Сирийский узел: Россия и США сближают позиции

По мере того как США, Россия и Франция подают сигналы о возможной координации усилий в борьбе с террористами в Сирии, политики и наблюдатели всё увереннее говорят о сближении позиций Москвы и Вашингтона в более широком смысле. Удобной площадкой стали достаточно плодотворные переговоры международной контактной группы в конце октября в Вене, и президент США Барак Обама впервые признал, что Россия сыграла там «конструктивную роль».

Выступая в столице Филиппин «на полях» саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, хозяин Белого дома положительно оценил вклад Москвы в венские переговоры, но оговорился, что противоречия сохраняются. «Тут есть зацепка – она в том, что Москва все еще заинтересована в сохранении Асада у власти, - цитирует Барака Обаму газета Коммерсант. – Но эти разногласия не мешают нам рассматривать вопрос о том, как добиться прекращения огня [в Сирии]». Президент США призвал Россию сосредоточиться на ударах по объектам ИГИЛ: «Возможно, Россия сможет переориентироваться на эти задачи после того, как по вине ИГ с одним из ее самолетов произошла ужасная трагедия. Мы бы это приветствовали».

Сразу после терактов в Париже состоялся новый раунд консультаций в венском формате. Само собой, трагической фон послужил сильным стимулом для поиска и нахождения решений, столь нужных для разрушенной Сирии. Как следует из итогового документа этого раунда, переговоры между сирийским правительством и оппозицией под эгидой ООН «должны начаться как можно скорее – с ориентировочной датой 1 января будущего года», пишет французская газета Le Monde. В течение шести месяцев после установления режима прекращения огня должно быть сформировано переходное правительство, что позволит начать работу над проектом новой конституции Источник.

Другое французское издание – Les Echos – полагает, что, несмотря на отсутствие определенности по вопросу дальнейшей судьбы Башара Асада, Москва и Вашингтон сближают позиции. Российский и американский лидеры провели конструктивные переговоры 15 ноября «на полях» саммита G20 в Анталье, после чего глава Белого дома заявил, что РФ и США договорились о необходимости смены власти в Сирии, которую будут осуществлять и контролировать сами сирийцы. «Ей будут предшествовать прекращение огня и проводимые при посредничестве ООН переговоры между сирийской оппозицией и режимом Башара Асада», - сообщает газета (Источник тот же).

Благожелательный отклик получила Россия и от Североатлантического альянса. Как заявил генсек военного блока Йенс Столтенберг, «Россия может играть конструктивную роль в этом процессе» (в сирийском урегулировании). «Однако что касается военных усилий России, мы видим, что значительная часть ее действий проводится в районах, не контролируемых «Исламским государством»», - добавил Столтенберг. Он выразил надежду, что усилия Москвы будут направлены на борьбу с ИГ, а не на поддержку режима Башара Асада, пишет Лента.

Постпред РФ при НАТО Александр Грушко сказал РИА Новости, что попыток со стороны Альянса возобновить сотрудничество с Москвой на каком-либо уровне пока нет. «Хотя на уровне многих национальных делегаций мы слышим сигнал о том, что, конечно, уже надо думать над тем, как восстанавливать взаимодействие», - добавил дипломат.

Последние события обусловили некоторое потепление в отношениях России с традиционно сдержанной Великобританией. На саммите в Анталье Путин признал, что они переживают не самые лучшие времена, но «есть определенное оживление». «Абсолютно доброжелательно, абсолютно конструктивно и в совершенно нормальном рабочем порядке», - характеризовала консультации Светлана Лукаш, шерпа России в «двадцатке». «Некоторые говорят, что они практически армрестлингом занимались, это не так!», - цитирует Лента госпожу Лукаш.

Между тем, в самой Британии тоже обратили внимание на укрепление позиций Путина в диалоге с западными партнерами. Так, газета The Guardian вышла с материалом под говорящим названием «Путин: из изгоев в политические воротилы, и всё за один год». «Подвергающиеся беспощадным ударам со стороны «Исламского государства», страдающие от кризиса с беженцами и поэтому отчаянно пытающиеся положить конец сирийской войне европейские лидеры при поддержке Обамы пришли к тревожному, но в историческом плане не такому уж и новаторскому выводу: они нуждаются в России», - констатирует издание.

Газета ссылается на бывшего президента Франции Николя Саркози, который после терактов в Париже призвал создать «новую всеобъемлющую коалицию» для борьбы с ИГИЛ. «Мы должны сделать выводы из ситуации в Сирии, - сказал он. – Нам нужны все, чтобы уничтожить ИГИЛ, в том числе и русские. Двух коалиций в Сирии быть не должно». Олланд поддержал призыв своего предшественника о начале единых международных военных действий совместно с Россией, отмечается в тексте.

Газета The Guardian приходит к выводу, что «Путин сделал дипломатический хет-трик». Во-первых, он добился от Запада признания того, что российские военные действуют в Сирии на законных основаниях и играют там важную роль. Во-вторых, Обама и Кэмерон вынуждены признать, что Башар Асад может остаться у власти, возможно, на весь 18-месячный переходный период, когда под эгидой ООН будут идти мирные переговоры по Сирии. В-третьих, складывается впечатление, что Путин также добился молчаливого признания той ситуации, которая сложилась в Украине.

«Официальные лица говорят, что Обама на встрече с Путиным в Турции поднимал вопрос об Украине. Но возврат Крыма никто не обсуждал. Можно сделать вывод: рискованное предприятие Путина, когда он самым вопиющим образом нарушил нормы международного права, вполне удалось, и Киев навсегда потерял Крым, - пишет газета. – Однако самодовольная американская оценка, состоящая в том, что Путин – умелый тактик, но плохой стратег, сегодня кажется безнадежно ошибочной. Путинская интервенция в Сирии не ослабила его позиции, а вернула России ее место за главным столом переговоров. Теперь Путин – уже не блюдо из меню; теперь он новый шеф-повар в дипломатии».

В свою очередь, агентство Bloomberg полагает, что российский президент превратился из изгоя в активного участника мировых событий, а американская газета The Wall Street Journal признала, что Путин «оказался на передовых и центральных позициях всего саммита в Турции» Источник.

Директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамин Попов считает, что США начинают пересматривать свою политику, но пока не готовы кардинально ее изменить. «…Реалии сегодня таковы, что они заставляют американцев пересматривать какие-то постулаты, которые были для них абсолютными еще год-три назад. Это естественно. То, что произошло с нашим самолетом на Синае, то, что случилось в Париже – влияет на умы и на настроения всех американцев без исключения, особенно тех, кто понимает, что если не идти в ногу со временем, можно безнадежно отстать. Вот поэтому американцы и пошли на некоторые шаги, о которых мы говорили давно – нужно мирное политическое урегулирование в Сирии, нужно действовать сообща», – сказал Попов в эфире радио Sputnik.

Российский политолог Федор Лукьянов уверен, что венские переговоры по Сирии – это второй, после иранского вопроса, случай «переговоров с открытым финалом, когда формат решения должен определиться в ходе дискуссии, а не предписан заранее, так что участникам остается только обсуждать путь его достижения». «Перемены произошли, конечно, не столько благодаря России, сколько по причине того, что прежние подходы зашли в тупик. И американская военно-политическая монополия, и ценностно-обусловленный метод решения конфликтов, и «дипломатия без альтернатив» не в состоянии справляться с нарастающим клубком проблем. Тем не менее, агентом перемен послужила именно Россия, что и принесло Путину очередную победу в номинации самого влиятельного политика по версии «Форбс»», - пишет эксперт на сайте Газеты.

Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов полагает, что идея создания коалиции против ИГИЛ принадлежит не США, а Франции в лице ее президента Франсуа Олланда. «В то же время было бы непростительной ошибкой не заметить изменения тона американской стороны, готовой к взаимодействию с Москвой на разных уровнях», - сказал политолог в интервью Коммерсанту.

По словам эксперта, две встречи Обамы и Путина, прошедшие этой осенью – в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН и в кулуарах саммита G20, - принципиально отличаются друг от друга. «Если после Нью-Йорка продолжалось нагнетание жесткой риторики, то сегодня США уже склонны рассматривать Россию скорее не как часть сирийской проблемы, а как сторону, участвующую в ее решении», - заявил Кортунов.

Продолжение следует…