало понять, что не намерено «раскачиваться» с имплементацией венской сделки, «но многое зависит и от другой стороны соглашения». Как заявил представитель Организации по атомной энергетике Ирана Бехруз Камалванди, официальный Тегеран «хотел бы выполнить свои обязательства как можно скорее, но мы должны быть уверены, на всякий случай, выполняет ли другая сторона свои обязательства». «Поэтому нам необходимо предпринимать шаги твердо, быстро, но и уверенно, то есть это зависит и от другой стороны», - цитирует иранского чиновника агентство РИА Новости.

С другой стороны, Иран не оставил никаких сомнений в нефтяном вопросе. «Иран увеличит экспорт с первого дня после того, как будет реализовано соглашение по ядерной программе и сняты санкции», – заявил министр нефти Биджан Зангане, слова которого приводит газета «Ведомости» со ссылкой на Financial Times. Министр особо подчеркнул, что двери открыты «даже для американских компаний», но они, по всей видимости, пока не получили разрешения от своего правительства. По словам Зангане и Рокноддина Джавади, управляющего директора National Iranian Oil Co., Иран может нарастить нефтедобычу и экспорт на полмиллиона баррелей в день сразу же после снятия санкций, а на то, чтобы начать добывать нефть в досанкционных объемах, потребуется более полугода.

Кроме того, Иран не будет ждать разрешения от ОПЕК, чтобы начать наращивать добычу. «Мы вернем нашу нефть на рынок, и он ее примет. Все члены ОПЕК, с которыми я это обсуждал, приветствуют это», – заявил Биджан Зангане. Однако в Тегеране считают, что страны картеля должны договориться о снижении квот на нефтедобычу, чтобы вернуть цены на уровень $70-80 за баррель, потому что нынешние цены «никому не нравятся».

«Ведомости» напоминают, что к 15 декабря МАГАТЭ должно представить отчет о выполнении Соглашения Ираном. И хотя американское правительство подчеркивает, что санкции не будут сняты в случае невыполнения Ираном своих обязательств, в Белом доме не считают декабрьский доклад МАГАТЭ необходимым условием для снятия санкций. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника, «это не наше дело – оценивать качество [представленных МАГАТЭ] данных. Это дело Ирана и МАГТАЭ».

Чтобы окончательно убедиться в серьезности намерений США, достаточно ознакомиться с мнением бывшего госсекретаря США в 1997-2001 годах Мадлен Олбрайт. В интервью телеканалу CNN она заявила, что не питает особых иллюзий по поводу скорого улучшения отношений с Ираном. «Однако было бы опасно не продолжать диалог, и опыт убеждает меня в том, что ядерное соглашение между мировыми державами и Ираном – мудрая дипломатическая инициатива, - сказала мадам Олбрайт. – После внимательного прочтения положений Совместного всеобъемлющего плана действия я уверенно поддержала его».

Если тяжеловесы правящей Демократической партии столь убеждены в правильности решения поддержать иранскую сделку, можно быть уверенным в том, что американцы имеют серьезные виды на Иран со всей его энергетикой и промышленностью. Но цена вопроса отнюдь не только в нефти. США де-факто открыли двери персам в сирийском урегулировании, к вящему неудовольствию Саудовской Аравии и Турции. Один только этот эпизод подтверждает предположения экспертов о том, что американцы будут ослаблять свое влияние на Ближнем Востоке, передавая права «смотрящего» Ирану и, чего уже скрывать, России (кто-то еще сомневается, что Вашингтон молча одобрил вступление Путина в сирийский конфликт? Всё прочее – дипломатическая и медийная пена).

Кроме того, через год в США пройдут президентские выборы, и на место Барака Обамы придет другой человек. Не исключено, что это будет его соратница по партии Хиллари Клинтон, которой он должен оставить позитивное наследие. А что может быть лучше большой сделки с предсказуемым Ираном, который к тому же будет урегулировать региональные проблемы на пару с Россией? Говорим «Иран», подразумеваем «довольные демократы»…

Часть 1