Я исключительно редко пишу на непрофильную экономическую тему, но т.к. цена на нефть – понятие скорее геополитическое, я не могу не посвятить этому вопросу отдельный материал. В 2015 году «черное золото» дало повод говорить о себе чуть ли не на каждом углу. Политики и нефтяники, политологи и автолюбители – все обсуждают цену на нефть. Кто-то, как в России или Иране, надеется, что резкое падение будет недолгим, а другие, как американцы, надеются на сохранение нынешней динамики на среднесрочную перспективу.
Я думаю, нет нужды напоминать уважаемым читателям всю эпопею вокруг удешевления нефти на мировом рынке. Только несколько фактов: в июле 2014 года началось снижение цены: было 110 долларов – стало 80 долларов уже в октябре. В ноябре прошлого года первая скрипка ОПЕК, Саудовская Аравия, отказалась снижать квоту на добычу, из-за чего цены продолжили падение и достигли рекордных 45 долларов в январе 2015 года.
Весь год процесс то замедлялся, то ускорялся, то поворачивал вспять, но общая тенденция сохранилась. А в начале декабря ОПЕК решила повысить квоты, в результате «корзина» организации подешевела с 38 долларов до немногим менее 31 доллара, при этом марка Brent упала c 43,5 до 36 долларов за баррель. Попробуем кратко перечислить причины столь драматических перемен:
- снижение темпов роста экономики Китая, крупнейшего после США мирового потребителя нефти
- максимальное пополнение запасов в США и Европе
- сохранение или повышение объемов добычи в крупнейших странах-производителях
- ожидание выхода Ирана из международной изоляции и, как следствие, еще большее увеличение добычи
- продолжение «сланцевой революции» в США, которая, как выяснилось, пережила удешевление нефти.
Те же американцы сыграли решающую роль в «добивании» черного золота. Во-первых, в декабре Вашингтон снял запрет на закупку иранской нефти. Во-вторых, Барак Обама подписал решение Конгресса о расконсервировании собственных нефтяных запасов. Отныне Штаты могут начать экспорт топлива – впервые за 40 лет.
Как пишет «Газета», Иран благодаря решению США сможет выпустить на рынок еще 0,7-1 млн. баррелей в сутки. Дополнительные объемы нефти при существующем ее переизбытке и возможный демпинг со стороны Ирана могут обвалить цены. Источник в нефтяной отрасли рассказал изданию, что Иран, Ирак и Саудовская Аравия заключили договоренность об изменении самой формулы цены на нефть. «На сколько бы ни упала цена барреля, они все равно будут продавать дешевле», - сказал собеседник «Газеты».
Что касается собственно американского экспорта, он стал возможным благодаря консенсусу между республиканцами и демократами. Интересно, что инициативу изначально выдвинули «слоны», а «ослы», традиционно более чувствительные к вопросам экологии, поддержали ее лишь при условии предоставления льгот для ветряной и солнечной энергетики. Причем, как отмечает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, объем этих льгот в финансовом выражении должен быть не меньше, чем выгода, которую получат нефтяники от экспорта.
Между тем, эксперты в беседе с РБК говорят, что отмена запрета на экспорт нефти из США несильно повлияет на мировые цены. «На добычу нефти в США, прежде всего, влияют мировые цены – сейчас она падает из-за того, что часть проектов не может выдержать цену ниже $50. Вопрос запрета экспорта на это не влияет, влияет только цена. Если цена вернется к $60 и выше, добыча возобновит рост и запрет экспорта, как и раньше, не сможет этому помешать», - сказал, в частности, директор Института энергетической политики Владимир Милов.
С другой стороны, «Лента» отмечает, что мировой рынок нефти в ближайшее время ждут серьезные потрясения, т.к. США по уровню добычи занимают уже третье место в мире, после России и Саудовской Аравии. К тому же Вашингтон не состоит в ОПЕК и остается принципиальным противником любого административного установления и квот на экспорт углеводородов, и цен на них.
Продолжение следует…